РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары составе
председательствующего Родомакина И.А..
с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Слива Г.Ю.,
при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4619/10 по заявлению Пименова Владимира Николаевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 27 от 05.09.10 № 10/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу,
УСТАНОВИЛ:
Пименов Владимир Николаевич обратился с заявлением в Кировский районный суд г.Самары, указав, что решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 № 950 в соответствии со статьей К) Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ № 67), статьей 12 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее -ЗСО № 57-ГД), статьей 7 Закона Самарской области от К) декабря 2003 года №> 112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления». Законом Самарской области от 26 февраля 2009 года № 14-ГД «О продлении и сокращении сроков полномочий глав и представительных, органов муниципальных образовании на территории Самарской области», статьей 12 Устава городского округа Самара были назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на 10 октября 2010 года. 18 июля 2010 года в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №. 27 по выборам депутата Думы городского округа Самара пятого созыва (далее - ОИК) заявителем были представлены: документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, а 27 августа 2010 года - документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЗСО № 57-ГД регистрация кандидата при наличии документов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 22, пункте 4 статьи 24 вышеуказанного закона, осуществляется на основании: либо необходимого в соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЗСО № 57-ГД количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области; либо решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), или решения о выдвижении кандидата, принятого региональным отделением пли иным структурным подразделением указанной политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). На основании указанного решения без сбора подписей избирателен осуществляется также регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов главы
2
муниципального образования. другого выборного должностного лица местного самоуправления законодательных, (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии). В качестве основания для регистрации Пименов 13.11 представил в ОИК подписи избирателей в количестве 615, сброшюрованные в папку (116 листов). Для регистрации в качестве кандидата необходимое количество составляет 558 подписей избирателей. Сданные заявителем подписи в период с 27 августа 2010 года по 2 сентября 2010 года подвергались проверке рабочей группой, созданной ОИК. 2 сентября 2010 года ОИК выдала заявителю «Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № 27 Пименова Владимира Николаевича» с приложенным к нему копией ведомости проверки подписных листов и копии справки эксперта. В итоге, 5 сентября: 2010 года. ОИК приняла решение № 10/1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы; городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу». Основанием для принятия указанного решения послужил протокол Рабочей группы об итогах проверки подписных листов, представленных заявителем, с выводами которого заявитель не согласен в части признания недействительными 100 % подписей (615) по коду 3 (пункт 10 статьи 26 ЗСО № 57 - все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - 6 к настоящему Закону), ввиду отсутствия в них сведений о судимости: кандидата, отсутствия пустых строк с подстрочниками, и в части признания недействительными 3.25 % подписей (20) по коду 19 (даты исполнены одним лицом - справка Эксперта № 7009 от 31.08.10). В соответствии с пунктом 8 статьи 37 ФЗ №. 67 форма подписного листа, и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставя в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. На выборах депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва форма подписного листа устанавливается ЗСО № 57 ГД {Приложение № 2 - 6) -не бланк подписного листа, а именно форма. Указанные нормы: закона определяют форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению в подписной лист, и указания по способу их внесения. Понятие «форма подписного листа» законодательством не определена. При расширительном толковании под «формой подписного листа» можно понимать все. что угодно: не только наличие пустых граф и подстрочников, но и размеры листа, соотношение его сторон, шрифт надписей, расположение надписей, длину линий, количество строк и так далее, то есть при расширительном толковании понятия «формы подписного листа» удовлетворение всех требование законодательства становится невозможным. Трактуя, употребленное в пункте 6 статьи 36 ЗСО № 57-ГД понятие «форма подписного листа», следует исходить из требований, предъявляемых к содержимому подписного листа, учитывать относительное расположение граф в подписном листе и цели института сбора подписей. Учитывая все эти факторы, исходя из совокупного смысла норм, касающихся сбора подписей, следует признать. что под «формой подписного листа» подразумевается взаимное расположение установленной законом информации о выборах, кандидате, избирателях, сборщиках подписей, а также заголовков и заверяющих надписей. Ни подстрочные надписи, ни длина и количество линий, ни необязательные для заполнения (а тем более - запрещенные для заполнения) пустые графы не
являются элементами формы подписного листа в значении пункта 6 статьи 36 ЗСО № 57-ГД, поскольку иная трактовка противоречит самим целям института сбора подписей, и предоставляет возможности для нарушения конституционного принципа свободы выборов. Институт сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата предусмотрен с целью предварительно выявить наличие минимальной поддержки кандидата у избирателей, чтобы не расходовать лишние средства, бюджета на организацию выборов. В процессе сбора подписей может выявиться фактическая поддержка в обществе выдвинутым кандидатам, спискам кандидатов, инициативе проведения референдума или. напротив, может не найтись поддержки случайным, не имеющим авторитета кандидатам или неактуальным вопросам референдума. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.13.98 № 26-П указывается, что «устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей» (цитируется по книге «Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том. какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или неподдержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики в полной мере присутствуют в моих подписных листах, Присутствие в подписных листах пустых граф не дополняет для избирателя информацию о кандидате. При этом, в силу пункта 9 статьи 37 ФЗ № 67. пункта 8 статьи 36 ЗСО № 57-ГД «Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе» и подстрочника Приложения № 2-6 ЗСО № 57-ГД «.наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статья (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса. принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием: наименования этого закона» наличие некоторых из указанных характеристик в подписном листе обусловлено специальными условиями. Таким образом, дополнительные сведения, подлежат внесению в подписной лист лишь в случае если они в действительности имеют место быть. Пименов В.Н. не судим, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязан. Аналогичная правовая позиция обоснованна и подтверждается выводом, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2004 года (по гражданским делам) (утвержденном постановлен нем Президиум а Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 г.): «Отсутствие текста примечания по смыслу закона не является нарушением формы подписного листа. В отличие от остальной части подписного листа, которая в обязательном порядке должна содержать указанные в нем сведения, сведения, содержащиеся в примечании № 1, являются дополнительными и вносятся в подписной лист только в том случае, если они в действительности имеют место быть. Как правильно указано в кассационных жалобах истца (кандидата в депутаты) и избирательной комиссии отсутствие в подписном листе самого текста Примечания не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно личности кандидата в депутаты. Судом установлено, что кандидат в депутаты (истец) не судим, не имеет гражданства иностранного государства, не принадлежит к общественному объединению, в связи с чем и не указаны им сведения, содержащиеся в примечании № 1. Следовательно, у суда первой инстанции не было оснований для признания недействительными подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты (истца), по тому основанию, что в подписных листах отсутствовал текст примечания.» Кроме того, в соответствии с абзацем 11 пункта 10 статьи 37 ЗСО № 57-ГД недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2-6 к ЗСО №!.
4
57-ГД. а не изготовленными не по форме. Таким образом, представленные заявителем подписные листы, но его мнению, полностью соответствуют всем требованиям ЗСО № 57 и прознавать недействительными 100 % представленных подписей недопустимо, В связи с нарушениями избирательного законодательства, допущенными рабочей группой О14К в ходе проверки, а также при составлении итогового протокола, указанный протокол не может служить основанием для принятия решения об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27. Даже при условии признания недействительными 20 подписей избирателей по коду нарушения 19, всего необходимых подписей составляет 558, а у заявителя их 595, что превышает необходимый уровень для регистрации. На основании изложенного, в соответствии пунктом 6 статьи 76 ФЗ №67. пунктом 4 статьи 65 ЗСО № 57-ГД в порядке, содержащемся в подпункте б) пункта 6 статьи 75 ФЗ №67. заявитель просит:
отменить полностью решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 27 от 05.09.10 № 10/1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу» и зарегистрировать Пименова В.Н. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27.
В судебном заседании заявитель Пименов В.Н. полностью поддержал свое заявление по основаниям, в нем изложенным, просил его удовлетворить. Полагает, что оспариваемым решением окружной избирательной комиссии № 27 нарушаются его избирательные права.
Представитель окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 27 в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя ОИК № 27. а также письменный отзыв, в котором указал, что окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 27 по Кировскому району городского округа Самара (далее ОИК №27) не поддерживает заявленные кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 27 Пименовым В.Н. требования по следующим основаниям. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 38, п. 2 ст.36 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее - Закон Самарской области) кандидатом Пименовым В.Н. для регистрации в избирательную комиссию были представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателен, первый финансовый отчет, банковская справка о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда. Кандидат Пименов В.Н. представил в избирательную комиссию 116 подписных листов, содержащих 615 подписей избирателей. В соответствии с ч.1 ст.37 Закона Самарской области ОИК № 27 осуществила проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Пименова В.Н. Вышеуказанная проверка подписных листов была произведена в полном соответствии с требованием областного и федерального законодательства РФ. В порядке ч.2 ст.37 Закона Самарской области к проверке подписей были привлечены эксперты из числа специализированных учреждений и направлен соответствующий запрос в Экспертно-Криминалистический центр ЭКЦ ГУВД по Самарской области. На вышеуказанный запрос ОИК №27 получила соответствующее заключение (справка эксперта №7009 от 31.08.10 из ЭКЦ ГУВД по Самарской области). Незамедлительно после получения ответа из ЭКЦ ГУВД по Самарской области, 02.09.10 Пименов В.Н. был надлежащим образом, уведомлен о вышеуказанной проверке телефонограммой, что подтверждается записью в журнале регистрации документов, направленных ОИК №27 в адрес Пименова В.Н. (копия журнала прилагается к отзыву). Также кандидатом, 02.09.10 в 11.00, было лично получено извещение о проверке подписных листов рабочей труппой по проверке подписных листов, назначенной на 02.09.10 в 18.30 02.09.10 состоялась проверка подписных листов рабочей группой по проверке подписных листов Пименова В.Н,, на которой кандидат лично присутствовал. В ходе проверки подписных листов рабочей группой было выявлено несоблюдение требований, предъявленных к форме подписного листа, установленной ч. 6 ст.36 Закона Самарской области, в соответствии с которой
подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 2-6 к вышеуказанному закону, а также выявлено по заключению эксперта 20 подписей, в которых дата внесения подписи избирателей выполнена ими не собственноручно. 02,09.10, в результате проверки подписных листов кандидата Пимеиова В.Н. рабочей группой ОИК № 27 были составлены Ведомость и Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Копии вышеуказанных документов были получены Пименовым В.Н. 02.09.2010 года, о чем свидетельствует отметка и подпись на Итоговом протоколе. Одновременно, Пименовым В.Н. также было получено извещение о заседании ОИК № 27, назначенное на 05.09.2010г. в 18.40. В соответствии с результатами проверки подписных листов в итоговом протоколе зафиксировано следующее: 615 подписей избирателен. представленные кандидатом Пименовым В.Н. были признаны недействительными, что составляет 100% от общего числа подписей избирателей, представленных Пименовым В.Н. для проверки. Число достоверных (действительных) подписей составило 0. что недостаточно для принятия решения ОИК №27 о регистрации кандидата. На основании зафиксированных в итоговом протоколе выводов и руководствуясь п.п. Д п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ (далее - Федеральный закон) и п.5 ч. 9 ст.38 Закона Самарской области в соответствии с которыми одним из основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных (или недействительных) подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. ОИК №27 приняла обоснованное решение №10/1 от 05.09.10 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №27 Пименову Владимиру Николаевичу». Доводы Пимеиова В.И., изложенные в его заявлении, о том, что вывод рабочей группы, изложенный в Итоговом протоколе о признании представленных им всех 615 подписей недействительными на основании п. 11 ч 10 ст. 37 Закона Самарской области неправомерен, а также заявление кандидата о том, что представленные им подписные листы полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к форме подписного листа Федеральным законом и Законом Самарской области, не основан на законе н не соответствует действительности. В соответствии с п. 11 ч. 10 ст.38 Закона Самарской области недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном: с нарушением требований, установленных приложениями №2-№6 к Закону Самарской области. Было выявлено отсутствие в подписных листах графы, предназначенной для внесения сведений о наличии или отсутствии судимости кандидата. Тем самым Пименовым В.Н. не были предоставлены сведения, исчерпывающий перечень которых в императивном порядке установлен вышеуказанным законом.. 11ризнан не подписных листов недействительными на основании, изготовленных с нарушением установленной формы, в связи с отсутствием сведений о судимости кандидата подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ (Решение Верховного суда РФ от 25.09.2009 года по делу № 5-Г09-96).
Выслушав заявителя, заключение помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы 1 МО., полагавшей отказать в удовлетворении заявления Пименова В.Н. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 27 от 05.09.10 № 10\1, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 259 ч. 1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные труппы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления. общественных объединений. избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
6
Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Согласно ст.246 ч. 3 ГПК РФ. при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12,06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст.ст,37,38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В со ст.4 ч. 3 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. .. осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ч. 1, ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом, Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей.
Зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата.. списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созывай Главы городского округа Самара».
18.07.10 в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутата Думы городского округа Самара пятого созыва Пименовым В.Н. были представлены документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27, а 27 августа 2010 года - документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
02.09.10 рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Пименова В.В.. в соответствии с которым из 615 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п.11 4.1.0 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» было признано недействительными 615 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Пименова В.Н., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных указанным Законом Самарской области. Кроме того, 20 подписей признаны недействительными в связи с тем, что дата внесения подписи не выполнена избирателем собственноручно л.д. 13).
05.09.10 окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона. Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей л.д. 12).
Нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п. 11 ч. 10 ст.37 указанного Закона.
В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Пименова В.Н.. переданные заявителем в
8
окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом: установлено, что все указанные подписные листы - 116. составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением № 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).
Поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, данное обстоятельство, в силу п. ll ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что понимание "формы подписного листа", из которого исходили члены ОИК № 27 принимая оспариваемое решение, противоречит закону, поскольку в соответствии со ст.37 ч.8 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом, в данном случае - Законом Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования". Приложениями №№2-6 к указанному Закону предусмотрена соответствующая форма подписного листа, которая является графическим отображением требований, предъявляемых к подписному листу и в силу своей императивности произвольному толкованию не подлежит.
Ссылка заявителя на то. что подстрочный текст является примечанием, а отсутствие примечания не является нарушением формы, несостоятельна, поскольку, согласно приложению №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в предусмотренной указанным законом форме подписного листа какие-либо примечания отсутствуют, подстрочный текст примечанием не является, поскольку не поименован в качестве такового.
Кроме того, судом при обозрении подписных листов установлено, что место жительство кандидата Пименова В.Н. в подписном листе указано следующим образом: "Московская область, г. Ступино, проспект Победы, д. 14 кв. 2".
В соответствии с приложением №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в числе сведений о кандидате должно быть указано его место жительства.
Избирательное законодательство содержит понятие "место жительство" и "адрес места жительства", которые неравнозначны, как следует из содержания п.5 ст.2, п.п.4,5 ст.4. п.2 ст. 33, ст. 54, ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, согласно ст.2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.63 ч. 5 п. "в" ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит' следующие сведения о каждом из
9
зарегистрированных кандидатов: в) наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует, что содержащееся в избирательном законодательстве понятие "места жительства" включает в себя наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, тогда как понятие "адреса места жительства" включает в себя еще и наименование улицы, номера дома и квартиры гражданина.
Поскольку, согласно приложению №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в подписном листе должно быть указано место жительства кандидата, указание Пименовым В.Н. своего адреса места жительства не соответствует требованиям закона и является нарушением формы подписного листа.
Форма подписного листа, предусмотренная законом, не является произвольной, ее несоблюдение нарушает принцип равенства кандидатов перед законом.
Каких-либо нарушений при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Пименова В.И. от 02.09.10 судом не установлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 05.09.10 № 10/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу является законным, в связи с чем требования заявителя: Пименова В.Н. необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ. суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Пименова Владимира Николаевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 27 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 05.09.10 № 10/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа. Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27 Пименову Владимиру Николаевичу, а также о принятии решения о регистрации Пименова Владимира Николаевича кандидатом в депутаты Думы: городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 27 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.
Председательствующий И.А. Родомакин