РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2010 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары составе председательствующего Родомакина И.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.ГО.,
при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4651/10 по заявлению Строкина Павла Анатольевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 25 от 06.09.10 № 11 \2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 Строкину Павлу Анатольевичу,
УСТАНОВИЛ:
Строкин П.А. обратился е заявлением в Кировский районный суд г.Самары, указав, что 17.07.10 было официально опубликовано решение Думы городского округа Самара №950 от 15.07.10 о назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара. 28.08.10 г., заявитель, имея цель участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты: Думы в порядке самовыдвижения, в соответствии с требованиями Закона Самарской области № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее - Закон Самарской области о выборах депутатов), предоставил в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара (далее - ОИК№ 25) 118 подписных листов с 536 подписями избирателей. Для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было предоставить минимум 488 подписей избирателей. 01.09.10 Экспертно-криминалистическим центром ГУВД Самарской области было проведено почерковедческое исследование подписных листов в поддержку заявителя, по результатам которого 33 подписи избирателей из 536 были признаны недостоверными. Таким образом, после проведения почерковедческого исследования были исключены 33 подписи, а оставшиеся 503 подписи были признаны достоверными, чего было достаточно для регистрации заявителя в качестве кандидата. Однако, 06.09.10. ОИК №25 было вынесено решение № 11/2 от 06.09.10 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №25 Строкину Павлу Анатольевичу». В своем решении ОИК №25 ссылается на п.п. 11 и. 10 ст.37. Закона Самарской области о выборах депутатов и Протокол от 03.09.10 «Об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты думы г.о. Самара по 25-му округу Строкина Павла Анатольевича» В графе «Основание (причина) признания подписей недостоверными» указанного протокола значится: «не указан субъект Федерации», а в графе «Количество недостоверных (недействительных) подписей значится: «536». Таким образом, по мнению ОИК№25, основаниями для отказа в регистрации заявителя в качестве кандидата является выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для: проверки (п.п. 5 п. 9 ст. 38 Закона Самарской области о выборах депутатов). В результате проверки ОИК№25 подписных листов все 536 предоставленных заявителем подписей признаны недействительными по причине того, что в «шапке» всех подписных листов место жительства кандидата указано неполно - не указано наименование субъекта Российской Федерации - «Самарская область». Заявитель полагает, что указанное решение ОИК №25 нарушает его пассивное избирательное право, с этим решением заявитель не согласен по следующим основаниям. В соответствии с п.п.11 п. 10 ст.37 Закона Самарской области о выборах депутатов, недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном е нарушением требований, установленных приложениями №2 - №6 к указанному закону. В подписных листах.
предоставленных заявителем в ОИК№25. место жительства кандидата указано как «город Самара, улица Советская, дом 9, квартира 1». Приложением к Закону Самарской области о выборах депутатов предусмотрено указание в верхней части подписного листа («шапке») места жительства гражданина.. Действующее федеральное избирательное законодательство в п.5 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации); определяет понятие адрес места жительства как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован но месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, законодатель сознательно разделяет понятия «адрес места жительства» и «место жительства», это понятно в том числе и потому, что в заголовке 3-й колонки образна подписного листа, так и в сведениях о заверившем подписной лист образца подписного листа, установленного Приложением №3 Закона Самарской области о выборах депутатов, указано как раз «адрес места жительства». В подписных листах в пользу заявителя, там. где законодатель специально указал на необходимость указания адреса места жительства, а именно: в заголовке 3-й колонки, так и в сведениях о 'заверившем подписной лист, в адресе указан субъект федерации - «Самарская область». Указанное приложение к Закону Самарской области о выборах депутатов, так и сам закон, не содержат никаких разъяснений о том. как именно необходимо заполнять «шапку» подписного листа относительно указания места жительства кандидата. Поэтому, указание в «шапке» подписных листов в поддержку заявителя в качестве места жительства «город Самара, улица Советская, дом 9. квартира 1». не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, поскольку избирательное законодательство не ставит пассивное избирательное право гражданина в зависимость от его места регистрации. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 37. 38, 81, 82 Закона Самарской области о выборах депутатов, п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заявитель просит суд;
признать незаконным, решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара №11/2 от 06.09.2010 г. «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара, пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №25 Строкину Павлу Анатольевичу», обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара зарегистрировать Строкина П.А. в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу №25. как выполнившего требования Закона Самарской области о выборах депутатов и предоставившего необходимое количество подписей избирателей в свою поддержку.
В судебном: заседании заявитель Строкин П.А. поддержал свой заявление по основаниям, в нем изложенным, просил суд его удовлетворить. Полагает, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии № 25 нарушает его избирательные права.
Представитель заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по доверенности Спиченок СВ. в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявления Строкина П.А. отказать, поддержала письменный отзыв, в котором указано, что окружная избирательная комиссия по одномандатному округу №25 по Кировскому району городского округа Самара (далее ОИК №25) не поддерживает заявленные требования кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича по следующим основаниям: ОИК №25 была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12.06.02 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Самарской области от 08.06.06 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» при выдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого
созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича. В ходе проверки было установлено несоответствие подписных листов требованиям п.п.11 ч. 10 ст.37 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования):». Так, согласно п.6 ст.З6 закона Самарской области от 08.06.06 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении № 2 вышеназванного закона. Установленная форма подписного листа предусматривает одним из необходимых реквизитов указание места жительства. Кроме того, многочисленной практикой Верховного ("уда РФ подтверждено, что применительно к избирательным документам указание адреса места жительства должно осуществляться в порядке, предусмотренном и.5 ст.2 Федерального закона от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан: Российской Федерации». Данная норма предусматривает понятие адреса места жительства, и относит к нему в числе прочего наименование субъекта РФ, где проводятся выборы. В порядке п.2 ст. 3 закона Самарской области от 08.06.06 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования.», положения и нормы вышеуказанного Федерального закона от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» используются при муниципальных выборах в Самарской области. Кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкиным Павлом Анатольевичем в качестве места жительства в подписных листах не был указан субъект РФ - Самарская область, то есть форма подписного листа, установленного законом Самарской области от 08.06.06 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» не соблюдена. В связи с изложенным 06.09.10 на заседании ОИК №25 было принято решение № 11/2 от 06.09.10 «Об отказе в регистрации кандидатом: в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича» в порядке самовыдвижения. Таким образом, ОИК №25 но Кировскому району городского округа Самара не усматривает нарушение избирательного законодательства в отказе регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича» в порядке самовыдвижения и основания для отмены Решения ОИК №25 от 06.09.10 № 11/2. На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича об отмене Решения № 11/2 от 06.09.10 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича» в порядке самовыдвижения ОИК № 25 просит суд отказать.
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, заключение помощника прокурора, предлагавшей суду в удовлетворении заявления Строкина П.А. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.259 ч. 1 ГПК РФ. избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует; что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Согласно ст.246 ч. 3 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан
4
Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст.ст. 37, 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом,
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", 'законом. должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В со ст.4 ч. 3 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.
Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная: комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч. 1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ч. 1, ч. 6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом, Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя о отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу ч. 2 ст. 36 Закона Самарской области: от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет
проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 1.5.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».
28.08.10 в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутата Думы городского округа Самара пятого созыва Строкиным П.А. представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
03.09.10 рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. 25 Строкина П.А. в соответствии с которым из 536 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п.11 ч. 10 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» было признано недействительными 536 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100 % подписей, собранных в поддержку выдвижения Сорокина ГJ.A., в связи с нарушениями правил оформления подписных
листов, установленных указанным Законом Самарской области не указанием субъекта
федерации. Кроме того, 33 подписи признаны недействительными в связи с тем, что дата внесения подписи не выполнена избирателем собственноручно л.д.8).
06.09.10 окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкину Павлу Анатольевичу на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей л.д.6).
Нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными., о чем прямо указано в п. 11 ч. 10 ст.37 указанного Закона.
В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Строкина П.А., переданные заявителем в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом установлено, что все указанные подписные листы - 118, составлены с
нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: в подписных листах при указании места жительства кандидата Строкина II.А. отсутствует наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поскольку подписные листы составлены с нарушением: формы, данное обстоятельство, в силу п. 11 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов
6
представительного органа муниципального образования", является основанием для признания недействительными всех подписей, в каждом подписном листе.
Судом при обозрении подписных листов также установлено, что место жительство кандидата Строкина П.А. в подписном листе указано следующим образом: "город Самара, ул.Советская дом 9, квартира 1".
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что избирательным законодательством не предусмотрено указание в графе подписного листа "место жительства" кандидата в депутаты наименование субъекта РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 ч.8 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа
устанавливается законом, в данном случае Законом Самарской области от 08.06.06 "О
выборах депутатов представительного органа муниципального образования". Приложениями №№2-6 к указанному Закону предусмотрена соответствующая форма подписного листа, которая является графическим отображением требований, предъявляемых к подписному листу и в силу своей императивности произвольному толкованию не подлежит.
В соответствии с приложением №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в числе сведений о кандидате должно быть указано его место жительства.
Избирательное законодательство содержит понятие "место жительство" и "адрес места жительства", которые неравнозначны, как следует из содержания п. 5 ст. 2, п.п. 4, 5 ст. 4, п. 2 ст. 33, ст. 54, ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, согласно ст. 2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 63 ч. 5 п. "в" ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует, что содержащееся в избирательном законодательстве понятие "места жительства" включает в себя наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, тогда как понятие "адреса места жительства" включает в себя еще и наименование улицы, номера дома и квартиры гражданина.
Вместе с тем. понятия как "адреса места жительства" гак и "места, жительства" предусматривают в обязательном порядке указание субъекта Российской Федерации.
Поскольку, согласно приложению № 2 к Закону Самарской облает» от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в подписном листе должно быть указано место жительства кандидата, то есть наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, указание Строкиным П.А. в соответствующей графе в качестве своего места жительства наименования города, улицы, номера дома и квартиры, не соответствует требованиям закона и является нарушением формы подписного листа.
Форма подписного листа, предусмотренная законом:, не является произвольной, ее несоблюдение нарушает принцип равенства кандидатов перед законом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 06.09.10 № 11\2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Строкину Павлу Анатольевичу является
Законным, в связи с чем требования заявителя Строкина П.А. необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Строкина Павла Анатольевича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 06.09.10 № 11\2 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 Строкину Павлу Анатольевичу, а также осязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 25 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 25 Строкина Павла Анатольевича, как выполнившего требования Закона Самарской области о выборах депутатов и предоставившего необходимое количество подписей избирателей в свою поддержку - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течении 5 дней.
Председательствующий И.А, Родомакин