РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2010 года г.Самара
Кировский районный суд г.Самары составе
председательствующего Родомакина И.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.Ю.,
при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4747/10 по заявлению Кузьминой Марии Владимировны о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 от 06.09.10 № 10\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой Марии Владимировне.
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина Мария Владимировна обратилась с заявлением в Кировский районный суд г.Самары, указав, что решением Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 были назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на 10 октября 2010 года, В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (долее ЗСО № 57-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. 04.08.10 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, (далее - ОИК) заявителем были представлены документы для выдвижения кандидатом в депутаты. Думы городского округа Самара пятого созыва, а 28 августа 2010 года - документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата: подписные листы, содержащие 575 подписей избирателей, сброшюрованные в папку протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах: первый финансовый отчёт. 06.09.10 ОИК№30 приняла решение № 10/1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №30 Кузьминой Марии Владимировне». Согласно данного решения, рабочей группой с привлечением специалистов ЭКЦ ГУВД по Самарской области (справка № 7015 от 01.09.10) проверены 100% представленных подписей (575 подписей), собранных в поддержку выдвижения кандидата. При оформлении подписных листов не соблюдены требования и.п.11 части 10 ст.37 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». На заседании ОИК заявителю было пояснено, что под несоблюдением листа неустановленной формы избирательная, комиссия подразумевает отсутствие пустой строчки, для сведений о судимости в подписном листе. С данными выводами заявитель не согласен по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. (п. 3 ст. 3); граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (п. 2 ст. 32). В соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод: каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых па основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт "Ъ" статьи 25); свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола No. 1). В соответствии с правовой позицией Конституционного суда (Постановление №1-П от 15 январи 2002 года), "требования статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в их
взаимосвязи предполагают; что целью обеспечения прав других может обусловливаться только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение права. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменитель не вправе исходить из того, что этой целью может быть оправдано какое-либо существенное нарушение права, а также отказ в его зайдите, поскольку тем самым фактически допускалось бы умаление права как такового...". Также согласно вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ. "...подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц. отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя "за" или "против". Соответственно, незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов. 'Решение № 10/1 от 06.09.10 окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа. № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой М.В.» противоречит Конституции РФ ( ч.2 ст.32), и международным актам о правах человека, так как фактически лишает заявителя права быть избранным в органы местного самоуправления, а граждан, проживающих в соответствующем округе г.о.Самара, лишает права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, тем самым ограничивая свободу их волеизъявления но формальным: основаниям (отсутствие пустых строк в подписном листе). Таким образом, в основу указанного Решения был положен формальный признак - отсутствие пустых строк в подписном листе, а не реализация конституционных прав граждан РФ. Устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей» (цитируется по книге «Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Таким образом, институт сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата предусмотрен с целью предварительно выявить наличие минимальной поддержки кандидата у избирателей, чтобы не расходовать лишние средства бюджета на организацию выборов. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67) форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя. отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства. указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе. участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Согласно пункту 6 ст. 36 ЗСО № 57-ГД на выборах кандидатов в депутаты Думы г.о. Самара подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к указанному Закону. Таким образом, законодателем была установлена форма, а не бланк подписного листа. Указанные нормы закона определяют форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению г подписной лист, указания по способу их внесения. Понятие «форма подписного листа». законодательством не определена. При расширительном толковании под «формой подписного
листа» можно понимать все, что угодно: наличие пустых граф и подстрочников, размеры листа, соотношение его сторон, шрифт надписей, расположение надписей, длину линий, количество строк и так далее. Иначе говоря, при расширительном толковании понятия «формы подписного листа» удовлетворение всех требование законодательства становится невозможным. Таким образом, трактуя, употребленное в пункте 6 ст.36 ЗСО № 57-ГД понятие «форма подписного листа», следует исходить из требований, предъявляемых к содержимому подписного листа, установленному ФЗ N 67-ФЗ, а также ЗСО № 57-ГД. учитывать относительное расположение граф в подписном листе и: цели института сбора подписей. Учитывая все эти факторы, исходя из совокупного смысла норм, касающихся сбора подписей, следует признать, что под «формой подписного листа» подразумевается взаимное расположение установленной законом информации о кандидате, избирателях, сборщике подписей, а также заголовков и заверяющих надписей. Ни подстрочные надписи, ни длина и количество линий, ни необязательные для заполнения (а тем более - запрещенные для заполнения) пустые строки не являются элементами формы подписного листа в значении пункта 6 ст.36 ЗСО № 57-ГД, поскольку иная трактовка противоречит самим целям института сбора подписей, и предоставляет возможности для нарушения конституционного принципа свободы выборов. Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним. мог принять осознанное решение о поддержке или не поддержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики в полной мере присутствуют в моих подписных листах. Присутствие в подписных листах пустых строк не дополняет для избирателя информацию о кандидате. При этом, в силу пункта 9 статьи 37 ФЗ №67. пункта 8 статьи 36 ЗСО № 57-ГД «Если у кандидата имеется: судимость, эти сведения должны указываться в подписном: диете». Пустые строчки и подстрочные примечания не указаны, в качестве необходимых в подписном листе данных, которые определяются п.п. 8,9 ст.37 ФЗ №67, п. 6, 7 ст. 36 ЗСО № 57-ГД. Таким образом, дополнительные сведения, подлежат внесению в подписной лист лишь в случае если они в действительности: имеют место быть. Заявитель не судим, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязан. Аналогичная правовая позиция обоснована и подтверждается выводами, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2004 года (по гражданским делам) (утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 г.): «Отсутствие текста примечания но смыслу закона не является нарушением: формы подписного листа. В отличие от остальной части подписного листа, которая в обязательном порядке должна содержать указанные в нем сведения, сведения, содержащиеся в примечании № 1. являются дополнительными и вносятся: в подписной лист только в том случае, если они в действительности имеют место быть. Как правильно указано в кассационных жалобах истца (кандидата в депутаты) и избирательной комиссии отсутствие в подписном листе самого текста примечания не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно личности кандидата в депутаты. Судом установлено, что кандидат в депутаты (истец) не судим, не имеет гражданства иностранного государства, не принадлежит к общественному объединению, в связи с чем и не указаны им сведения, содержащиеся в примечании № 1. Следовательно, у суда первой инстанции не было оснований для признания недействительными подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты (истца), по тому основанию, что в подписных листах отсутствовал текст примечания». Кроме того, в соответствии с пп. 11 п. 10 статьи 37 ЗСО № 57-ГД недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону, а не изготовленными не по форме. Таким образом, представленные заявителем подписные листы полностью соответствуют всем требованиям Федерального закона от 12 нюня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», и признавать недействительными все 100 % представленных подписей - нет оснований. На основании изложенного, руководствуясь ст.75
4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 259-261 ГПК РФ, заявитель просит суд:
признать незаконным решение № 10/1 от 06.09.10 окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой Марии Владимировне»;
обязать окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательною округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №30.
В судебном заседании заявитель Кузьмина М.В. и представитель заявителя по устной доверенности Плохова Т.С. заявление поддержали в полном объеме по основаниям, в нем изложенным, просили его удовлетворить. Полагают, что оспариваемым решением ОИК № 30 нарушены избирательные права кандидата Кузьминой М.В., а также избирателей, поставивших свои подписи в ее поддержку.
Представитель заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа №. 30 по доверенности Бубликов Д.О. просил суд в удовлетворении заявления Кузьминой М.В. отказать, поддержал письменные возражения, в которых указано, что 6 сентября 2010 года окружной избирательной комиссией было принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой М.В. на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей. Вывод о выявлении 10 и более процентов недействительных подписей избирателей, представленных кандидатом Кузьминой М.В.. основан на обстоятельствах, установленных рабочей группой окружной избирательной комиссии по проверке подписных листов. 'Гак, в ходе указанной проверки рабочей группой было установлено, что все подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Кузьминой М.В.. изготовлены с нарушением требований, установленных приложением 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Нарушение требований, установленных приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выразилось в том, что во всех подписных листах, представленных кандидатом Кузьминой М.В. для проверки, отсутствуют предусмотренные приложением. 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона). Таким образом, форма подписного листа кандидата Кузьминой М.В. не соответствует форме, установленной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 37 названного Закона Самарской области является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе с указанными нарушениями. По мнению заявителя, представленные ею подписные листы полностью соответствуют требованиям Федерального закона. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Между тем, доводы заявителя являются необоснованными, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 15
Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом. Частью 6 статьи 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Таким образом, положениями закона субъекта Российской Федерации - Самарской области, регулирующим избирательные правоотношения в Самарской области, установлена определенная форма подписного листа, не являющаяся произвольной, которую обязаны использовать все кандидаты, осуществляющие самовыдвижение на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых в Самарской области. Данное требование закона носит императивный характер и альтернативных положений не содержит. Утверждение заявителя о том, что подписные листы изготовлены в соответствии с требованиями Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», не основано на законе и не может быть принято судом: во внимание при вынесении решения. Проверкой подписных листов установлено, что во всех подписных листах, представленных кандидатом Кузьминой М.В.. отсутствуют предусмотренные приложением № 2 к указанному Закону Самарской области графы (с соответствующим подстрочным текстом) для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона). Согласно пункта 11 части 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований установленных приложениями № 2 - № 6 к настоящему Закону, Согласно положениям пункта 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. При таких обстоятельствах окружной избирательной комиссией правомерно сделан вывод о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Кузьминой М.В. изготовлены с нарушением требований части 6 статьи 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а поэтому все подписи избирателей, содержащиеся в этих листах, считаются недействительными на основании пункта 11 части 10 статьи 37 названного закона, и в этой связи решение окружной избирательной комиссии об отказе Кузьминой М.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва но одномандатному избирательному округу № 24 принято в соответствии с действующим избирательным законодательством. Вышеизложенная позиция подтверждается также следующими решениями судов РФ: Определение ВС РФ от 25 сентября 2009 года № 5-Г09-94: Определение ВС РФ от 25 сентября 2009 года № 5-Г09-95; Определение ВС РФ от 25 сентября 2009 года № 5-Г09-96; Определение ВС РФ от 06 октября 2006 года 56-Г06-41; Решение Кировского районного суда г. Самары от 9 сентября 2010 года; Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 10 сентября 2009 года дело № 2-735/2009: Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2010 года дело №2-810/10;Решенпе Старорусского городского суда Новгородской области от 16 февраля 2010 года. Вышеуказанные судебные постановления, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, содержат однозначный вывод о том, что установленная Законом форма подписного листа не является произвольной, она содержит в себе перечень реквизитов и сведений о кандидате, подлежащих
6
обязательному включению в текст подписного листа. Любое произвольное изменение кандидатами установленной формы подписного листа не допускается. Соответственно, Верховный Суд Российской Федерации установил, что требования об указании всех предусмотренных формой подписного листа сведений и реквизитов являются императивными и поэтому нарушение данных требований является основанием для признания подписей, содержащихся в подобных подписных листах, недействительными. так как выявление степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед Законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов. Кроме того, вышеуказанные судебные постановления содержат вывод о том, что любые нарушения установленной формы подписного листа являются существенным!! и сам факт их наличия является достаточным основанием для признания содержащихся в подобных, подписных листах подписей недействительными. Данный вывод полностью подтверждается как исходя из анализа действующего законодательства о выборах, так и из содержания вышеуказанных вступивших в законную силу судебных постановлений Верховного (Зуда Российской Федерации и иных судов. Также необходимо отметить, что на территории Самарской области сложилась аналогичная судебная практика. Гак. в соответствии со вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Самары от 9 сентября 2010 года в удовлетворении заявления Анисимова М.А. о признании незаконным решения: окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 03.09.10 № 8/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову М.А., а также осязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного округа № 30 но выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Анисимова М.А.кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному округу № 30 по тем же основаниям отказано. Определением кассационной инстанции от 16.09.10 данное решение оставлено в силе. Довод заявителя о том. что законодателем, «установлена форма, а не бланк подписного листа» сводится к фактической подмене понятий. Законодателем не дается определения данных понятий, поэтому верным будет обратиться к определениям, данным в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова: «Бланк-лист со специально напечатанными графами (или грифом), заполняемый какими-н. официальными сведениями, официальным текстом»; «Форма - установленный образец чего-н. (дать сведения по форме)» Таким образом, два эти понятия не противоречат друг другу, по смысловой нагрузке - бланк - это воплощение установленной формы, непосредственно предназначенный для заполнения. То есть бланк подписного листа должен быть выполнен в точном соответствии с установленным образцом - формой подписного листа. На основании вышеизложенного, полагаю, что факт нарушения Кузьминой М.В. установленной формы подписного листа является полностью установленным, и отказ в регистрации заявителя на этом основании является законным:. Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 30 просит суд отказать Кузьминой М.В. в удовлетворении её заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, предлагавшего суду в удовлетворении заявления Кузьминой М.В. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из ст.261 ч.2 ГНК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным..
Согласно ст.246 ч. 3 ГПК РФ. при рассмотрении и разрешении дел. возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или.) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст.ст.37,38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных нрав п права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно п.3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.
В со ст.4 ч. 3 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования.». выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.
Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в часта 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 <<,() выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. .. осуществляет регистрацию кандидатов.
Согласно ч. 1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ч.1. ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным, представителем избирательного объединения, выдвинувших) кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
В силу 4.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей,
8
зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.
Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительною органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам, проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и: количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».
04.08.10 и 28.08.10 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутата Думы городского округа Самара пятого созыва. Кузьминой М.В. были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. 36 л.д.7.8).
03.09.10 рабочей труппой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой М.В.. в соответствии с которым из 575 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п. 11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа, муниципального образования» было признано недействительными 575 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100% подписей. собранных в поддержку выдвижения Кузьминой М.В., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных указанным Законом Самарской области. Кроме того, 3 подписи признаны недействительными в связи с тем. что дата внесения подписи не выполнена избирателем собственноручно л.д.9).
06.09.10 окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение № 10\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой Марии Владимировне на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей л.д. 10).
Нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах детлаюв представительного органа муниципального образования», является основанием: для признаки;; подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п. 11 ч. 10 ст.37 указанного Закона.
В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Кузьминой М.В.. переданные заявителем в
. «=2
9
окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При этом судом установлено, что все указанные подписные листы составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах, депутатов представительного органа муниципального образования»: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением № 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным: кодексом Российской Федерации, с указанием наименования, этого закона).
Поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, данное обстоятельство, в силу п. 11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.
В ходе судебного заседания судом сделана ксерокопия подписного листа №1, которая приобщена к материалам дела.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что понимание "формы подписного листа", из которого исходили члены ОИК № 31 принимая оспариваемое решение, противоречит закону, поскольку в соответствии со ст.37 ч.8 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом, в данном случае - Законом Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования". Приложениями №№2-6 к указанному Закону предусмотрена соответствующая форма подписного листа, которая является графическим отображением требований, предъявляемых к подписному листу н в силу своей императивности произвольному толкованию не подлежит.
Ссылка заявителя на то, что подстрочный текст является примечанием, а отсутствие примечания не является нарушением формы, несостоятельна, поскольку, согласно приложению №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в предусмотренной указанным законом: форме подписного листа какие-либо примечания отсутствуют, подстрочный текст примечанием не является, поскольку не поименован в качестве такового.
Кроме того, судом, при: обозрении подписных листов установлено, что место жительство кандидата Кузьминой М.В. в подписном листе указано следующим образом: "443114, Самарская область, гор.Самара, ул.Г.Димитрова, дом 76 кв.116".
В соответствии с приложением №2 к Закону Самарской области от 08,06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в числе сведений о кандидате должно быть указано его место жительства.
Избирательное законодательство содержит понятие "место жительство" и "адрес места жительства", которые неравнозначны, как следует из содержания п.5 ст.2, и.п.4,5 ст.4. п.2 ст.33. ст',54, ст.63 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности, согласно ст.2 п.5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.63 ч. 3 п. "в" ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в
алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, оного населенного пункта, где находится: место жительства кандидата.
А на: пи указанных выше правовых норм свидетельствует, что содержащееся в избирательном законодательстве понятие "места жительства" включает в себя наименование субъекта РФ. района, города, много населенного пункта, тогда как понятие "адреса места жительства" включает в себя еще и наименование улицы, номера дома и квартиры гражданина.
Поскольку, согласно приложению №2 к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", в подписном листе должно быть указано место жительства кандидата, указание Кузьминой М.В. своего адреса места жительства не соответствует требованиям закона и является нарушением формы подписного листа.
Также судом установлено, что кандидатом Кузьминой М.В. в подписном листе указан почтовый индекс своего места жительства, указание которого в подписном листе не предусмотрено действующим избирательным законодательством.
Форма подписного листа, предусмотренная законом, не является произвольной, ее несоблюдение нарушает принцип равенства кандидатов перед законом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 06.09.10 № 10Y1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва но одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой Марии Владимировне является законным., в связи с чем требований заявителя Кузьминой М.В. необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ. суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кузьминой Марии Владимировны о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 06.09.10 № 10/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Кузьминой Марии Владимировне, а также обязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 зарегистрировать Кузьмину М.В. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №30 - отказать.
Председательствующий И.А. Родомакин
Решение может быть обжаловано в Самарский; областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.