жалоба на нарушения избирательного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года г.Самара

Кировский районный суд г.Самары составе

председательствующего Родомакина И.А.,

с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.Ю.,

при секретаре Кирьяновой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4740/10 по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Морозова Александра Алексеевича об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 от 05.09.10 № 9\1 о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Сарова Дениса Сергеевича,

УСТАНОВИЛ:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Морозов Александр Алексеевич обратился в Кировский районный суд г.Самары с заявлением, указав, что решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 г. № 950 назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва. Решением Избирательной комиссии городского округа Самара № 8/30 от 17.07.2010 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Промышленного района г.о. Самара. Решением от 05.09.2010 г. № 9/1 Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировала кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному округу № 30 Сарова Дениса Сергеевича. Данное решение является незаконным, принятым с нарушением требований части 9 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 08.06.2006 г. № 57-ГД. Избирательная комиссия необоснованно не признала нижеуказанные подписи избирателей в подписных листах Сарова Д.С. недействительными. В соответствии с п. 44 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей является недействительной. 1) по причине наличия незаверенных исправлений (помарок): лист 2 строки 1-3, лист 4 строки 1-3, лист 6 строки 2-3, лист 7 строки 1-2, лист 9 строка 3, лист 10 строка 1, лист 11 строки 2-3, лист 15 строки1,3, лист 18 строки 2-3, лист 19 строки 1.3, лист 20 строка 2, лист 21 строки 1-2, лист 22 строки 1-2, лист 23 строки 1-3, лист 24 строки 1-3, лист 25 строки 2-3, лист 29 строки 1-3, лист 39 строки 1-3, лист 40 строка 1, лист 43 строки 1-3, лист 47 строка 1, лист 50 строки 1-2, лист 54 строка 2, лист 58 строки 1-3, лист 79 строка 2, лист 83 строка 1, лист 86 строки 1-3, лист 91 строка 1, лист 95 строка 2, лист 98 строка 3, лист 102 строка 2, лист 103 строка 1, лист 113 строка 2, лист 114 строки 1,3, лист 115 строка 1, лист 118 строки 1-3, лист 120 строка 2, лист 126 строка 1, лист 133 строка 2, лист 140 строка 3, лист 152 строки 1-2, лист 153 строка 1, лист 161 строка 2, лист 163 строки 1-3, лист 165 строка 1, лист 167 строки 1-3, лист 171 строка 3, лист 173 строки 1-3, лист 174 строка 3, лист 184 строки 1-3, лист 185 строка 1, лист 197 строки 1-3. В соответствии с ч.Ю ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД недействительными подписями избирателей должны признаваться подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в датах их внесения (пункт 5) или в сведениях об избирателе (пункт 6), а также все подписи в подписном листе, если в сведениях о сборщике и (или) в дате внесения подписи сборщика либо кандидата имеются неоговоренные исправления (пункт 7). Таким образом, 94 подписи избирателей в соответствии с законом должны быть признаны недействительными; 2) по причине


2

фальсификации подписных листов: тремя лицами, которые, изменяя своей почерк и строки, вносили сведения об избирателе, подпись и дату внесения - листы 28-32, 35-39, 42-45, 50, 60-63, 66-67, 74, 83, 90-91, 103-107, 110-113, 115-131,133, 136-151, 153, 155-181, 184-190, 193-194, 196-198; тремя лицами, которые изменяя строки и одним почерком, вносили подписи избирателей и даты их внесения - листы 7, 13, 22, 34, 46-47, 48, 51-59, 64, 68-70, 73, 76-82, 132, 154, 195; подписи избирателей и даты их внесения выполнены одним лицом - остальные листы 1-6, 8-12, 14-21, 23-27, 33, 40-41, 48, 65, 71-72, 75, 84-89, 92-102, 108-109, 114, 134-135, 152, 182-183, 191-192. В соответствии с ч. 10 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 № 57-ГД недействительными подписями должны признаваться подписи избирателей и даты внесения, которых внесены несобственноручно (пункт 5), а также подписи избирателей, если сведения о них внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей (пункт 10). Таким образом, все подписи избирателей в соответствии с законом должны быть признаны недействительными. Соответственно, у избирательной комиссии не имелось оснований для регистрации кандидата Сарова Д.С. На основании изложенного, заявитель просит суд:

признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 5 сентября 2010 г. № 9/1.

В судебном заседании представитель заявителя - по доверенности Козырев Д.Е. заявление поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным, просил его удовлетворить. В заявлении указаны в качестве недостоверных - применительно к неоговоренным исправлениям, также все подписи, которые были признаны таковыми рабочей группой ОИК № 31 по итоговому протоколу от 02.09.10.

Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Саров Д.С, а также представители заинтересованного лица Сарова Д.С. - по письменной доверенности Сузанская Е.В. и по устной доверенности Корчуганова Т.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Морозова А.А., поддержали письменные возражения на заявление кандидата в депутаты Морозова А.А., где указано, что 02.09.10 была осуществлена проверка подписей избирателей по представленным Саровым Д.С. подписным листам, согласно чему комиссий были составлены: ведомость проверки подписных листов, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата от 02.09.10. Согласно данным указанного протокола, оснований для отказа в регистрации Сарова Д.С. в качестве кандидата по основаниям, указанным в п.9 ст.38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" не усматривается. В обоснование указанного итогового протокола было указано следующее: количество заявленных подписей - 569, количество недостоверных подписей - 46 (8 %), количество достоверных подписей - 523. Согласно пункту 14 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается: количество заявленных подписей, количество представленных подписей количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Соответственно комиссия при вынесении решения от 05.09.10 руководствовалась нормами действующего законодательства в строгом соответствии с установленной процедурой. В силу подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации


3

кандидата, предусмотренным подпунктам "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона; з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; к) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. Аналогичная норма регламентируемся Пунктом 6 ст. 82 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренном пунктом 1, 2, 6, 8, 9, 10, 11, или 14 части 9 статьи 38 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 3 статьи 35 настоящего Закона; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Закона; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течении агитационного периода ограничений, настоящего Закона; неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Как видно из приведенного выше текста подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанные заявителем основания - не являются вновь открывшимся обстоятельством. Кроме того, данные обстоятельства не относится к тем обстоятельствам, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Заявитель указывает, что согласно ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах


4

депутатов представительного органа муниципального образования" недействительными подписями избирателей должны признаваться подписи с внесенными в них исправлениями. Однако пункт 12 ст. 37 Закона 57-ГД устанавливает, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения слов и дат, препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Так же Саров Д.С. полагает, что фактически исправления в указанных сведениях и на указанных подписных листах отсутствуют, поскольку имеет место небрежность в заполнении отдельных цифр и букв, связанная с особенностями почерка и качества использованных авторучек. В основу решения ОИК № 30 от 05.09.2010г. и итогового протокола была положена справка эксперта № 7046 от 01.09.10. Согласно п.2 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей. Закон гласит, что недействительными подписями следует считать подписи избирателей, даты, внесения которых проставлены избирателями несобственноручно. Тем не менее, в соответствии с пп.10 п. 10 ст.37 Закона 57-ГД недостоверными считаются подписи, избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей. Согласно п.9 ст.37 указанного закона подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными. Кроме того, в возражениях приводятся доводы о нарушении заявителем установленного срока обжалования решения ОИК №31.

Представитель заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по доверенности Поварова Е.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления кандидата в депутаты Морозова А.А., поскольку при проверке подписей в подписных листах кандидата Сарова Д.С. у членов рабочей группы ОИК № 30 были сомнения в их достоверности. В отношении каких именно подписей избирателей и в каком их количестве были сомнения, помимо тех подписей, которые признанны недостоверными согласно итоговому протоколу, представитель ОИК № 30 суду не пояснила. При наличии каких-либо сомнений или замечаний, члены рабочей группы вправе указывать об этом в итоговом протоколе. Почему о наличии сомнений не указано в итоговом протоколе рабочей группы, представитель ОИК № 30 пояснить суду не смогла. Для проведения почерковедческого исследования в ЭКЦ ГУВД направлялись все подписные листы кандидата Сарова Д.С. Решение, которое изложено в итоговом протоколе заседания рабочей группы по результатам проверки подписных листов кандидата Сарова Д.С, принималось членами рабочей группы единогласно.

Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, предлагавшего суду в удовлетворении заявления кандидата в депутаты Морозова А.А. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что


5

решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.37,38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

Согласно ст. 2 ч.1 п.п. 44,45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.

В со ст.4 ч. 3 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.

В соответствии со ст. 25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. .. осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Из ч.1, ч.б ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.


6

В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.

Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Частью 5 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».

Решением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 от 05.09.10 № 9\1 о регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 Сарова Дениса Сергеевича, Саров Д.С. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты, поскольку порядок выдвижения кандидата Сарова Д.С, сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения, оформления подписных листов и документов не нарушен л.д.8).

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Сарова Д.С. от 02.09.10, проверено 569 подписей, из них признано недостоверными 46 (8%), в том числе 16 по коду 13 (исправления в сведениях об избирателе), 2 по коду 14 (исправления в дате внесения подписи избирателя), 7 по коду 17 (сведения об избирателе внесены не лицом, осуществлявшим сбор подписей, и не самим


7

избирателем), 7 по коду 19 (дата внесения подписи избирателя выполнена не собственноручно), 14 по коду 24 (исправления в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей, л.д.9).

Согласно справке эксперта ЭКЦ ГУВД Самарской области № 7046 от 01.09.10, по результатам проведенного почерковедческого исследования подписных листов кандидата в депутаты Сарова Д.С. (198 листов, 569 подписей), установлены следующие нарушения: 7 подписей по коду 17 (сведения об избирателе внесены не лицом, осуществлявшим сбор подписей, и не самим избирателем), 7 подписей по коду 19 (дата внесения подписи избирателя выполнена не собственноручно), в том числе одна из них по коду 18 (подпись избирателя выполнена им не собственноручно).

Для регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №30 кандидатам необходимо представить 518 (два процента от количества избирателей (25956 избирателей) зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа №30) подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения соответствующего кандидата.

Кандидатом в депутаты Саровым Д.С. представлено 569 подписей избирателей, из которых 46 подписей (8% от общего количества) признаны недостоверными (недействительными), количество достоверных подписей составило 522.

Представителем заявителя не оспаривалась квалификация эксперта ЭКЦ ГУВД Самарской области, проводившего исследование подписей в подписных листах кандидата Сарова Д.С, а также наличие у указанного эксперта специальных познаний в области исследования почерка.

Суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что значительное количество сведений об избирателях, подписей и дат избирателей на всех, почти без исключения, подписных листах (№№28-32, 35-39, 42-45, 50, 60-63, 66-67, 74, 83, 90-91, 103-107, 110-113, 115-131,133, 136-151, 153, 155-181, 184-190, 193-194, 196-198, 7, 13, 22, 34, 46-47, 48, 51-59, 64, 68-70, 73, 76-82, 132, 154, 195; 1-6, 8-12, 14-21, 23-27, 33, 40-41, 48, 65, 71-72, 75, 84-89, 92-102, 108-109, 114, 134-135, 152, 182-183, 191-192), выполнены не более чем тремя лицами, поскольку данные доводы являются голословными, так как заявитель и его представитель не обладают специальными познаниями в области исследования почерка.

При обозрении подписных листов кандидата Сарова Д.С. в судебном заседании визуальных признаков подделки подписей и их дат судом не установлено.

Оснований не доверять выводам эксперта, проводившего по направлению рабочей группы ОИК № 30 почерковедческое исследование подписных листов кандидата в депутаты Сарова Д.С. и составившего по его результатам справку № 7046 от 01.09.10, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, в том числе ограниченность сроков рассмотрения дела, суд не усматривает оснований для проведения повторного почерковедческого исследования подписных листов кандидата Сарова Д.С, как о том просит заявитель.

Также суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что ряд подписей (94) в подписных листах кандидата Сарова Д.С. являются недействительными по причине неоговоренных исправлений в датах их внесения, сведениях об избирателе и сведениях о сборщике подписей.

При обозрении подписных листов кандидата в депутаты Сарова Д.С. в судебном заседании (198 подписных листов с 569 подписями), судом не установлено наличие на соответствующих листах и в строках указанных заявителем неоговоренных исправлений, поскольку все подписи и надписи избирателей в подписных листах выполнены собственноручно, разными авторучками и почерком, исправления, на которые указал представитель заявителя, таковыми не являются, поскольку как наличие исправление представителем заявителя восприняты особенности почерка того или иного избирателя (утолщение линий письма, наложение букв и т.п.), а также особенности пишущего прибора.

Данный вывод суда подтверждается также тем обстоятельством, что в ходе обозрения в судебном заседании подписных листов с участием представителя заявителя Морозова А.А. -Козырева Д.Е., последний указал на ошибочность доводов заявления Морозова А.А. о наличии


неоговоренных исправлений в 7 подписях (записях) (лист 10 стр.1, лист 18 стр.2, лист.21 стр.1, лист 50 стр. 1-2, лист. 103 стр.1, лист 115 стр.1).

Суд не может согласится с доводами представителя заинтересованного лица - ОИК № 30 о том, что у членов рабочей группы ОИК № 30 были сомнения в достоверности подписей, предоставленных кандидатом Саровым Д.С, поскольку в итоговом протоколе рабочей группы они не указаны, какие-либо достоверные данные, свидетельствующие о наличии на момент заседания рабочей группы и составления итогового протокола указанных сомнений и их причинах - помимо указания в итоговом протоколе на 46 подписей, признанных рабочей группой недействительными, суду не представлено, в итоговом протоколе и материалах личного дела кандидата Сарова Д.С., которое обозревалось в судебном заседании, их не имеется.

В соответствии со ст. 70 ч. 10 ФЗ от 12.06.02. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. Ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для приобщения к материалам дела подписных листов кандидата в депутаты Сарова Д.С.

Суд не может согласиться с доводами возражений Сарова Д.С. о том, что заявителем пропущен установленный ст.260 ГПК РФ десятидневный срок подачи заявления, поскольку заявление Морозова А.А. направлено в суд почтовой связью 14.09.10, согласно конверту со штампом отделения почтовой связи, оспариваемое решение ОИК № 30 принято 05.09.10.

Поскольку судом установлено, что решение от 05.09.10 № 9\1 избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Сарова Дениса Сергеевича" вынесено с соблюдением закона, оснований для удовлетворения заявления кандидата в депутаты Морозова А.А. об отмене данного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Морозова Александра Алексеевича об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 05.09.10 № 9\1 "О регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 31 Сарова Дениса Сергеевича" - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней.

Председательствующий И.А. Родомакин