о признании решения ОИК незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2010 года г.о. Самара

Кировский районный суд г.Самара в составе:

Председательствующего судьи - Лазаревой М.А.

С участием прокурора - Данилкиной А.А.

При секретаре - Аюповой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Б.Т.И. о признании решения № от ***г. окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.» незаконным, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №,

УСТАНОВИЛ:

Б.Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель указывает на следующие обстоятельства :

Решением Думы городского округа Самара от ***г. № были назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара на ***г.

В соответствии с п.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее ЗСО №57-ГД) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

***г. в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее - ОИК) Б.Т.И. были представлены документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва.

***г. - документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата: подписные листы, содержащие 537 (пятьсот тридцать семь) подписей избирателей, сброшюрованные в папку; протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах; первый финансовый отчёт.

***г. ОИК приняла Решение № «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.». Согласно данного решения «рабочей группой с привлечением специалистов ЭКЦ ГУВД по Самарской области были проверены 100% представленных подписей (пятьсот тридцать семь подписей), собранных в поддержку выдвижения кандидата.

При оформлении подписных листов не соблюдены требования п.п. 11 ч.10 ст. З7 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

На заседании ОИК ей было пояснено, что под листом неустановленной формы избирательная комиссия подразумевает отсутствие пустой строчки для сведений о судимости в подписном листе.

С данным выводом Б.Т.И. категорически не согласна по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы (п.З ст.3); граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления (п.2 ст.32).

В соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод:

- каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (п."Ъ" ст.25).

- свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (ст.3 Протокола No.1). В соответствии с правовой позицией Конституционного суда (Постановление №1-П от 15.01.2002г.), требования ст.ст. 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в их взаимосвязи предполагают, что целью обеспечения прав других может обусловливаться только устанавливаемое федеральным законом соразмерное ограничение права. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменитель не вправе исходить из того, что этой целью может быть оправдано какое-либо существенное нарушение права, а также отказ в его защите, поскольку тем самым фактически допускалось бы умаление права как такового...

Также, согласно вышеуказанного Постановления Конституционного Суда РФ, … подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя "за" или "против". Соответственно, незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов.

Решение № от ***г. окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.» противоречит Конституции РФ (ч.2 ст.32), и международным актам о правах человека, так как фактически лишает её права быть избранной в органы местного самоуправления, а граждан, проживающих в соответствующем округе г.о. Самара лишает права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, тем самым, ограничивая свободу их волеизъявления по формальным основаниям (отсутствие пустых строк в подписном листе).

Таким образом, в основу указанного решения был положен формальный признак - наличие пустых строк в подписном листе, а не реализация конституционных гарантий граждан РФ.

Устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей» (цитируется по книге «Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Таким образом, институт сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата предусмотрен с целью предварительно выявить наличие минимальной поддержки кандидата у избирателей, чтобы не расходовать лишние средства бюджета на организацию выборов.

В соответствии с п.8 ст.37 Федерального Закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67) форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Согласно п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД на выборах кандидатов в депутаты Думы г.о. Самара подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к указанному Закону. Таким образом, законодателем была установлена форма, а не бланк подписного листа.

Указанные нормы закона определяют форму подписных листов, исчерпывающий перечень обязательных сведений, подлежащих внесению в подписной лист, указания по способу их внесения.

Понятие «форма подписного листа» законодательством не определена. При расширительном толковании под «формой подписного листа» можно понимать все, что угодно: наличие пустых граф и подстрочников, размеры листа, соотношение его сторон, шрифт надписей, расположение надписей, длину линий, количество строк и так далее. Иначе говоря, при расширительном толковании понятия «формы подписного листа» удовлетворение всех требование законодательства становится невозможным.

Таким образом, трактуя, употребленное в п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД понятие «форма подписного листа», следует исходить из требований, предъявляемых к содержимому подписного листа, установленному ФЗ N67-ФЗ, а также Закона Самарской области №57-ГД, учитывать относительное расположение граф в подписном листе и цели института сбора подписей. Учитывая все эти факторы, исходя из совокупного смысла норм, касающихся сбора подписей, следует признать, что под «формой подписного листа» подразумевается взаимное расположение установленной законом информации о выборах, кандидате, избирателях, сборщике подписей, а также заголовков и заверяющих надписей. Ни подстрочные надписи, ни длина и количество линий, ни необязательные для заполнения (а тем более - запрещенные для заполнения) пустые строки не являются элементами формы подписного листа в значении п.6 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД, поскольку иная трактовка противоречит самим целям института сбора подписей, и предоставляет возможности для нарушения конституционного принципа свободы выборов.

Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или не поддержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики в полной мере присутствуют в подписных листах Б.Т.И. Присутствие в подписных листах пустых строк не дополняет для избирателя информацию о кандидате.

При этом, в силу п.9 ст.37 ФЗ №67, п.8 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД «Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе».

Пустые строчки и подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных, которые определяются п.п. 8,9 ст.37 ФЗ №67, п.п. 6, 7 ст.36 Закона Самарской области №57-ГД.

Таким образом, дополнительные сведения, подлежат внесению в подписной лист, лишь в случае, если они в действительности имеют место быть.

Б.Т.И. не судима, поэтому данную информацию указывать в подписном листе не обязана.

Аналогичная правовая позиция обоснована и подтверждается выводами, изложенными в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2004г. (по гражданским делам) (утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004г.):

Кроме того, в соответствии с пп.11 п.10 ст.37 Закона Самарской области №57-ГД недействительными подписями следует считать все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями №2 - N6 к настоящему Закону, а не изготовленными не по форме.

Таким образом, представленные Б.Т.И. подписные листы полностью соответствуют всем требованиям Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области от 08.06.2006г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», и признавать недействительными 100% представленных подписей нет оснований.

Б.Т.И. просит суд признать незаконным решение № от ***г. окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.», обязать окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать её кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу №.

Заявитель Б.Т.И. и её представитель, действующий на основании устной доверенности И.Р.И. в судебном заседании поддержали заявление Б.Т.И. в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просят суд признать решение № окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И. » незаконным, обязать зарегистрировать в качестве кандидата в Депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И..

Представитель заинтересованного лица - окружной избирательной комиссии по Кировскому одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва по доверенности Р.З.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя Б.Т.И. по основаниям, приведенным в письменном возражении на заявление, имеющемся в материалах дела.

В частности, представитель заинтересованного лица указала, что решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010г. №950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара», опубликованным 17.07.2010г. в «Самарской газете» на 10 октября 2010г., назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

В соответствии с требованиями п.1 ст.38, п.2 ст.36 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее - Закон Самарской области) кандидат Б.Т.И. представила в избирательную комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет, банковскую справку о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда.

Кандидат Б.Т.И. представила в избирательную комиссию 123 подписных листа, содержащих 537 подписей избирателей.

В соответствии с ч.1 ст.37 Закона Самарской области ОИК № осуществила проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Б.Т.И. Указанная проверка подписных листов была произведена в полном соответствии с требованием областного и федерального законодательства РФ.

В порядке ч.2 ст.37 Закона Самарской области, к проверке подписей были привлечены эксперты из числа специализированных учреждений и направлен соответствующий запрос в Экспертно-Криминалистический центр ЭКЦ н.п. ГУВД по Самарской области. На вышеуказанный запрос ОИК № получила соответствующее заключение (справка эксперта № от ***г. из ЭКУГУВД по Самарской области). Незамедлительно после получения ответа из ЭКУ ГУВД по Самарской области, Б.Т.И. была надлежащим образом уведомлена о вышеуказанной проверке, что подтверждается записью в журнале регистрации документов.

***г. рабочей группой по проверке подписных листов была проведена проверка подписных листов, представленных кандидатом Б.Т.И. В ходе указанной проверки было выявлено несоблюдение требований, предъявленных к форме подписного листа, установленной ч.б ст.36 Закона Самарской области, в соответствии с которой подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 2-6 к вышеуказанному закону. Кроме того, по заключению эксперта выявлено 20 подписей, в которых сведения об избирателе, подпись избирателя, дата внесения подписи избирателей выполнена ими не собственноручно. Следует учесть, что объём выбракованных в соответствии с заключением эксперта ГУВД Самарской области не составляет более 10% от всего объёма представленных на проверку Б.Т.И. подписей и не является основанием для отказа в регистрации.

По результатам проверки подписных листов кандидата Б.Т.И. рабочей группой ОИК № были составлены ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Копии вышеуказанных документов были получены Б.Т.И. в установленный срок.

В соответствии с результатами проверки подписных листов в итоговом протоколе зафиксировано следующее: 537 подписей избирателей, представленные кандидатом Б.Т.И. были признаны недействительными, что составляет 100% от общего числа подписей избирателей, представленных Б.Т.И. для проверки. Число достоверных (действительных) подписей составило 0, что недостаточно для принятия решения ОИК № о регистрации кандидата.

На основании зафиксированных в итоговом протоколе выводов и руководствуясь п.п. Д п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ (далее - Федеральный закон) и п.5 ч.9 ст.38 Закона Самарской области в соответствии с которыми одним из основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более недостоверных (или недействительных) подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, ОИК № приняла обоснованное решение № от ***г. «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.».

Учитывая вышеуказанное, считают доводы, изложенные кандидатом Б.Т.И. в своём заявлении, несостоятельными и необоснованными, так как указанным кандидатом не были предоставлены сведения, исчерпывающий перечень которых в императивном порядке установлен законом.

В удовлетворении заявления Б.Т.И. о признании незаконным решения ОИК № «Об отказе в регистрации незаконным решения ОИК № «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.» и об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты отказать в полном объёме

Представитель избирательной комиссии городского округа Самара в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, представителя заявителя, возражения представителя заинтересованного лица, обозрев в судебном заседании подлинники подписных листов, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявления не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.37, 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа устанавливается законом.

Согласно п.3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

В со ст.4 ч.3 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно ч.1 ст.12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.

В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия …осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.2006г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Из ч.1, ч.6 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.2006г. "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.

Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать … все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N2 - N6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Судом установлено, что 17.07.2010г. в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.2010г. №950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».

Частью 5 ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что избирательная комиссия в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям федеральных законов, настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Как следует из объяснений сторон, кандидат Б.Т.И. представила ***г. в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в частности, 123 подписных листа, содержащих 537 подписей избирателей.

Таким образом, десятидневный срок, установленный для проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, истекал ***г.

*** года, в связи с возникшими сомнениями в достоверности некоторых подписей и действительности сведений о некоторых избирателях, окружная избирательная комиссия направила запросы начальнику Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Самарской области и начальнику отдела УФМС в Кировском районе г.Самары о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Б.Т.И.

Ответы на указанные запросы были получены окружной избирательной комиссией *** года, что подтверждается отметкой о получении справки ЭКЦ ГУВД Самарской области № окружной избирательной комиссией №.

Б.Т.И. согласно представленному журналу передачи извещений кандидату или его доверенным лицам и уведомлений была извещена о проверке подписных листов ***г. на ***г. на 19.ч.20 мин.

***г. рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И., в соответствии с которым из 537 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п.11 ч.10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» было признано недействительными 537 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Б.Т.И., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных указанным законом Самарской области.

***г. Б.Т.И. уведомлена о том, что заседание окружной избирательной комиссии, на котором будет решаться вопрос о её регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара, состоится ***г в 18ч.30мин.

***г. окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Б.Т.И. на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.

Нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном листе, поэтому изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п.11 ч.10 ст.37 указанного Закона.

В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Б.Т.И., переданных заявителем в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты.

При этом судом установлено, что все указанные подписные листы - 123, составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением №2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением №2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).

Поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, данное обстоятельство, в силу п.11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.2006г. "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что отсутствие в подписных листах указанных выше граф, подстрочного текста и разлиновки, не является препятствием для правильного восприятия содержащийся в нем информации о кандидате, поскольку выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Форма подписного листа указана в приложении к Закону Самарской области от 08.06.2006г. "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования".

Признание недействительными всех подписей, предоставленных заявителем в окружную избирательную комиссию в свою поддержку как кандидата в депутаты, является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты.

При таких обстоятельствах, решение окружной избирательной комиссии от ***г. № «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И. является законным и обоснованным, оснований для его отмены у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Б.Т.И. о признании незаконным решения № от *** года окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № Б.Т.И.», обязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Б.Т.И. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение 5 дней.

Председательствующий: М.А. Лазарева