РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 ноября 2010 года г.Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Башмаковой Т.Ю.,
при секретаре Борисовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Княжина П.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Управлению социального обслуживания и защиты населения Кировского района г. Самары о взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременным назначением сумм в возмещении вреда, причиненного здоровью, катастрофой на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
Кяжин П.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Управлению социального обслуживания и защиты населения Кировского района г. Самары о взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременным назначением сумм в возмещении вреда, причиненного здоровью, катастрофой на Чернобыльской АЭС, мотивируя свои требования тем, что он в 1986 году принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 25.03.1997 года он является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС бессрочно. С июля 2000 года органы социальной защиты населения производили выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, катастрофой на Чернобыльской АЭС, в заниженном размере. 29.09.2005 года Федеральный суд <адрес> рассмотрел его исковое заявление о перерасчете выплачиваемой ему компенсации в возмещении вреда здоровью в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Совета РФ от 05.04.2005г.) и принял решение произвести перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в соответствием с Законом, а так же выплатить задолженность ежемесячной денежной компенсации с 01.07.2000 г. по 30.09.2005 г. в размере 223 970 рублей. 07.11.2007 года Федеральный суд Кировского района г. Самары рассмотрел его исковое заявление об очередном перерасчете выплачиваемой ему компенсации в возмещения вреда здоровью и принял решение произвести перерасчет ежемесячной суммы вреда здоровью в соответствии с Законом, а так же выплатить задолженность ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2002 года по 31.10.2007 года в размере 68 605,90 рублей. В решениях судов суммы недоплат были указаны как задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации. Тем самым, суды фактически признали государственный долг перед ним по выплате сумм в возмещение вреда здоровью. Выплата была произведена в 2006 году и в 2007 году без учета существующей в стране инфляции. Покупательная способность подлежащей выплате денежной суммы значительно снизилась. С июля 2000 г. до 2007 г., он понес инфляционные убытки, которые до настоящего времени ему не возвращены. Инфляционные процессы в стране не закончены, поэтому убытки он продолжает нести и по сей день. Общий размер понесенных убытков за период с 01.07.2000г. по 31.08.2010г. составил 322 852,29 рублей. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ задолженность за несвоевременно проиндексированные и назначенные к выплате суммы в возмещение вреда (понесенные убытки) за период с 01.07.2000 года по 31.08.2010 года в размере 322 852,29 рублей.
В судебном заседании представитель истца Калашников В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МЗСР Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены правильно и своевременно, представил письменный отзыв, в котором просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования не признают.
Представитель ответчика УСОЗН по доверенности Восколович Н.А. заявление не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку их действия не признаны судом незаконными, поэтому у истца не могли возникнуть убытки, причиненные незаконными действиями (бездействиями) органов социальной защиты.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Кяжин П.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему установлена 2 группа инвалидности по увечью, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС с утратой профессиональной трудоспособности на 80 %, бессрочно.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п. 8.2 Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые Чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.
В соответствии со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, при повышении стоимости жизни полежат индексации в установленном законом порядке.
Истец, являясь инвалидом 2 группы от увечья, связанного с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС имеет бесспорное право на ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35», п. 5, предусмотрено, что суды вправе производить индексацию ежемесячных размеров выплаты с применением п. 1 ФЗ РФ от 19.06.2000г. № 82 «О минимальном размере оплаты труда» и с 01.07.2000г. - применять индекс МРОТ - 1,581, с 01.01.2001г. - 1,515, но с учетом индексации, если она производилась в это время, то есть - это индекс - 1,198 с 01.01.2001г.
На основании ФЗ РФ от 12.02.2001г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», установлен порядок повышения ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а если таковое отсутствует на основании данных, полученных в федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что норма ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года № 5 вступила в силу с 15.02.2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года.
В связи с тем, что величина прожиточного минимума по Самарской области впервые была определена только в 4 квартале 2001 года, суд считает обоснованным при индексации сумм возмещения вреда применить индекс роста величины прожиточного минимума по РФ - 1,244 определенный как соотношение величины прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2001 года к величине прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2000 года (1197:962=1,244).
В соответствии с Законом Самарской области «О потребительской корзине в Самарской области» от 19.11.01 года № 65-ГД, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения с 4 квартала 2001 года рассчитывается по области ежеквартально.
По сведениям Главного Управления Труда Самарской области величина прожиточного минимума для пенсионеров составляла: 4 квартал 2001 года - 1255 рублей 18 копеек, в 4 квартале 2002 года - 1476 рублей 25 копеек. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров составил за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года - 1,176 (1476 рублей 25 копеек : 1255 рублей 18 копеек).
Так же величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров составляет: 4 квартал 2002 года - 1476 рублей 25 копеек, а в 4 квартале 2003 года 1680 рублей 60 копеек. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров составляет за период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года - 1,138 (1680,60 : 1476,25).
В Определении Конституционного суда РФ от 04.10.2005 года № 364-О указано, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7 разъяснено, что исходя из текста Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.04г. № 31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым законом, за исключением выплат, индексация которых установлена в соответствии с другими федеральными законами.
Так в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), инвалидам чернобыльцам устанавливались иные выплаты в следующих размерах: согласно ст. 39 - ежегодная компенсация за вред здоровью для инвалидов 1,2 группы в размере пятикратного МРОТ. Таким образом, суммы подлежащие выплате, зависели непосредственно от размера МРОТ и его изменения, так как устанавливались кратными МРОТ, и соответственно дополнительной индексации в связи с изменением величины МРОТ не требовалось.
С 01.01.2001 года Федеральным законом от 07.08.2000 года № 122-ФЗ указанные выплаты установлены в твердом размере, а именно: ежегодная компенсация за вред здоровью для инвалидов 1,2 групп - 500 рублей.
Взаимосвязанными нормами статьи 5 базового закона (в редакции от 12.02.2001 года № 5-ФЗ) и частями 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, установлен порядок повышения ежемесячных и ежегодных выплат возмещения вреда здоровью, предусмотренных частями 1 и 2 этой нормы, подлежат ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а если таковое отсутствует на основании данных, полученных в федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что норма ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года № 5 вступила в силу с 15.02.2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 года.
В дальнейшем в связи с принятием ФЗ от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, изменившего механизм индексации выплат в возмещение вреда в связи с Чернобыльской АЭС и принятых в его исполнение постановлений Правительства РФ суммы возмещения вреда индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 года № 163 с 01.01.2005г. - предусмотрена индексация на 2005 год - 1,1 раза, однако постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 143 данный индекс изменен на 1,11. Постановлением Правительства от 25.04.2006 года № 246 с 01.01.2006 года предусмотрена индексация в 1,085 раза, однако Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 143 данный индекс изменен на 1,09. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года № 171 - предусмотрена индексация на 2007 год 1,08. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 года № 914 с 01.01.2009 года индексация применяется с коэффициентом 1,13. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 индексация применяется с 01.01.2010 года с коэффициентом 1,1.
В части исчисления размеров сумм возмещения вреда вследствие аварии на ЧАЭС - исковые требования Кяжина П.В. подлежат удовлетворению, как основанные на указанных нормативных актах.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 29.09.2005 года к ежемесячной сумме выплаты применены коэффициенты МРОТ 1,581, с 01.01.2001 года 1,515, что составило 5962 рубля 31 копейка ежемесячно. С 01.01.2002 года не была произведена индексация на величину роста прожиточного минимума, а были применены индексы инфляции, в связи, с чем выплата оказалась заниженной.
Однако расчет, представленный истцом, судом принят быть не может, так как не доплата за период с 01.07.2000 года по 30.09.2005 года составила 77 276 рублей 39 копеек.
Решением Кировского районного суда от 07.11.2007 года взыскана сумма с 01.01.2002 года до 01.11.2007 года 68605 (шестьдесят восемь тысяч шестьсот пять) рублей 90 копеек - единовременно, а с 01.11.2007г. по 12970 (двенадцать тысяч девятьсот семьдесят) рублей 53 копейки ежемесячно и пожизненно с индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом фактически произведенных выплат, по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2002 года до 01.11.2007 года в размере 11656 (одиннадцать тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей 98 копеек, начиная с 01.11.2007 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 652 (шестьсот пятьдесят два) рубля 63 копейки и пожизненно с индексацией в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом фактически произведенных выплат, за период с 2002 года по 2007 год задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 1680 (одна тысяча шестьсот восемьдесят) рублей 50 копеек - единовременно.
Недоплата за период с 01.01.2002 года по 31.10.2007 года составила 18 833 рубля 20 копеек.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные истцом требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению частично, исходя из расчета, в сумме 77 276 рублей 39 копеек + 18 833 рубля 20 копеек = 96 109 рублей 59 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Княжина П.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Управлению социального обслуживания и защиты населения Кировского района г. Самары о взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременным назначением сумм в возмещении вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в пользу Княжина П.В. за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации задолженность за несвоевременно проиндексированные и назначенные к выплате суммы в возмещение вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 96 109 (девяносто шесть тысяч сто девять) рублей 59 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2010 года.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова