РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2010 года г.Самара Кировский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего: Погореловой И.В.,
При секретаре: Хохловой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Х. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Х. обратился в суд с указанными иском, ссылаясь на то, что в декабре 1990 года ему была предоставлена для проживании квартира №, расположенная по адресу: <адрес>. Квартира предоставлялась Х. от Государственного научно-производственного ракетно-космического завода «ЦСКБ - Прогресс» и являлась служебной.В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают:Х. (зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ), З. (жена) зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МП г.о. Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ (использовала свое право на приватизацию).Согласно выписке из Реестра муниципального имущества г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, была передана в муниципальную собственность па основании Постановления Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ и включена в реестр муниципальной) имущества за N 012803-91.Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Истец не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения.Обратившись с заявлением на приватизацию спорной квартиры в Администрацию, истец получил отказ, согласно которому «служебные жилые помещения не подлежат приватизации, для заключения договора приватизации данное жилое помещение необходимо исключить из специализированного жилищного фонда». В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, «служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи е избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления».Ст. 101 ЖК РСФСР определяла назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, аименно работники, в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.Таким образом, служебные жилые помещения предоставлялись на период работы (занятия должности) определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него.Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000 года «...ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения крута объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правовое о режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность».Решение вопросов, связанных с распространением определенного правового режима на то или иное жилое помещение, не может быть оставлено на усмотрение правоприменителя, поскольку при этом не исключается противоречивая правоприменительная практика, а, следовательно, нарушение равенства граждан перед законом и судом. Но и в случае отнесения законодателем - в соответствии с названными критериями - тех или иных жилых помещений кимеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации, должна быть обеспечена возможность судебного обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение». В данном случае, исходя из практики и перспектив целевого использования спорной квартиры, служебной она не является, т.к. в настоящее время не используется, как служебная, и не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как Х. не может быть выселен из квартиры.Таким образом, после передачи служебных жилых помещений в муниципальную собственность, они утрачивают свой статус служебного жилья и кним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.В соответствие со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.В соответствие со ст. 4. указанного закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки сним в соответствии со статьями 130. 131, 132 и 164 ГК. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливаюшие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области погасить запись в Свидетельстве о праве собственности муниципального образования - городской округ Самара, на спорное жилое помещение.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил, просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 30,2 кв.м., жилой площадью - 18,5 кв.м.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Д. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил также, что договор социального найма спорного жилого помещения, заключенный с истцом, не является договором социального найма надлежащего образца, поскольку при заключении договоров найма жилых помещений с жителями района в 2005 году имелся лишь типовой бланк социального найма жилого помещения. Специальный бланк найма служебного помещения был разработан лишь в 2006 году, договор найма служебного помещения соответствующего образца с истцами не заключался. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - Администрации Кировского района городского округа Самара по доверенности С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 41-42). Просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», привлеченный в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, по доверенности Т. возражений на исковое заявление не представила и пояснила, что спорная квартира не состоит на балансе данного предприятия не является собственностью ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», поскольку передана в муниципальную собственность и является собственностью городского округа Самара.
З., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, привлеченный в качестве третьего лица, в судебно заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Х. выделено жилое помещение - однокомнатная квартира № дома № по <адрес> (л.д. 23).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшей на момент выделения жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Из материалов дела видно, что спорная квартира предоставлялась Х. как служебная, на основании ордера №, выданного исполкомом Кировского Райисполкома, в связи с его трудовыми отношениями с заводом «Прогресс» (л.д. 25).
В квартире по указанному адресу Х. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, что подтверждается справкой Паспортной службы № (л.д. 34).
Согласно сведениям, содержащимся в поквартирной карточке и лицевом счете № на <адрес>, до настоящего времени указанная квартира также числится, как служебная (л.д. 87, 88).
Частью 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 г.) установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Согласно ст. 27, 47 Устава городского округа Самара Самарской области от имени городского округа Самара права собственника, полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным фондом.
Таким образом, решение вопроса об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда относится исключительно к компетенции собственника жилого помещения, которым является муниципальное образование - городской округ Самара, в лице Департамента имущественных отношений по Самарской области.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Х. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о «расслужебливании» спорной квартиры с целью ее последующей приватизации (л.д. 75).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом городского округа Самара сообщением № отказал Х. в исключении занимаемого им жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку считает исключение нецелесообразным (л.д. 33).
Судом установлено, что в настоящее время спорная квартира не является собственностью ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и не состоит на балансе данного предприятия, как служебная, что подтверждается справкой ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127).
В материалах дела также имеются сведения о том, что объект недвижимости - <адрес> - включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании Постановления Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Кировского района принял в оперативное управление муниципальное имущество, находящееся на балансе ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», в том числе и дом <адрес> по <адрес> (л.д.128-129).
В настоящее время собственником спорного жилого помещения является Муниципальное образование - городской округ Самара, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права Серия № от № (л.д. 31).
При этом, при передаче спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность каких-либо отметок, о том, что спорная квартира является служебной, в правоустанавливающих документах не имеется.
Согласно положениям, закрепленным в Постановлениях Президиума ВС РФ от 07 и 14 июня 2006 года, передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения: они перестают быть служебными, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ имела место быть передача спорного жилого помещения из оперативного управления ФФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в муниципальную собственность городского округа Самара, что суд расценивает как основание для изменения правового статуса данного жилого помещения.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом ЖКХ и ОН Кировского района г. Самара и Х. заключен договор социального найма на спорную квартиру (л.д. 23-28).
При этом, вышеуказанный договор сторонами не оспорен и является действующим в настоящее время.
Суд считает несостоятельной ссылку ответчика на то обстоятельство, что указанный договор социального найма спорного жилого помещения является договором ненадлежащего образца в силу отсутствия на тот момент типовых договоров найма служебного жилого помещения, поскольку 26.01.2006 года Постановлением Правительства № 42 от 26 января 2006 года N 42 утверждена форма Типового договора найма служебного жилого помещения, каких-либо действий по заключению соответствующего договора найма на спорное жилое помещение с января 2006 года Департамент управления имуществом городского округа Самара не предпринимал, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Более того, в соответствии со ст. 93 Жилищного Кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что истец Х. в трудовых отношениях с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением не состоит, а также не проходит службу и не является лицом, избранным на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в связи с чем, отсутствуют основания для закрепления за ним какого-либо служебного жилого помещения.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Судом установлено, что Х. право на приватизацию ранее не использовал, что подтверждается справкой, выданной ФФГУП «РТИ», супруга истца З., также зарегистрированная и проживающая в спорном жилом помещении, право на приватизацию использовала в 2002 году (л.д. 32).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав осуществляется путем признания права.
Таким образом, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Х., ДД.ММ.ГГГГ, в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 30,2 кв.м., общей площадью 18,5 кв.м., подсобной площадью 11,7 кв.м., кроме того, прочая (без коэффициента).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 19.11.2010 года.
Председательствующий: подпись И.В. Погорелова