об оспаривании действий по приостановке государственной регистрации права общей долевой собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18. 11. 2010 года г. Самара

Судья Кировского районного суда г.Самары Бойко В.Б., с участием представителя заявителей Деянова Е.Ю., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области Пановой Л.А. при секретаре Нуйкиной Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5113/10 по заявлению Пыжова А.М., Пыжовой Т.И. , Яновой М.А. , Иванов А.О. и Ивановой Л.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании действий по приостановке государственной регистрации права общей долевой собственности, признании земельного участка сформированным, и обязании провести государственную регистрацию права общей долевой собственности,

УСТАНОВИЛ:

Истцы в иске просили признать право Пыжова A.M., Пыжовой Т.П., Яновой М.А., Ивановой Л.И., Иванова А.О. на государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на земельный участок под жилым домом с отмосткой с кадастровым номером №1 площадью 238,0 кв.м. по адресу: * в соотношении: Пыжов А.М. - 18/100 доли, Пыжова Т.И. - 18/100 доли, Янова (Пыжова) М.А. - 18/100 доли, Иванова Л.И. - 23/100 доли, Иванов А.О. , 23/100 доли. Требования мотивированы следующим: 01.09.2010 года в Управление Росреестра по Самарской области истцами было подано заявление о регистрации общей долевой собственности на земельный участок под их жилым домом по адресу: * 10.09.2010 года государственная регистрация была приостановлена, было получено уведомление №01/359/2010-111. 21.09.2010 года были представлены ответчику все недостающие документы. Однако 24.09.2010 года регистрация вновь была приостановлена. Государственный peгистратор поверхностно изучил вновь представленные документы. Так, например, в уведомлении от 24.09.2010 года вновь говорится о протоколе распределения долей от 14.07.2010 года, хотя истцами уже был представлен новый протокол распределения долей от 20.09.2010 года, который государственный регистратор просто не заметил. В уведомлении от 24.09.2010 года вновь говорится о том, что истцы не представили документы, подтверждающие их право на общую долевую собственность на земельный участок под домом. Истцы в своем заявлении, поданном 21.09.2010 года дали исчерпывающий ответ на этот вопрос. В соответствии со ст. 16 п.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 ФЗ ( ред. от 01.12.2007) ”О введении в действие жилищного кодекса PФ” в существующей застройке поселений, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Дом, в котором две и более квартиры, в случае истцов двухквартирный, считается многоквартирным. В соответствии с положениями статей 289,290 ГК РФ; 36,37,38 ЖК РФ право собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме собственников жилых помещений возникает в силу приобретения прав собственности на жилое помещение в данном многоквартирном доме, в перечень общего имущества входит и земельный участок, на котором расположен жилой дом, согласно ст.36 п.1 ЖК РФ. Двухквартирный жилой дом по * принадлежит заявителям на праве общей долевой собственности, т.к. обе квартиры приватизированы и в соответствии с приказом от 10.12.2009 года №4105 по Департаменту управления имуществом г.о. Самара исключен из реестра муниципальной собственности. Зарегистрированные в собственность площади квартир составляют: квартира * - 66,60 кв.м. или 0,54 доли от общей площади дома (Пыжов А.М.; Пыжова Т.Н.; Янова М.А.), квартира * - 56,30 кв.м. или 0,46 доли от общей площади дома (Иванова Л.И.; Иванов А.О.) Поэтому право заявителей на общую долевую собственность на общее имущество в двухквартирном жилом доме, в т.ч. и на земельный участок под домом в соответствии со ст.37 п.1 ЖК РФ распределяется в соотношении: Пыжов А.М. -18/100 доли, Пыжова Т.И. -18/100 доли, Янова (Пыжова) М.А. 18/100 доли, Иванова Л.И. -23/100 доли, Иванов А.О. -23/100 доли. Таким образом, три документа - ГК РФ; ЖК РФ и ФЗ № 189 «О введении в действие ЖК РФ» закрепляют право истцов на земельный участок под их домом. Маликов В.В. в своем ответе на обращение истцов по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом нигде не упоминает о необходимости представлять такой документ, но зато дает четкий перечень документов, которые нужно представить на гос. регистрацию права общей долевой собственности истцам. Все эти документы и были представлены истцами 21.09.2010. Жилой дом по * построен в 1950 году и по данным филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» не перестраивался. Первоначально принадлежал государственному предприятию радиовещания и радиосвязи. На основании распоряжения Правительства РФ от 12.10.2006 года и акта приема-передачи от 12.10.2006 года был передан в муниципальную собственность. 10.12.2009 года исключен из реестра муниципальной собственности, в связи с приватизацией обеих квартир, под этот дом с отмосткой 06.09.1993 года прежнему владельцу -государственному предприятию радиовещания и радиосвязи был выделен земельный участок площадью 237,60 кв.м. в постоянное пользование. 23.11.2009 года решением Кировского районного суда г.Самары было прекращено право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком под жилым домом по * у государственного предприятия радиовещания и радиосвязи. Впоследствии, в соответствии с межевым планом по доверенности Росимущества площадь участка уточнена до 238,0 кв.м. и с учетом решения суда от 23.11.2009 года получен новый кадастровый паспорт. Государственное предприятие радиовещания и радиосвязи поставило упомянутый земельный участок на кадастровый учет в декабре 2005г., т.е. после введения в действие ЖК РФ. Дата постановки на кадастровый учет считается датой формирования (утверждения границ) земельного участка. Пункты 3,4,5 ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ позволяют в этом случае собственникам жилых помещений дома обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании заново земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом или о подтверждении границ ранее сформированного земельного участка. 31.07.2010 года истцы обратились в Администрацию г.о. Самара с просьбой произвести необходимые действия по формированию земельного участка с кадастровым номером №1 по *. Обращение было переадресовано в Департамент строительства и архитектуры. Департамент строительства и архитектуры не посчитал целесообразным заново формировать уже сформированный под домом с отмосткой земельный участок, т.к. дом не перестраивался и площадь участка под домом с отмосткой не могла измениться. Фактически жилой дом с отмосткой занимает земельный участок площадью 238,0 кв.м. с момента постройки, а именно с 1950 года, т.е. как до введения в действие ЖК РФ, так и после введения в действие этого Кодекса.

В судебном заседании Деянов Е.Ю. представитель истцов по доверенности уточнил заявленные требования, изменив предмет иска, оставив основания иска без изменения. Просил признать действия должностных лиц ответчика, приостановивших государственную регистрацию права общей долевой собственности истцов на земельный участок под их жилым домом незаконными, ущемляющими права истцов и наносящими им моральный вред, признать земельный участок с кадастровым номером №1 фактически сформированным до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, на основании представленных документов обязать ответчика провести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №1 в отношении Пыжова А.М. , Пыжовой Т.И. Яновой М.А. , Иванова Л.И. , Иванова А.О. Считал действия должностных лиц Управления Росреестра по Самарской области, приостановивших регистрацию права и выразившиеся в составлении уведомлений от 10.09.2010 года исх. №01/359/2010-11 и от 24.09.2010 года исх.№01/359/2010-111 (л.д.41,42 и 43-45) незаконными.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области Панова Л.А., в судебном заседании возражала против заявленных требований, и пояснила следующее: из статьи 255 ГПК РФ следует, и разъяснено пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий-незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием гражданина. Согласно статье 258 ГК РФ на государственный орган может быть возложена обязанность судом только в случае признания его действий незаконными. Считает доводы, изложенные заявителем, несостоятельными, а действия регистрирующего органа совершенными в полном соответствии с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям. Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание неправомерным приостановления государственной регистрации права собственности. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав приостанавливается регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Таким образом, приостановление государственной регистрации является правом регистратора прямо предусмотренным законом, ее обжалование в судебном порядке законом не предусмотрено. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке может быть обжалован лишь отказ в регистрации. Требования о признании незаконным приостановления государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не подлежат удовлетворению. В соответствии с п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества. Согласно ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Однако, вопреки требованиям ст. 17 Закона о регистрации, на государственную регистрацию не были представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право общей долевой собственности на указанный земельный участок. Вместе с тем, на государственную регистрацию представлен протокол собрания по распределению долей от 14.07.2010г. Согласно ст.23 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с Законом о регистрации и Жилищным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, которые составляют общее имущество в многоквартирном доме установлен Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 года №29 «Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества». Согласно п.6 указанной Инструкции на государственную регистрацию представляется заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. Однако, заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома - земельный участок, расположенный по указанному адресу и документы предусмотренные требованиями законодательства, предъявляемые для государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме на государственную регистрацию не были представлены. Более того, на государственную регистрацию было представлено свидетельство о праве постоянного пользования на землю №70695 от 06.09.1993г., согласно которому указанный земельный участок площадью 237,6 кв.м. был представлен в постоянное пользование государственному предприятию радиовещания и радиосвязи.Согласно п.9 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2000г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года) если земельный участок предоставлен до введения в Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобно дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемся владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В силу п.4 ст.53 Земельного кодекса РФ, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Согласно п.5 ст.53 Земельного кодекса РФ если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Таким образом, имеется противоречие между заявленными и ранее зарегистрированными правами, что согласно ст.20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации права. Более того, на государственную регистрацию не было представлено решение о прекращении права постоянного пользования предыдущего владельца данного участка. В связи с этим, считает приостановление государственной регистрации законным и обоснованным. Пояснила следующее: заявления истцов в Управление Росреестра по Самарской области подано без указания существенных обстоятельств. Не было заявлено, что истцы просят зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Заявления были с просьбой зарегистрировать лишь право общей долевой собственности на земельный участок, что и вызвало вышеназванные претензии Управления (л.д.122-124). Кроме того, пояснила, что право истцов на земельный участок ни кто не оспаривает и в случае представления истцами в Управление Росреестра заявления по установленной форме, с необходимыми документами, в том числе, решением суда о прекращении прав предыдущего владельца на данный земельный участок для отказа в регистрации оснований не будет.

Заинтересованное лицо представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает требования необоснованными по следующим основаниям: в соответствии с п. 1,2 Постановления Правительства Самарской области №67 от 13.06.2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.Департамент управления имуществом городского округа Самара полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не наделен. Собственностью муниципального образования городского округа Самара спорный земельный участок не является, в связи с чем, права городского округа Самара в настоящем случае не нарушаются.Вместе с тем, в соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты прав являются: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом. Как следует из искового заявления, причиной обращения в суд стало приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области регистрации права общей долевой собственности истцов на спорный земельный участок. При этом истцы указывают на «поверхностное изучение государственным регистратором вновь предоставленных документов», в связи с чем, считают решение Управления Росреестра незаконным. Таким образом, для защиты своих прав истцам необходимо было обращаться в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра от 24.09.2010 г.Кроме того, истцы обращаются в суд с требованием о признании за ними права на государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под двухквартирным домом по адресу: *. Однако необходимо отметить, что право на государственную регистрацию права общей долевой собственности на спорный земельный участок никем не оспаривается. Кроме того, для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на указанный земельный участок, право общей долевой собственности должно было быть зарегистрировано ранее за иным собственником. Однако Департамент не располагает сведениями о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №1 Истцами избран ненадлежащий способ защиты права, а также некорректно сформулированы исковые требования, в связи с чем, просит суд отказать в иске.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК PФ, могут быть оспорены действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании действия органа государственной власти недействительным, является одновременное наличие двух условий - незаконности действия государственного органа и нарушение прав и законных интересов лица.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 « Опрактике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.

К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с п.28 Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Судом установлено, что 06.09.1993 года Государственному предприятию радиовещания и радиосвязи было выдано свидетельство о праве собственности на землю (постоянное пользование) на земельный участок площадью 237,6 кв.м. по адресу: * (л.д. 50).

Согласно решению Кировского районного суда г. Самара от 23 ноября 2009 года требования заявителей к Самарскому областному трансляционному центру в лице филиала ФГУП РТРС о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком удовлетворены. Прекращено право ГП радиовещания и радиосвязи «ГПР-3» постоянного пользования земельным участком общей площадью 237,6 кв.м., расположенного по адресу: * (л.д. 22).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации Пыжову А.М. принадлежит 1/3 доля, Пыжовой Т.И. принадлежит 1/3 доля, Пыжовой М.А. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире по адресу: * (л.д. 16,17,18). Ивановой Л.И. принадлежит 1/2 доля, Иванову А.О. принадлежит 1/2 доля, в праве общей долевой собственности на квартиру по вышеуказанному адресу: * (л.д. 19,20).

Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 27.08.2010 года согласно межевому плану, выполненному фирмой ООО ”ТГК” Топограф” по заказу Государственного предприятия радиовещания и радиосвязи, земельный участок заявителей под жилым домом с отмосткой был поставлен на кадастровый учет. В случае изъявления собственниками помещений в многоквартирном доме желания приобрести дополнительный земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, предоставление такого земельного участка возможно путем обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области на общих основаниях (л.д. 12).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, его площадь составляет 238 кв.м., кадастровый номер №1 (л.д. 13).

Заявителями 31.07.2010 года было подано заявление в Администрацию г.о. Самара о произведении необходимых действий по формированию земельного участка с кадастровым номером №1 площадью 238 кв.м. под жилым домом по * (л.д. 21).

Согласно выписке из реестра объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: *, исключен из реестра муниципального имущества г.о. Самара на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.12.2009 года № 4105 (л.д. 24,25).

Заявителями, после получения письма от 10.09.2010 года в Управление Росреестра по Самарской области было подано заявление следующего содержания: «В соответствии с положениями статей 289, 290 ГК РФ; 36, 37, 38 ЖК РФ право собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме у собственников жилых помещений возникает в силу приобретения права собственности на жилое помещение в данном многоквартирном доме. В перечень общего имущества входит и земельный участок, на котором расположен жилой дом (ст.36 п.1 ЖК РФ). Двухквартирный жилой дом по * принадлежит заявителям на праве общей долевой собственности, т.к. обе квартиры приватизированы и в соответствии с приказом oт 10.12.2009 года №4105 по департаменту управления имуществом т.о. Самара исключен из реестра муниципальной собственности. Просим Вас зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок под жилым домом по * в соответствии с прилагаемым кадастровым паспортом и протоколом распределения долей. Одновременно с этим есть несоответствие, отмеченное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 10.09.2010 года: - на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие право общей долевой собственное на земельный участок. Это неверно, т.к. были предоставлены свидетельства о государственной регистрации прав на жилые помещения в доме. А никаких других документов в соответствии со статьями 289;290; ГК РФ и 36;37;38 ЖК РФ и не требуется. По вопросу формирования земельного участка требуются следующие пояснения: жилой дом по * построен в 1950 году и по данным филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» не перестраивался, под этот дом 06.09.1993 года прежнему владельцу государственному предприятию радиовещания и радиосвязи был выделен земельный участок площадью 237,60 кв.м. Впоследствии, в соответствии с межевым планом по доверенности Росимущества площадь участка уточнена до 238,0 кв.м. и получен новый кадастровый паспорт. Государственное предприятие радиовещания и радиосвязи поставило упомянутый земельный участок на кадастровый учет в декабре 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ. 31.07.2010 года заявители обратились в Администрацию г.о. Самара с просьбой произвести необходимые действия по формированию земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ по *. Обращение было переадресовано в Департамент строительства и архитектуры. Департамент строительства и архитектуры не посчитал целесообразным заново формировать уже сформированный под домом земельный участок, т.к. дом не перестраивался и площадь участка под домом не могла измениться (л.д. 11).

01.09.2010 представитель заявителей представил в Управление Росреестра дополнительные документы (л.д. 53).

10.09.2010 года заявителями было получено уведомление о предоставлении документов, а 24.09.2010 года уведомление о приостановлении государственной регистрации, согласно которого, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ ”О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация права общей долевой собственности недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: * документы на которую истцами были представлены 01.09.2010г. по №01/359/2010-111, приостанавливается на срок до 11.10.2010 г., начиная с 10.09.2010 года по следующим причинам:

На государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие право общей долевой собственности на земельный участок, что противоречит пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вместе с тем, на государственную регистрацию представлен протокол собрания по распределению долей от 14.07.2010г. Согласно статье 23 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости, составляющие общее имущество в многоквартирном доме, установлен Инструкцией утвержденной Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 № 29 «Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, о предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества. Однако, заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу и документы, предусмотренные требованиями законодательства, предъявляемые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме на государственную регистрацию не представлены. Истцами было представлена незаверенная копия свидетельства о праве постоянного пользования на землю №70695 от 06.09.1993 года, согласно которой государственному предприятию радиовещания и радиосвязи был предоставлен земельный участок площадью 237,6 кв.м. в постоянное пользование. Таким образом, было установлено противоречие между заявленными и ранее зарегистрированными правами. Вместе с тем, на государственную регистрацию не представлено вынесенное уполномоченным органом решение о прекращении права постоянного пользования. Истцам было сообщено, в случае, если до 11.10.2010г. истцами не будет представлен необходимый для проведения государственной регистрации документ, то согласно пункту 2 Федерального Закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственный регистратор обязан отказать в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального Закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д.43-45).

В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на орган, который принял оспариваемое решение.

Согласно статье 258 ГПК РФ на государственный орган могут быть возложены обязанности судом только в случае признания его действий незаконными.

В соответствии с п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества.

Согласно ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Однако, вопреки требованиям ст.17 Закона о регистрации, истцами на государственную регистрацию не были представлены: заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома- земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу (заявление было подано не по форме лишь о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок) и правоустанавливающие документы, подтверждающие право общей долевой собственности на указанный земельный участок. Не было предоставлено решение суда о прекращении прав предыдущего собственника (владельца) т.е. решение суда, сведения о котором были получены лишь при подаче иска (л.д.22) и отсутствовали при подаче заявлений истцами в Управление Росреестра (л.д.126).

Судом учитывается пояснение в судебном заседании представителя истцов Деянова Е.Ю. о том, что уведомления Управления Росреестра по Самарской области об отсутствии необходимых документов от 10.09.2010 года и о приостановлении государственной регистрации права от 24.09.2010 года изложены сложным для понимания заявителей языком, и в них не перечислены конкретные недостающие документы.

К этим доводам суд относится критически, поскольку в названных письмах (уведомлениях) отражены недостатки, послужившие причиной приостановления государственной регистрации права и предоставлялось время для их устранения и представления документов.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена правомерно. Истцы не лишены права представить недостающие документы и возобновить регистрацию права, следовательно, их права не нарушены.

Таким образом, в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц Управления Росреестра по Самарской области, приостановивших государственную регистрацию права общей долевой собственности истцов на земельный участок, признании земельного участка фактически сформированным и обязании ответчика провести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Пыжова А.М. , Пыжовой Т.И. , Яновой М.А. , Иванова А.О. и Ивановой Л.И. о признании незаконными действий должностных лиц Управления Росреестра по Самарской области, приостановивших государственную регистрацию права общей долевой собственности истцов на земельный участок, признании земельного участка фактически сформированным и обязании ответчика провести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме составлено 23.11.2010 года.

Председательствующий судья В.Б. Бойко