о взыскании компенсации морального вреда и штрафа



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.11.2010 года г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Бойко В.Б., при секретаре Нуйкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5354/10 по иску Егорова В.А. к Самарскому филиалу ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Егоров В.А. в иске просил обязать ответчика изготовить и передать ему технический и кадастровый паспорт на гараж * компенсировать моральный вред в размере 101000 рублей за причиненные нравственные страдания, взыскать штраф в бюджет в размере иска за неисполнение добровольного порядка удовлетворения требований. Требования мотивированы следующим: 28.07.2009 года истец обратился в ФГУП ”Ростехинвентаризация Федеральное БТИ” с заявлением об изменений адреса в титульном листе технического и кадастрового паспортов на принадлежащий ему гараж * согласно расписки за вх. № 6496389, дата готовности документов 24.08.2009 года. Истец свои обязательства исполнил своевременно, представил необходимые для проведения работы документы, расписка № 6496389 от 28.07.2009 года и оплатил работу, квитанция № 6600538 от 28.07.2009 года. Ответчик свои обязанности исполняет ненадлежащим образом, так как истец не может получить необходимые документы до настоящего времени. Все претензии истца №39725 от 14.12.2009 года, №9420 от 21.04.2010 года по нарушению установленных законом сроков изготовления документов техником Волковой А. ответчиком оставлены без удовлетворения. В связи с тем, что согласно ст.17 п. 1 ФЗ № 122 от 21.07.1997 года «Обязательным основанием для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество и сделок с ним является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества». Это требование ФЗ № 122 от 21.07.1997 истец выполнить не может, так как сотрудники БТИ уклоняются от выполнения своих обязанностей, тем самым истцу создаются препятствия в осуществлении его законных прав, что квалифицируется как ”самоуправство” ст. 330 УК РФ. 25.06.210 года истец обратился в Прокуратуру г. Самара с просьбой обязать Федеральное БТИ исполнить свои договорные обязательства и привлечь к ответственности виновных, но до настоящего времени ответ на свое заявление не получил. Истец является инвалидом, что подтверждается справкой МСХЭК № 0960644 от 27.08.2002 года, ему противопоказаны нервно-психические перегрузки, а из-за безразличия руководства БТИ и Прокуратуры г.Самара покрывающие циничное поведение техника Волковой А. и создавшейся безысходности, невозможности осуществить его права по закону, он испытывает сильные нравственные страдания.

В судебном заседании истец Егоров В.А. пояснил, что 09.11.2010 года ему наконец были выданы технический и кадастровый паспорта. В связи с этим, уточнил исковые требования и пояснил, что согласно ст.2 п. 1 ФЗ № 161 от 14.11.2002 года ”О государственных и муниципальных предприятиях” Самарский филиал ФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” является государственным предприятием и его деятельность подпадает под действие главы 25 ГПК РФ и соответственно оно несет ответственность за нарушение закона. Кроме того в силу п. 1.1 Положения о ФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” и п. 1.3 Устава ФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” ей разрешена коммерческая деятельность. По этому на них распространяется действие Закона “О защите прав потребителей”. Заключив с истцом соглашение на проведение изменений в техническом паспорте и кадастровом паспорте по квитанции № 6600538 от 28.07.2009 года умышленно затянули сроки изготовления и выдачи готовых документов на 15 месяцев, тем самым нарушив его права и создав препятствия в оформлении права собственности на недвижимое имущество, причинив тем самым моральный вред. Просил обязать ответчика компенсировать моральный вред в размере 101000 руб. за причинение физических и нравственных страданий, взыскать штраф в бюджет в размере иска, за несоблюдение добровольного порядка его требований, компенсировать судебные издержки в сумме 200 рублей.

Представитель ответчика Кочуров Э.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что первый технический паспорт был изготовлен в 2006 году, следующий паспорт был изготовлен в 2008 году, затем истец просил внести изменения в технический паспорт, изменения были внесены. Они оказывают услуги физическим лицам, если сроки исполнения услуг нарушены, лица могут обратиться в суд с подобными требованиями.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Делая такой вывод, суд исходит из следующего:

Судом установлено следующее:

28.07.2009 года истец представил в ФФГУП ”Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ” заявление Ф-5, заявление Ф-К, справка ГСК, распоряжение администрации о присвоении номера квартире, техпаспорт по состоянию на 28.03.2008 года, паспорт, по объекту гараж по адресу: *, им была оплачена сумма 596,75 рублей. Дата готовности документов установлена как 24.08.2009 года (л.д. 8).

28.07.2009 года истец произвел оплату внесения изменений в технический паспорт на частный дом в размере 222,34 рублей, а также подготовке документов для постановки ОКС на учет (гараж) 374, 41 рублей (л.д. 9).

В доплату к вышеуказанной квитанции 17.12.2009 года истец оплатил 343,53 рублей. Дата готовности документов установлена как 24.08.2009 года (л.д. 9).

14.12.2009 года истцом была подана претензия с просьбой сообщить ему причину ненадлежащего выполнения своих обязанностей техником Волковой А. и срок подготовки его документов (л.д. 10).

23.01.2010 года ФФГУП ”Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ” истцу был дан ответ согласно которому, кадастровый паспорт, а также удостоверенный органом кадастрового учета, технический паспорт на объект капитального строительства- гараж по адресу: * находятся в отделе приема и выдачи документации (л.д.11).

21.04.2010 года истцом была подана претензия о выдаче технического и кадастрового паспортов на вышеуказанный объект недвижимости (л.д. 12).

13.01.2010 года Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области отказало в проведении государственного технического учета объекта капитального строительства, расположенного по адресу: * В постановке объекта капитального строительства на технический учет отказано, так как согласно сведениям ЕГРОКС гараж * по указанному выше адресу стоит на техническом учете с кадастровым номером №1 (л.д. 13-14).

11.05.2010 года Егорову В.А. было сообщено в ответ на заявление от 21.04.2010 года о том, что его заявление о внесение в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства и технический паспорт на гараж переданы в ФГУ ”Земельная кадастровая палата” по Самарской области 06.05.2010 года., ему присвоен входящий номер 63-01-111/10-22265 (л.д. 16).

Истцом 25.06.2010 года была направлена жалоба в прокуратуру г. Самара на действия сотрудников ФФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ”. На запрос Прокурора г. Самара 03.08.2010 года ФФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” дало ответ, согласно которому обращение Егорова В.А. на проведение работ по внесению изменений в технический паспорт и подготовке документов для постановки объекта капитального строительства на государственный технический учет поступило в организацию 28.07.2009. По указанному заявлению 24.12.2009 года изготовлен технический паспорт с внесенными изменениями и приложениями копий документов, были направлены в ФГУ ”Земельная кадастровая палата” для внесения сведений об изменении в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. 25.01.2010 года документы были возвращены в ФФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” с приложением, решением об отказе в постановке ОКС на государственный технический учет. 05.05.2010 года документы вновь направлены в ФГУ ”Земельная кадастровая палата”. 20.05.2010 года документы возвращены в ФФГУП ”Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ” с отметкой о постановке ОКС на государственный технический учет. В настоящее время документы находятся в отделе выдачи готовых документов (л.д. 19).

09.11.2010 года Егоровым В.А. технический и кадастровый паспорт на гараж ему были выданы под роспись (л.д. 85).

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред физические и нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имеется. Действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в данных правоотношениях. Кроме того, истцом не представлено суду доказательств причинения ему морального вреда действиями ответчика.

В силу ст.2 Положения «О государственном учете жилищного фонда в РФ» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Согласно ст.ст.3,4 Положения «О государственном учете жилищного фонда в РФ», технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, бюро и т.д., методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городах и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и предоставляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (с изм. и доп. от 23.07.2008 г.) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.05.2001 г. №120 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2001 г. N 2791) утверждены «Правила ведения единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности» (в ред. Приказа Госстроя РФ от 02.09.2003 N 331) разработанные ГУП "Ростехинвентаризация" и внесенные Управлением государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России. Поручено управлению государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России и ГУП "Ростехинвентаризация" довести данный Приказ до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций технической инвентаризации. Поручено ГУП "Ростехинвентаризация" оказать необходимое содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям технической инвентаризации по применению Правил.

Пунктом 1 Правил определено, что они разработаны во исполнение и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.98 N 73-ФЗ, Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, Федеральным законом от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Пунктом 2 определено, что Правила устанавливают единые принципы ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности и регламентируют его структуру, состав сведений, порядок формирования и предоставления информации об объектах градостроительной деятельности. Правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - Единый реестр) основываются на следующих принципах:

- централизация информации об объектах градостроительной деятельности в организации федеральной системы государственного технического учета и технической инвентаризации - ФГУП "Ростехинвентаризация", его филиалах и иных структурных подразделениях (далее - ОФСТИ) на основе регулируемого взаимодействия.

Пунктом 5 названных Правил определено, что объектом учета Единого реестра является объект градостроительной деятельности, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации, независимо от формы собственности и назначения. В Едином реестре учитываются:- объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию; - самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов); - объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; - бесхозяйные объекты.

В соответствие с п.10 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 388) проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Суд считает, что отношения сторон не подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей» поскольку ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» является государственным унитарным предприятием, имеет специальную правоспособность, создано исключительно для целей и задач, определенных в законе и Уставе. В силу закона основным видом деятельности унитарного предприятия является регистрация, техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости.

Таким образом, суд считает, что услуги по подготовке документов для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, в том числе выход техника на место связаны с деятельностью специально созданного государством регистрирующего органа - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», осуществляющего в силу закона возложенные на него функции по учету и инвентаризации жилищного фонда и, следовательно, данные отношения не регулируются Законом «О защите прав потребителей».

С учетом вышеизложенного иск Егорова В.А. к Самарскому филиалу ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Егорова В.А. к Самарскому филиалу ФФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о взыскании компенсации морального вреда и штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение десяти дней.

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2010 года.

Председательствующий судья В.Б. Бойко