о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2010 года г.Самара

Кировский районный суд г.Самары составе

председательствующего Родомакина И.А..

с участием помощника прокурора Кировского района г.Самары Сливы Г.Ю.,

при секретаре Мигуновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4539/10 по заявлению Анисимова Михаила Александровича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 от 03.09.10 № 8\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу.

УСТАНОВИЛ:

Анисимов Михаил Александрович обратился с заявлением в Кировский районный суд г.Самары, указав, что 03.08.10 он подал в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа №30 заявление (вх.№30/-39/АИ) о согласии баллотироваться по 30-му избирательному округу в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара в порядке самовыдвижения. Решением окружной избирательной комиссии от 03.09.10 №8/1 Анисимову М.А. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей). По мнению окружной избирательной комиссии все 100% представленных Анисимовым М.А. подписей избирателей являются недействительными, так подписные листы изготовлены с нарушением требований, установленных приложениями №№2-6 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (пи. 11 ч. 10 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»), В своем решении окружная избирательная комиссия сослалась на данные итогового протокола рабочей группы по результатам проверки подписных листов с подписями избирателей (от 02.09.10). Считает решение окружной избирательной комиссии от 03.09.10 незаконным и необоснованным. Окружной избирательной комиссией была нарушена процедура принятия решения об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара, предусмотренная ч.ч.И, 15 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Согласно требованиям вышеуказанных норм, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания соответствующий избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 5 части 9 и пунктом 4 части 10 статьи 38 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. О результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Копия итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов заявителю были выданы только 02.09.10 в 22.50. (в день их изготовления окружной избирательной комиссией), за день до заседания окружной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации Анисимова М.А. в качестве кандидата в депутаты, которое проведено 03.09.10 г. в 18.30. Копия итогового протокола проверки подписных листов и копии ведомостей проверки подписных листов должны были быть выданы Анисомову М.А. 31.08.10. В силу требований чч.14, 15 ст.37 Закона Самарской области «О выборах


2

депутатов представительного органа муниципального образования» итоговый протокол проверки подписных листов и копии ведомостей проверки подписных листов должны содержать основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными. Однако, кроме отметки: «код «3» - «лист неустановленной формы» в графе «основания (причины) признания подписей недействительными» расшифровка сути и признаков нарушения норм действующего законодательства, повлекшие отказ в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, отсутствуют. 25.08.10г. в окружную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара было представлено 115 подписных листов с числом подписей 575-ти избирателей. Из них по результатам проверки рабочей группы окружной избирательной комиссии и экспертизы, проведенной Отделом УФМС России по Самарской области в Кировском районе г.Самары и Экспертно-криминалистическим центром ГУВД Самарской области только 23 подписи были признаны недействительными. Считает, что представленные подписные листы полностью соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». В обжалуемом решении окружной избирательной комиссии причины, послужившие основанием признания представленных заявителем подписных листов не соответствующими требованиям, установленным приложениями N 2 - N 6 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», не указаны. Обжалуемое решение окружной избирательной комиссии сформулировано таким образом, что фактически не содержит описания конкретного нарушения норм действующего законодательства, послужившего основанием для признания подписного листа «листом неустановленной формы» и. соответственно, основанием для отказа в регистрации Анисимова М.А. в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара. Формулировка данного решения, не содержащая описания конкретного нарушения и точной ссылки на закон, препятствует праву заявителя, предусмотренному действующим законодательством, на судебную защиту, так как Анисимов М.А. не имею возможности высказывать свои доводы и возражения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Соответственно, вышеуказанное Решение нарушает право заявителя, закрепленное ч.2 ст.32 Конституции РФ, быть избранным в органы местного самоуправления РФ. Незаконный отказ в регистрации в качестве кандидата не только препятствует праву заявителя на равные условия проведения предвыборной агитации, но и ставит под угрозу возможность избрания заявителя депутатом Думы городского округа Самара, поскольку согласно ч.1 ст.50, ст.ст. 51, 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий предоставляется только зарегистрированным кандидатам (как платно, так и бесплатно), кроме того, в соответствии с ч.З ст.53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» помещения для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний с избирателями, находящиеся в муниципальной собственности, также предоставляются только зарегистрированным кандидатам. В ст.54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что равные условия оплаты услуг коммерческих организаций по изготовлению печатных агитационных материалов имеют только зарегистрированные кандидаты. Зарегистрированным кандидатам, не позднее, чем за 30 дней до дня голосования (т.е. не позднее 10 сентября 2010 года) органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка (ч.7 ст.54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»), С 1993 года заявитель является членом правления Самарской областной общественной организации «Фонд милосердия и здоровья». С 2004 года - членом президиума областной организации Профсоюзов работников государственных учреждений, награждён медалью «Ветеран труда», медалями II и III степени «За заслуги перед городом», медалью П.В.Алабина «За заслуги перед городским сообществом», награждён Самарской Епархией Русской Православной Церкви серебряным знаком «Святителя Алексия Митрополита Московского и Всея России Чудотворца». Неоднократно награждался почетными грамотами Правительства Самарской области и Губернской Думы. Полагает, что в регистрации кандидатом ему отказано по надуманным основаниям. В связи с изложенным Анисимов М.А. просит:

признать незаконным решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 03.09.10 № 8\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу, обязать окружную избирательную комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Анисимова Михаила Александровича кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании заявитель Анисимов М.А. и представители заявителя по доверенности Богорадникова О.А. и Анисимова О.М. заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным, дополнили, что положения избирательного законодательства о форме подписного листа Анисимовым М.А. не нарушены, оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 противоречит закону и судебной практике. Заявитель не мог в подписном листе указать о том, что он не судим, поскольку, согласно действующему законодательству, это не требуется. Полагает, что отсутствие подстрочного текста и разлиновки в заглавной части подписного листа не является препятствием для правильного восприятия содержащийся в нем информации. Указанное окружной избирательной комиссией несоответствие формы подписного листа не нарушает принципа равенства кандидатов в депутаты перед законом. Образец подписного


3

листа приложен Анисимовым М.А. к заявлению в суд, имеется в материалах дела и полностью соответствует тем подписным листам, которые были представлены им в окружную избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия уведомила заявителя о рассмотрении вопроса о его регистрации в качестве кандидата с нарушением установленного законом двухдневного срока, тем самым нарушила права заявителя на подготовку возражений. В обжалуемом решении не разъяснено, в чем именно заключаются допущенные Анисимовым М.А. нарушения при оформлении подписных листов, что также препятствует заявителю в защите его прав.

Представители окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по доверенности Тихомирова С.С, Поварова Е.Н. и Дятлов Д.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления Анисимова М.А. возражали, поддержав письменные возражения по существу заявленных Анисимовым М.А. требований, указав, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского округа Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара». 3 августа 2010 года Анисимов Михаил Александрович обратился в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва (далее - Окружная избирательная комиссия) с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва в порядке самовыдвижения. 25 августа 2010 года Анисимов М.А. представил в Окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в том числе подписные листы, содержащие 575 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Анисимова М.А. 29 августа 2010 года кандидат Анисимов М.А. посредством телефонограммы был уведомлен Окружной избирательной комиссией о назначенной на 30 августа 2010 года проверке подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения. 30 августа 2010 года кандидат Анисимов М.А. прибыл в помещение Окружной избирательной комиссии в назначенное время и присутствовал при проведении рабочей группой проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения. 31 августа 2010 года в связи с возникшими сомнениями в достоверности некоторых подписей и действительности сведений о некоторых избирателях, Окружная избирательная комиссия направила запросы начальнику Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Самарской области и начальнику отдела УФМС в Кировском районе г.Самары о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Анисимова М.А. Ответы на вышеуказанные запросы были получены Окружной избирательной комиссией 2 сентября 2010 года. В тот же день кандидат Анисимов М.А. был уведомлен о продолжении проверки подписных листов с учетом информации, полученной из ЭКЦ при ГУВД по Самарской области, а также из отдела УФМС в Кировском районе города Самары. 2 сентября 2010 года рабочей группой был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимова М.А., в соответствии с которым из 575 проверенных рабочей группой подписей избирателей на основании п. 11 части 10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» было признано недействительными 575 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Анисимова М.А., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных указанным Законом Самарской области. Кроме того, 8 подписей избирателей, представленных кандидатом Анисимовым М.А. для проверки были признаны недействительными на основании проверки действительности сведений об избирателях, указанных в подписных листах сотрудниками Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Самарской области, а также 11 подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата Анисимова М.А. признаны недостоверными на основании справки эксперта Экспертно-криминологического центра при ГУВД по Самарской области. 2 сентября 2010 года в 22 часа 50 минут кандидат Анисимов М.А. получил копию протокола об итогах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, о чем в указанном протоколе имеется соответствующая расписка. Также 2 сентября 2010 года Анисимов М.А. был уведомлен о том, что заседание Окружной избирательной комиссии, на котором будет решаться вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара, состоится 3 сентября 2010 года. 3 сентября 2010 года Окружной избирательной комиссией было принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей. Вывод о выявлении 10 и более процентов недействительных подписей избирателей, представленных кандидатом Анисимовым М.А., основан на обстоятельствах, установленных рабочей группой Окружной избирательной комиссии по проверке подписных листов. Так, в ходе указанной проверки рабочей группой было установлено, что все подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Анисимова М.А., изготовлены с нарушением требований, установленных приложением 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Нарушение требований, установленных приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выразилось в том, что во всех подписных листах, представленных кандидатом Анисимовым М.А. для проверки, отсутствуют предусмотренные приложением 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи


4

(статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона). Таким образом, форма подписного листа кандидата Анисимова М.А. не соответствует форме, установленной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 37 названного Закона Самарской области является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе с указанными нарушениями. 6 сентября 2010 года Анисимов М.А. обратился в Кировский районный суд города Самары с заявлением о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № 8/1 от 3 сентября 2010 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу», а также об обязании соответствующей избирательной комиссии зарегистрировать Анисимова М.А. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30. В обоснование заявления Анисимов М.А. ссылается на то, что копия итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки подписных листов были выданы заявителю только 2 сентября 2010, то есть позднее, чем за 2 суток до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, поскольку такое заседание Окружной избирательной комиссии состоялось 3 сентября 2010 года. Также заявитель в качестве основания к отмене оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии указывает на то обстоятельство, что итоговый протокол проверки подписных листов не содержит оснований (причин) признания подписей недействительными, кроме отметки «код 3» - «лист неустановленной формы». Заявитель также ссылается на то, что, по его мнению, представленные им подписные листы полностью соответствуют требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Между тем, доводы заявителя являются необоснованными, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 4 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, городской список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей. Таким образом, избирательным законодательством Самарской области не установлен конкретный срок, в течение которого должна быть проведена проверка подписей избирателей, представленных для проверки, а в связи с тем, что в целях проверки достоверности и действительности подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Анисимова М.А. были направлены соответствующие запросы в ЭКЦ при ГУВД по Самарской области, отдел УФМС в Кировском районе г. Самары, а ответы были получены лишь 2 сентября 2010 года, полная информация о подписях избирателей в поддержку выдвижения Анисимова поступила в распоряжение Окружной избирательной комиссии только 2 сентября 2010 г., т.е. за 1 день до окончания десятидневного пресекательного срока, отведенного законом для проверки представленных подписных листов, содержащих подписи избирателей, в поддержку выдвижения соответствующего кандидата. Сам факт нарушения двухдневного срока вручения итогового протокола проверки подписных листов вызван объективными причинами, изложенными выше, а также не является безусловным основанием для отмены решения Окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, поскольку такое основание не предусмотрено действующим избирательным законодательством и не может являться безусловным основанием для признания незаконным решения избирательной комиссии. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с пунктом 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа устанавливается законом, ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» установлено, что подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Таким образом, положениями закона субъекта Российской Федерации - Самарской области, регулирующим избирательные правоотношения в Самарской области, установлена определенная форма подписного листа, не являющаяся произвольной, которую обязаны использовать все кандидаты, осуществляющие самовыдвижение на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых в Самарской области. Данное требование закона носит императивный характер и альтернативных положений не содержит. Таким образом, утверждение заявителя о том, что подписные листы изготовлены в соответствии с требованиями Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», не основано на законе. Проверкой подписных листов установлено, что во всех подписных листах, представленных кандидатом Анисимовым М.А., отсутствуют предусмотренные приложением 2 к указанному Закону Самарской области графы (с соответствующим подстрочным текстом) для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного


5

законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона). Согласно п. 11 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований установленных приложениями № 2 - № 6 к настоящему Закону. Согласно положениям пункта 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. При таких обстоятельствах Окружной избирательной комиссией правомерно сделан вывод о том, что все подписные листы в поддержку самовыдвижения кандидата Анисимова М.А.. изготовлены с нарушением требований части ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», а поэтом) все подписи избирателей, содержащиеся в этих листах, считаются недействительными на основании п. 11 ч 10 ст. 37 названного закона, и в этой связи решение Окружной избирательной комиссии об отказе Анисимову М.А. в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 принято в соответствии с действующим избирательным законодательством.

Помощник прокурора Кировского района г.Самары Слива Г.Ю. в своем заключении предлагала суду в >довлетворении заявления Анисимова М.А. отказать, поскольку обжалуемое решение окружной избирательной комиссии вынесено в соответствии с законом, заявителем нарушена форма подписного листа.

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Из ст.261 ч.2 ГПК РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.37,38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с п.8 ст.37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа устанавливается законом.

Согласно п.З ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом должны предусматриваться основания для признания подписей недействительными.

В со ст.4 ч.З Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.

Согласно ч.1 ст. 12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.

В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружная избирательная комиссия. ..осуществляет регистрацию кандидатов.

Согласно ч.1 ст.34 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Из ч.1 ч.б ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" следует, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях со 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием


6

наименования пли кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В силу ч.2 ст.36 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процент.; от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Закона, но не может быть менее десяти.

:гооЕ

,!СТОЕ

Согласно ст.37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа ".:;.н;-и,:г.ального образования", если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании нг:;\:т:имого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку Еь:дз;::т:ения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия ;;;• шествляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности. ведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной. Недействительными подписями следует считать... все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением званий, установленных приложениями N 2 - N 6 к настоящему Закону. По окончании проверки подписных

составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Судом установлено, что 17.07.10 в Самарской газете официально опубликовано решение Думы городского окр\га Самара от 15.07.10 № 950 «О назначении выборов депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва и Главы городского округа Самара».

03.08.10 Анисимов Михаил Александрович обратился в Окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом в депутаты Д\мы городского округа Самара пятого созыва в порядке самовыдвижения, (л.д.9-12).

25 августа 2010 года Анисимов М.А. представил в Окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, в том числе подписные листы, содержащие 575 подписей избирателей на 115 подписных листах в поддержку самовыдвижения Анисимова М.А.

31 августа 2010 года, в связи с возникшими сомнениями в достоверности некоторых подписей и действительности сведений о некоторых избирателях, Окружная избирательная комиссия направила запросы начальнику Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Самарской области и начальнику отдела УФМС в Кировском районе г.Самары о проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Анисимова М.А. (л.д.61).

Ответы на указанные запросы были получены Окружной избирательной комиссией 2 сентября 2010 года, что подтверждается исследованным в судебном заседании сопроводительным письмом с отметкой о получении его окружной избирательной комиссией № 30 02.09.10.

02.09.10 рабочей группой составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимова М.А., в соответствии с которым из 575 проверенных рабочей группой подписей избирателей, на основании п.11 ч.10 статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» было признано недействительными 575 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет 100% подписей, собранных в поддержку выдвижения Анисимова М.А., в связи с нарушениями правил оформления подписных листов, установленных указанным Законом Самарской области, (л.д.25).

В материалах дела имеется образец подписного листа, аналогичного предоставленным Анисимовым М.А. в окружную избирательную комиссию (л.д. 19).

2 сентября 2010 года в 22 часа 50 минут Анисимов М.А. получил копию протокола об итогах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва, о чем в указанном протоколе имеется соответствующая расписка (л.д.25).

Также 2 сентября 2010 года Анисимов М.А. уведомлен о том, что заседание Окружной избирательной комиссии, на котором будет решаться вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара, состоится 3 сентября 2010 года.

3 сентября 2010 года окружной избирательной комиссией Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва принято решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу на основании пункта 5 части 9 статьи 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей (л.д.24).

Нормы избирательного законодательства относительно формы подписного листа носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны находиться в подписном


7

листе, поэтом> изготовление подписного листа с нарушением формы, установленной Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», является основанием для признания подписей, содержащихся в нем, недействительными, о чем прямо указано в п.11 ч. 10 ст.37 указанного Закона.

В судебном заседании осмотрены предоставленные окружной избирательной комиссией на обозрение суда подлинники подписных листов Анисимова М.А., переданные заявителем в окружную избирательную комиссию для рассмотрения вопроса о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Пси этом судом установлено, что все указанные подписные листы - 115, составлены с нарушением формы подписного листа, предусмотренной приложением № 2 к Закону Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»: в подписных листах отсутствуют предусмотренные приложением № 2 к указанному Закону Самарской области графы для указания сведений о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи iстатей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования этого закона).

Поскольку подписные листы составлены с нарушением формы, данное обстоятельство, в силу п.11 ч. 10 статьи 37 Закона Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", является основанием для признания недействительными всех подписей в каждом подписном листе.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что отсутствие в подписных листах указанных выше граф, подстрочного текста и разлиновки, не является препятствием для правильного восприятия содержащийся в нем информации о кандидате, поскольку выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушило бы принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательными для всех кандидатов.

Также суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен окружной избирательной комиссией о нарушениях, допущенных при оформлении подписных листов, поскольку из полученного заявителем итогового протокола проверки подписных листов, следует, что 575 подписей из предоставленных 575 признаны недействительными в связи с тем, что подписной лист неустановленной формы.

Форма подписного листа указана в приложении к Закону Самарской области от 08.06.06 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования".

Поскольку признание недействительными всех подписей, предоставленных заявителем в окружную избирательную комиссию в свою поддержку как кандидата в депутаты, является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, нарушение окружной избирательной комиссией двухдневного срока уведомления Анисимова М.А. о дате и времени заседания окружной избирательной комиссии не является основанием, в том числе предусмотренным избирательным законодательством, для признания обжалуемого решения окружной избирательной комиссии от 03.09.10 незаконным.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 03.09.10 № 8\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу является законным, в связи с чем требования заявителя Анисимова М.А. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Анисимова Михаила Александровича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва от 03.09.10 № 8\1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 Анисимову Михаилу Александровичу, а также обязании окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 30 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Анисимова Михаила Александровича кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 30 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 09.09.10.

Председательствующий И.А. Родомакин

Решение не вступило в законную силу. Копия верна

Судья И.А. Родомакин