о признании незаконным безедействия по устранению нарушений



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 декабря 2010 года

г.Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего: Погореловой И.В.

С участием прокурора : Данилкиной А.А.

При секретаре: Хохловой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кировского района к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» об обязании устранения нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и проведении организационно-хозяйственных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с заявлением к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» об обязании устранения нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и проведении организационно-хозяйственных мероприятий, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кировского района в сентябре 2010 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский металлургический колледж».

Проверкой выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03).

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Самарский металлургический колледж» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за №-од и приказом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, в учебных корпусах колледжа (<адрес>) и общежитии (<адрес>).

Пунктом 6.3 Устава ГОУ СПО «СаМеК» определено, что колледж использует закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество в соответствии с назначением последнего, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.

В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92, на образовательное учреждение возложена обязанность создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Должностные лица образовательного учреждения несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения является недопустимым.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться имуществом, руководители предприятий, а также лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности в установленном порядке.

К компетенции образовательного учреждения согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

На сегодняшний день система противопожарной защиты зданий ГОУ СПО «СаМеК» не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самих зданий, так и для находящихся в них учащихся и иных людей. Изложенное подтверждается материалами проверки.

Так, в образовательном учреждении учебного корпуса № по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности, которые подлежат устранению:

- в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах отсутствуют двери, предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п.40);

- на дверях, ведущих из коридоров на лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п.6.18);

- технологические отверстия в местах перехода коммуникаций в перекрытиях 1,2,3 этажей заделать строительным раствором (ППБ 01-03 п. 37);

- на основном эвакуационном выходе из здания колледжа демонтировать кладовки (ППБ 01-03 п.3,40).

В учебном корпусе № по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности, которые подлежат устранению:

- в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах отсутствуют двери, предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п.40);

- в помещениях мастерских, на дверях, ведущих из коридоров на лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п.6.18);

- в помещениях корпуса электросветильники эксплуатируются без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией (ППБ 01-03 п. 60);

- помещения корпуса укомплектовать необходимым количеством первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п.108 прил.3);

- со стен холла основного эвакуационного выхода демонтировать горючую отделку (ППБ 01-03 п.53);

- при входе в помещения мастерских восстановить дверь, предусмотренную проектом (ППБ 01-03 п.40);

- на 1 этаже под лестничной клеткой устроена кладовка (ППБ 01-03 п. 40);

- в подвальном помещении учебного корпуса допускается складирование горючих материалов (ППБ 01-03 п. 40);

- в помещении сварочного участка электропроводку выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ППБ 01-03 п.57);

- произвести прочистку каналов системы вентиляции в помещении кухни (ППБ 01-03 п.3, ППБ 101-89 п.2.2.1).

В здании общежития по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности, которые подлежат устранению:

- двери, ведущие из коридоров на лестничные клетки, оборудовать устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-01-97* п.6.18);

- под лестничной клеткой демонтировать кладовку (ППБ 01-03 п.40);

- люки выходов на кровлю здания выполнить с требуемым пределом огнестойкости, размерами не менее 0,6 на 0,8 м (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.4);

- в здании общежития смонтировать АПС (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 приложение 1 табл.1);

- в здании общежития смонтировать СОУЭ (НПБ 104-03 п.3.9; ППБ 101-89 п.2.1.13);

- технологические отверстия в местах перехода коммуникаций заделать строительным раствором (ППБ 01-03 п.37);

- в помещениях общежития на электросветильниках восстановить защитные плафоны, предусмотренные конструкцией (ППБ 01-03 п.60);

- с оконных проемов демонтировать глухие металлические решетки (ППБ 01-03 п.40);

- в помещениях общежития электропроводку выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ликвидировать времянки, скрутки) (ППБ 01-03 п.57);

- ликвидировать самовольно возведенные кладовые, комнаты на запасных эвакуационных выходах (ППБ 01-03 п.40);

- вход в подвал освободить от горючих материалов (ППБ 01-03 п.53,40);

- вывесить на люке выхода на кровлю указатели местонахождения ключей (ППБ 01-03 п.44);

- в помещениях вывесить таблички с указанием номеров телефонов пожарной охраны (ППБ 01-03 п.13).

Самостоятельно Колледж устранить указанные нарушения пожарной безопасности не может ввиду отсутствия собственных средств. Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области финансирование на устранение нарушений требований пожарной безопасности осуществляет не надлежащим образом.

Пунктом 6.1 Устава Колледжа предусмотрено, что финансирование учреждения осуществляется Министерством образования и науки Самарской области на основе нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Пунктом 17 ст. 28 Закона «Об образовании» установлено, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится, в том числе, и финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг.

Согласно п.2.2.1 «Положения о министерстве образования и науки Самарской области», утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 238 от 20.06.08 в полномочия министерства образования и науки Самарской области входит осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств;

формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов;

определение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, подведомственных Министерству бюджетных учреждений.

Министерство имущественных отношений Самарской области закрепляет за Колледжем движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является собственностью Самарской области (п.6.3).

Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Министерством образования и науки Самарской области, Министерством имущественных отношений Самарской области в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий противопожарного законодательства в образовательном учреждении.

Неисполнение указанными министерствами Самарской области возложенных законом на них как на государственные органы обязанностей является недопустимым. Бездействием министерств Самарской области прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения государственными органами Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей городского округа Самара, как несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений, так и других граждан. Это могут быть родители, бабушки, дедушки учащихся, работники контролирующих органов. Круг лиц, могущих находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большому риску в случае не устранения нарушений требований противопожарного законодательства.

Прокурор в судебном заседании исковые требования уточнил, просит суд обязать Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений, ГОУ среднего профессионального образования «Самарский металлургический колледж», устранить нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в корпусе № по <адрес>:

-в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах установить двери, предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п. 40);

-на дверях, ведущих из коридоров на лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 101-89 п. ДД.ММ.ГГГГ, ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18);

-на основном эвакуационном выходе из здания колледжа демонтировать кладовки (ППБ 01-03 п. 3.40).

В учебном корпусе № по <адрес>:

в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах отсутствуют двери,
предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п.40);

в помещениях мастерских, на дверях, ведущих из коридоров на
лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с
уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-
01-97*0.6.18);

в помещениях корпуса электросветильники эксплуатируются без
защитных плафонов, предусмотренных конструкцией (ППБ 01-03 п. 60);

со стен холла основного эвакуационного выхода демонтировать
горючую отделку (ППБ 01-03 п.53);

при входе в помещения мастерских восстановить дверь, предусмотренную проектом (ППБ 01-03 п.40);

- на 1 этаже под лестничной клеткой устроена кладовка (ППБ 01-03 п.
40);

в помещении сварочного участка электропроводку выполнить в
соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике
(ППБ 01-03 п.57);

произвести прочистку каналов системы вентиляции в помещении
кухни (ППБ 01-03 п.З, ППБ 101-89 п.2.2.1).

В здании общежития <адрес>:

-двери, ведущие из коридоров на лестничные клетки, оборудовать устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах;

-под лестничной клеткой демонтировать кладовку;

-люки выходов на кровлю здания выполнить с требуемым пределом огнестойкости, размерами не менее 0,6 на 0,8 м;

-в здании общежития смонтировать АПС;

-в здании общежития смонтировать СОУЭ;

-в помещениях общежития на электросветильниках восстановить защитные плафоны, предусмотренные конструкцией;

-с оконных проемов демонтировать глухие металлические решетки;

-в помещениях общежития электропроводку выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ликвидировать времянки, скрутки);

-ликвидировать самовольно возведенные кладовые, комнаты на запасных эвакуационных выходах.

Представитель ГОУ среднего профессионального образования «Самарский металлургический колледж» в судебном заседании иск не признал, факт обнаружения нарушения пожарной безопасности не оспаривал, показал, что действительно, согласно Предписанию Органа ГПН Кировского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ в зданиях ГОУ СПО «СаМеК», расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес> был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

Во исполнение вышеуказанных предписаний, большая часть нарушений, в настоящее время устранено, а именно:

В корпусе № по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, устранены следующие предписания:

укомплектовать в соответствии с требованиями внутренние пожарные краны в
помещении корпуса стволами, рукавами и полугайками;

на люке, ведущем в чердачное помещение, вывесить табличку с информацией о
местонахождении ключей;

в подвальном помещении пожарные краны укомплектовать в соответствии с
требованиями норм рукавами, стволами, полугайками;

при входе в подвал убрать сгораемые материалы;

из помещений, расположенных в подвале, убрать горючие материалы;

в помещениях подвала корпуса на электросветильниках восстановить защитные
плафоны, предусмотренные конструкцией;

в коридоре подвального помещения восстановить двери, предусмотренные
проектом;

помещения корпуса укомплектовать необходимым количеством первичных
средств пожаротушения;

В учебном корпусе № <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ устранены следующие нарушения:

- внутренние пожарные краны в помещении корпуса укомплектовать в
соответствии с требованиями стволами, рукавами, полугайками;

- заключить договор на обслуживание АПС и системы оповещения людей о
пожаре;

в помещениях корпуса на электросветильниках восстановить защитные плафоны, предусмотренные конструкцией;

- в помещениях корпуса на электрораспределительные коробки восстановить
защитные крышки;

- в помещениях на путях эвакуации вывесить знаки пожарной безопасности;

- на люке, ведущем на кровлю, вывесить таблички с информацией о
местонахождении ключей;

- на 1 этаже под лестничной клеткой демонтировать кладовку;

- запасной эвакуационный выход в учебном корпусе очистить от сгораемых
материалов;

- из подвального помещения учебного корпуса убрать горючие материалы;

на запасном эвакуационном выходе с 1 этажа установить вывеску с
информацией и местонахождении ключей;

произвести испытания огнезащитной обработки сценической коробки в
помещении актового зала;

- из помещения актового зала убрать электрообогреватели без автоматов тепловой
защиты;

- в помещениях мастерских пожарные краны укомплектовать вентилями,
рукавами, стволами, полугайками;

в помещениях мастерских ящики для песка наполнить песком;

из помещений мастерских убрать баллоны с ацетиленом;

- в помещении мастерской на запасном эвакуационном выходе ликвидировать
кладовку;

Считает, что со стороны Министерства образования и науки Самарской области бездействия, не было. Оно осуществляло финансирование на 2009-2010 г. по установленным нормативам, кроме того, выделялись дополнительные средства, в том числе на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Показал, что по факту нарушений, акт составлен, директором подписан. Все нарушения устранить они могли, т.к. организация переживала финансовый кризис. Счета техникуму были заблокированы, имелся долг, из-за действий прежнего директора.

Они обращались в Министерство науки и образования за финансовой поддержкой для погашения долгов, доказательств обращения также представить суду не могут.

Представитель Министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании иск не признал и показал, что Министерство образования и науки Самарской области является ненадлежащим ответчиком и необоснованно привлечено к участию в деле Прокурором Кировского района г.Самары.

В просительной части искового заявления прокурор просит признать незаконным бездействие министерства образования и науки Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений требований противопожарного законодательства в колледже и обязать его и других ответчиков совершить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в колледже.

Ответчиком может быть лицо, к полномочиям которого относится обеспечение вышеуказанных требований пожарной безопасности в колледже.

На министерство образования и науки Самарской области (далее -министерство) нормативными правовыми актами и «Положением о министерстве образования и науки Самарской области» утв. Постановлением Правительства Самарской области от 2006.200S № (далее- Положение) не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе в вышеуказанном колледже.

Согласно п. 2.2.1 Положения на министерство возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств».

Согласно ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии в государственным и местными нормами и требованиями.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание данных условий несут должностные лица образовательных учреждений, согласно законодательству и Уставу образовательного учреждения.

Согласно п. 3 ч.З ст. 32 ФЗ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

В п. 10. «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее
ППБ 01-03) указано о том, что ответственность за обеспечение требований пожарной
безопасности учреждений собственники имущества учреждения, лица,

уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций и должностные лица, о назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности в учреждении. Именно на них лежит обязанность по принятию меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и выполнению мероприятий пожарной безопасности, предписаны органами Госпожнадзора. Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности возлагается на руководителя колледжа.

Органами Госпожнадзора при выявлении нарушения требований пожарной безопасности акты проверки, предписания, составляются в отношении руководителей образовательных учреждений, они же и привлекаются к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и руководители организаций.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по обеспечению требований пожарной безопасности.

Имущество колледжа, согласно Уставу является собственностью Самарской области и закреплено за колледжем на праве оперативного управления. Полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области наделено министерство имущественных отношений Самарской области. Передача Минимуществом Самарской области колледжу в оперативное управление зданий, в которых обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, не освобождает Минимущество Самарской области, как собственника от обязанности по содержанию данных зданий, в том числе по обеспечению в них требований пожарной безопасности. Согласно Закону №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положению о министерстве имущественных отношений Самарской области утв. Постановлением Правительства Самарской области РФ № 79 от 20.06.2007 Минимущество Самарской области:осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Самарской области, закрепленного за государственными унитарными (казенными) предприятиями Самарской области, учреждениями Самарской области, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил владения, пользования и распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством;

финансирует в пределах средств, выделяемых из областного бюджета, реализацию областных целевых программ и выполнение других работ, связанных с управлением в сфере имущественных и земельных отношений.

Таким образом, именно руководитель колледжа вместе с Министерством имущественных отношений <адрес> должны проводить организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в колледже, в том случае, если судом будет признано незаконным их бездействие в виде непринятия мер по обеспечению в колледже требований пожарной безопасности.

В связи с чем, министерство необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика. Со стороны министерства образования и науки <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, не было бездействия в виде невыполнения требований по устранению нарушений по пожарной безопасности, как указано в исковом заявлении.

Согласно п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится «невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами».

Как указано выше, к полномочиям министерства не относится обеспечение требований пожарной безопасности в колледже.

Согласно п. 2.2. Положения на министерство возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств».

Обязанности по финансированию колледжа министерство выполняет в полном объеме, осуществляя финансирование колледжа в соответствии с установленными нормативами финансирования, в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов колледжа.

На 2009 год министерство выделяло денежные средства колледжу по статьям расходов: ст. 225 (работы и услуги по содержанию)- 251 900 руб, ст. 226 (прочие работы и услуги) - 165 000 рублей. Именно за счет данных статей расходов колледж проводил мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Часть из выделенных средств была потрачена колледжем на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Министерство также осуществляло в 2009 году дополнительное финансирование колледжа по областной целевой программе по обеспечению мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

В соответствии с Планом мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области (приложение № 3), колледжу было дополнительно выделено - на обеспечении и на поставки оборудования и монтаж установкиавтоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре -2197, 00 тыс. руб.

В адрес Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области министерством в 2009 году неоднократно направлялись письма с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и в колледже.

На 2010 год министерство выделило колледжу по нормативам денежные средства по статьям расходов; ст. 225 (работы и услуги по содержанию) - 1 445 000 рублей, ст. 226 (прочие работы и услуги) - 299 000рублей.

На 2010 год министерством было дополнительно выделено колледжу на разработку проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта3500 000 руб ( ст. 225 - 3000 000 руб. ст. 226 - 500 000 руб).

Часть из данных средств была потрачена колледжем на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Также в 2010 году колледжу министерством в рамках централизованных поставок было выделено и поставлено оборудование: 30 огнетушителей на сумму 15 900 руб, и 25 штук пожарных рукавов на сумму 18 641 руб.

Предоставить колледжу дополнительные денежные средства министерство не имеет возможности, в связи с тем, что размер денежных средств, выделяемых министерству для подведомственных государственных образовательных учреждений уже утвержден Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и именно в пределах выделенных министерству средств областного бюджета осуществляется финансирование колледжа. Ассигнования из бюджета, выделяемые министерству для финансирования подведомственных образовательных учреждений, рассчитываются по утвержденным нормативам, которые также и не могут быть изменены министерством.

В связи с чем, министерством, в соответствии полномочиями установленными Положением, осуществлялось финансирование колледжа, т.е. выполнялись возложенные на него обязанности. Со стороны министерства не было бездействия, в виде невыполнения возложенных на него обязанностей по финансированию колледжа, как указано в мотивировочной части заявления прокурора.

Поскольку на министерство нормативными правовыми актами и «Положением о министерстве образования и науки Самарской области» не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе, колледже, то со стороны министерства также не было и не могло быть бездействия, в виде не принятия мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в колледже.

Со стороны колледжа также не было допущено бездействия в виде не обеспечения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Указанные в просительной части искового заявления прокурора нарушения требований пожарной безопасности, которые прокурор просит обязать ответчиков устранить, обнаружены в ходе проверки, проведенной Госпожнадзором в колледже. По результатам проверки Госпожнадзором составлен акт и вынесено предписание колледжу от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В предписании Госпожнадзора указан срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности -ДД.ММ.ГГГГ, который в настоящее время еще не истек.

Бездействием со стороны колледжа в данном случае может быть только нарушение установленного Госпожнадзором в предписании срока, для устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности. Данный срок еще не наступил, в связи с чем, отсутствуют основания считать, что со стороны колледжа допущено бездействие и нарушены сроки устранения нарушений требований в области пожарной безопасности.

Кроме того, колледжем приняты меры устранению выявленных в ходе проверки Госпожнадзора и указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности. Большая часть нарушений устранена, оставшиеся не устраненными нарушения требуют времени и значительных финансовых затрат, данные нарушения будут устранены в срок указанный в предписании - до ДД.ММ.ГГГГ.

У колледжа имеются внебюджетные средства в 2009 году 17 821 271 руб, в 2010 году- 10 857 797 руб, которые также расходовались и будут расходоваться на устранение нарушений требований в области пожарной безопасности.

Указанные в исковом заявлении Прокурора требования об обязании ответчиков провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности не могут быть выполнены ответчиками.

Перечисленные в просительной части искового заявления организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности связаны с проведением ремонта, закупкой необходимых материалов и оборудования для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Данные мероприятия не могут быть выполнены министерством, которое осуществляет финансирование деятельности колледжа, как бюджетного учреждения, а должны осуществляться непосредственно самим колледжем, в рамках финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с полномочиями, указанными в Уставе колледжа. В связи с тем, что прокурор в заявлении не просит признать
незаконным бездействие ответчиков, отсутствуют основания для удовлетворения
его заявления об обязании совершить действия по устранению нарушений
требований пожарной безопасности.

В просительной части заявления прокурор не просит признать незаконным бездействие ответчиков, а просит признать незаконным бездействие Самарской области, как субъекта Российской Федерации. Таким образом, прокурор просит признать незаконным бездействие Самарской области, а обязать совершить действие два министерства и колледж.

С учетом требований ст. 258 ГКП РФ и разъяснений, указанных в п. 28 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Пленума Верховного Суда РФ, суд при удовлетворении заявления должен признать незаконным бездействие и возложить на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия по устранению нарушений, причиненных бездействием.

В связи с тем, что требование о признании незаконным бездействия ответчиков прокурором в просительной части заявления не заявлено, то отсутствуют основания удовлетворять его заявление об обязании ответчиков совершить действия, т.к. данное заявление может быть удовлетворено только в случае признания бездействия ответчиков незаконным.

Суд общей юрисдикции не вправе рассматривать данное дело,
поскольку по подведомственности рассмотрение данного дела отнесено к
компетенции арбитражного суда.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано о том, что «Согласно положениям ч.2 ст. 27, п. 2. ст.29 и ч.1 ст. 197 АПК РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных при ставов-исполнителей, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Прокурор обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, как указано в заявлении, в целях защиты их имущества и личности от пожара. Прокурор считает незаконным бездействие государственных органов и просит обязать их устранить нарушения требований пожарной безопасности, согласно перечня нарушений, указанных в акте проверки Госпожнадзора. Проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности связано с хозяйственной деятельностью ответчиков, необходимостью выделения денежных средств и проведения работ по ремонту, укомплектованию пожарными стволами, обработкой деревянных конструкций огнезащитным составом и других, т.е. связано с правоотношениями в сфере экономической деятельности, т.е. подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

По субъектному составу лиц, участвующих в деле (все они являются юридическими лицами) данное дело также относится к подведомственности арбитражного суда.

Статьей 2 ст. 198 АПК РФ, прокурору предоставлено право обращения в арбитражный в суд с заявлением об обжаловании действия (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том случае если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской или экономической деятельности.В связи с чем, считаем, что данное дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Решение суда не может быть обращено к немедленному исполнению, как просит прокурор в просительной части заявления.

В ст. 212 ГПК РФ нет, поэтому основания для применения данной статьи отсутствуют.

Кроме того, для выполнения в полном объеме всех указанных в просительной части заявления прокурора организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований по пожарной безопасности необходимо выполнить большой объем работ, в том числе по ремонту, для чего необходимо продолжительное время и дополнительное финансирование. Колледж, как бюджетное учреждение, для закупки необходимых материалов, оборудования и средств, выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, должен разместить заказ в соответствии с законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» способом, установленным данным законом, возможно конкурсом или аукционом, в зависимости от требований закона, для чего необходимо продолжительное время, т.к. при проведении конкурса с даты публикации извещения о проведении конкурса до даты заключении государственного контракта должно пройти не менее 40 дней. Для решения вопроса о дополнительном финансировании необходимо вносить изменения в закон Самарской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», для чего также требуется продолжительное время.В связи с чем, решение суда не подлежит немедленному исполнению.На основании вышеизложенного министерство считает доводы и требования прокуратуры указанные в исковом заявлении неправомерными, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки в суд не сообщили, представили возражения на иск.

Представитель органа государственного надзора Кировского района г. Самары в судебном заседании показал, что не возражают против исковых требований. Нарушения ими были выявлены еще в 2009 году. На сегодняшний день ряд нарушений имеют место быть, и учреждением не устранены. Силами руководства некоторые недостатки без финансирования устранены, не устранены только те, которые требуют денежных вложений. Одни из самых существенных недостатков остались, а если смотреть по акту. Это пункты 10, 19, 3, 11 последнего акта. Также, в прошлом году они обращались в суд в административном порядке с заявлением о приостановлении деятельности организации. Суд отказал в приостановлении деятельности, но вынес постановление о взыскании штрафа с организации.

Суд, выслушав представителей сторон, трете лицо, прокурора, полагавшего иск удовлетворить в полном объеме, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что проверкой силами прокуратуры Кировского района выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03).

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Самарский металлургический колледж» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 13.04.2010 за № 84-од и приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 15.05.2010 за № 1187, в учебных корпусах колледжа (<адрес>) и общежитии (<адрес>).

Пунктом 6.3 Устава ГОУ СПО «СаМеК» определено, что колледж использует закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество в соответствии с назначением последнего, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.

К компетенции образовательного учреждения согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Судом установлено, что на министерство образования и науки <адрес> (далее -министерство) нормативными правовыми актами и «Положением о министерстве образования и науки <адрес>» утв. Постановлением <адрес> от 2006.200S № (далее- Положение) не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе в вышеуказанном колледже.

Согласно п. 2.2.1 Положения на министерство возложены обязанности по «финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств».

Согласно ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально-техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии в государственным и местными нормами и требованиями.

В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание данных условий несут должностные лица образовательных учреждений, согласно законодательству и Уставу образовательного учреждения.

Согласно п. 3 ч.З ст. 32 ФЗ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

В п. 10. «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее
ППБ 01-03) указано о том, что ответственность за обеспечение требований пожарной
безопасности учреждений собственники имущества учреждения, лица,

уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций и должностные лица, о назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности в учреждении. Именно на них лежит обязанность по принятию меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности и выполнению мероприятий пожарной безопасности, предписаны органами Госпожнадзора.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности возлагается на руководителя колледжа.

Органами Госпожнадзора при выявлении нарушения требований пожарной безопасности акты проверки, предписания, составляются в отношении руководителей образовательных учреждений, они же и привлекаются к административной ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и руководители организаций.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по обеспечению требований пожарной безопасности.

Имущество колледжа, согласно Уставу является собственностью <адрес> и закреплено за колледжем на праве оперативного управления. Полномочиями по реализации политики <адрес> в сфере управления и распоряжения собственностью <адрес> наделено министерство имущественных отношений <адрес>. Передача <адрес> колледжу в оперативное управление зданий, в которых обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, не освобождает <адрес>, как собственника от обязанности по содержанию данных зданий, в том числе по обеспечению в них требований пожарной безопасности. Согласно Закону №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения собственностью <адрес>» и Положению о министерстве имущественных отношений <адрес> утв. Постановлением <адрес> РФ № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>:осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества <адрес>, закрепленного за государственными унитарными (казенными) предприятиями <адрес>, учреждениями <адрес>, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил владения, пользования и распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством;финансирует в пределах средств, выделяемых из областного бюджета, реализацию областных целевых программ и выполнение других работ, связанных с управлением в сфере имущественных и земельных отношений.

Судом установлено, что органами государственного пожарного надзора <адрес> проверками были выявлены ряд нарушений Правил пожарной безопасности. Колледжу были даны предписания с указанием различных сроков устранения нарушений. Нарушения в полном объеме устранены не были. Органы пожарного надзора в 2009 году обращались в суд в административном порядке с заявлением о приостановлении деятельности организации. Постановлением суд взыскал штраф с организации.

Судом установлено, что на сегодняшний день система противопожарной защиты зданий ГОУ СПО «СаМеК» не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самих зданий, так и для находящихся в них учащихся и иных людей.

В ходе судебного разбирательства дважды проводилась проверка состояния противопожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК», в том числе ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт и подписан директором ГОУ СПО «Самарский металлургический техникум» и ст. инспектором ОГПН <адрес> /л.д.161-162/.

Так, в образовательном учреждении выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности, которые подлежат устранению:

В корпусе № по <адрес>:

-в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах установить двери, предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п. 40);

-на дверях, ведущих из коридоров на лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 101-89 п. ДД.ММ.ГГГГ, ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18);

-на основном эвакуационном выходе из здания колледжа демонтировать кладовки (ППБ 01-03 п. 3.40).

В учебном корпусе № по <адрес>:

в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах отсутствуют двери,
предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п.40);

в помещениях мастерских, на дверях, ведущих из коридоров на
лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с
уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-
01-97*0.6.18);

в помещениях корпуса электросветильники эксплуатируются без
защитных плафонов, предусмотренных конструкцией (ППБ 01-03 п. 60);

со стен холла основного эвакуационного выхода демонтировать
горючую отделку (ППБ 01-03 п.53);

при входе в помещения мастерских восстановить дверь, предусмотренную проектом (ППБ 01-03 п.40);

- на 1 этаже под лестничной клеткой устроена кладовка (ППБ 01-03 п.
40);

в помещении сварочного участка электропроводку выполнить в
соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике
(ППБ 01-03 п.57);

произвести прочистку каналов системы вентиляции в помещении
кухни (ППБ 01-03 п.З, ППБ 101-89 п.2.2.1).

В здании общежития <адрес>:

-двери, ведущие из коридоров на лестничные клетки, оборудовать устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах;

-под лестничной клеткой демонтировать кладовку;

-люки выходов на кровлю здания выполнить с требуемым пределом огнестойкости, размерами не менее 0,6 на 0,8 м;

-в здании общежития смонтировать АПС;

-в здании общежития смонтировать СОУЭ;

-в помещениях общежития на электросветильниках восстановить защитные плафоны, предусмотренные конструкцией;

-с оконных проемов демонтировать глухие металлические решетки;

-в помещениях общежития электропроводку выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ликвидировать времянки, скрутки);

-ликвидировать самовольно возведенные кладовые, комнаты на запасных эвакуационных выходах.

Указанные нарушения зафиксированы актах, в том числе и в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и подписаны ст. инспектором ОГПН Кировского района О. и директором ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» П./л.д.161-162/.

Стороны не оспаривают указанных нарушений.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области и ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и проведении организационно-хозяйственные мероприятия в корпусе № по <адрес> и в здании общежития по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению, в остальной части иска полагает отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Кировского района к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» об обязании устранения нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и проведении организационно-хозяйственных мероприятий удовлетворить частично.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области и ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований правил пожарной безопасности в ГОУ СПО «СаМеК» и провести организационно-хозяйственные мероприятия в корпусе № по <адрес> и в здании общежития по <адрес> и здании по <адрес>

В корпусе № по <адрес>:

-в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах установить двери, предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п. 40);

-на дверях, ведущих из коридоров на лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с уплотнителями в притворах (ППБ 101-89 п. ДД.ММ.ГГГГ, ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18);

-на основном эвакуационном выходе из здания колледжа демонтировать кладовки (ППБ 01-03 п. 3.40).

В учебном корпусе № по <адрес>:

в коридорах на путях эвакуации на 1,2,3 этажах установить двери,
предусмотренные проектом (ППБ 01-03 п.40);

в помещениях мастерских, на дверях, ведущих из коридоров на
лестничные клетки, установить устройства для самозакрывания с
уплотнителями в притворах (ППБ 01-03 п. 3, ППБ 101-89 п.2.1.11, СНиП 21-
01-97*0.6.18);

в помещениях корпуса на электросветильники установить
защитные плафоны, предусмотренных конструкцией (ППБ 01-03 п. 60);

со стен холла основного эвакуационного выхода демонтировать
горючую отделку (ППБ 01-03 п.53);

при входе в помещения мастерских восстановить дверь, предусмотренную проектом (ППБ 01-03 п.40);

- на 1 этаже под лестничной клеткой демонтировать кладовку (ППБ 01-03 п.
40);

в помещении сварочного участка электропроводку выполнить в
соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике
(ППБ 01-03 п.57);

произвести прочистку каналов системы вентиляции в помещении
кухни (ППБ 01-03 п.З, ППБ 101-89 п.2.2.1).

В здании общежития <адрес>:

-двери, ведущие из коридоров на лестничные клетки, оборудовать устройствами для самозакрывания с уплотнителями в притворах;

-под лестничной клеткой демонтировать кладовку;

-люки выходов на кровлю здания выполнить с требуемым пределом огнестойкости, размерами не менее 0,6 на 0,8 м;

-в здании общежития смонтировать АПС;

-в здании общежития смонтировать СОУЭ;

-в помещениях общежития на электросветильниках восстановить защитные плафоны, предусмотренные конструкцией;

-с оконных проемов демонтировать глухие металлические решетки;

-в помещениях общежития электропроводку выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ликвидировать времянки, скрутки);

-ликвидировать самовольно возведенные кладовые, комнаты на запасных эвакуационных выходах.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200