о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15.12.2010 года г. Самара

Кировский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Бойко В.Б., с участием прокурора Данилкиной А.А. представителя по доверенности администрации г.о. Самара Фитчиной А.О., представителя школы №126 Аборневой Л.А., представителя Департамента образования г.о. Самара Белозерской Н.Н., представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Блинова Е.Ю., представителя третьего лица Территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Гришановой И.И., при секретаре Нуйкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5260/10 по иску прокурора Кировского района г.Самары в интересах учащихся Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №* г.о. Самара и неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления г.о. Самара-администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению школа №*, третье лицо Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области

о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Самары в иске просил признать бездействие органа местного самоуправления Администрации городского округа Самара, и Департамента образования администрации городского округа Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №* г.о. Самара незаконным, а также обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу №*, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров; восстановлению ограждения по периметру территории школы; ремонту твердого покрытия территории школы; приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками, проведению обследования несущих конструкций специализированной организацией и последующим проведением капитального ремонта здания школы. Решение по делу обратить к немедленному исполнению. Требования мотивированы следующим: Прокуратурой Кировского района в сентябре 2010 года проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ основная общеобразовательная школа №*. Проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 ”О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Установлено, с 07.08.2010 года в образовательном учреждении произошло обрушение деревянных перекрытий второго этажа. С 01.09.2010 года обучение учащихся приостановлено. Администрацией школы направлено письмо в Департамент образования с просьбой, решить вопрос о проведении обследования несущих конструкций здания специализированной организацией и последующим проведением капитального ремонта. На момент проверки экспертиза несущих конструкций здания школы №* не проведена, ремонтные работы не начаты. Ранее Управлением образования Кировского и Красноглинского районов было проведено визуальное обследование и составлен акт от 15.10.08, из которого следовало, что при обследовании несущих конструкций здания МОУ СОШ №*, по адресу <адрес> выявлено: что здание имеет просадку, разрушение карниза фасада здания и несущих стен, имеются
вертикальные трещины; существует опасность обрушения конструктивных элементов здания. Необходимо провести обследование конструктивных элементов здания специализированными организациями. Из ответа от 24.11.08 за № 12-01/7034 Департамента образования администрации г.о. Самара следует, что финансовые средства на проведение инженерно-геологических обследований несущих конструкций зданий 13 муниципальных образовательных учреждений Кировского района должны были быть предусмотрены при формировании проекта бюджета городского округа Самара на 2009 год по отрасли «Образование» (в том числе и МОУ
СОШ №*). Однако инженерно-геологическое обследование несущих конструкций здания проведено не было, что явилось причиной обрушения чердачных перекрытий. Проверкой также были выявлены нарушения санитарного законодательства согласно предписания Роспотребнадзора от 31.08.2009 № 05/522. 31.08.2009 Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Самарской области отдела надзора за условиями воспитания и обучения проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства в МОУ школе №* по адресу <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: санитарные узлы для учащихся не оборудованы кабинами с дверями без запоров; не восстановлено ограждение по периметру территории школы; не отремонтировано твердое покрытие территории школы; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся. А также из предписания Роспотребнадзора №05/913 от 23.12.2008 до настоящего времени не устранены нарушения санитарного законодательства - отопительные приборы в учебных кабинетах не ограждены съемными деревянными решетками. Администрацией образовательного учреждения неоднократно писались письма в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой выделить финансовые средства на капитальный ремонт здания и устранения предписания Роспотребнадзора. Однако, данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создаёт угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также угрозу возникновения распространения заболеваний. На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МОУ школы №* не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних. В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Самостоятельно МОУ школа №* в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Согласно ч.1 ст.41, ч.З ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы. Учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управлением имущества городского округа Самара (п. 1.5 Устава школы №*). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет. В силу ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст.66 Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара. Пунктом 7.1 Устава школы №* Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за Кадетской школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью (п.7.2). Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях. Неисполнение Администрацией городского округа Самара возложенных законом на нее как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Бездействием Администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц-жителей городского округа Самара, как несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений, так и других граждан. Это могут быть родители, бабушки, дедушки учащихся, работники контролирующих органов. Круг лиц, могущих находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании прокурор Данилкина А.А. в судебном заседании 15.11.2010 года уточнила исковые требования. В уточненном иске прокурор просил признать незаконными бездействия не только органа местного самоуправления Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самары, но и Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №* г.о. Самара. В судебном заседании 15.12.2010 года прокурор отказался от требования обратить решение к немедленному исполнению, а также от части требований по устранению нарушений, в частности от требований проведения обследования несущих конструкций здания специализированной организацией в связи с частичным их выполнением ответчиками. Настаивал на удовлетворении следующих требований: Признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о.Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №* г.о. Самара незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу №*, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:-оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров; -восстановлению ограждения по периметру территории школы; -ремонту твердого покрытия территории школы;-приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся;-ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками;-проведению капитального ремонта здания школы.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара Фитчина А.О. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду показала, чтопрокурор указывает, что администрация участвует в финансировании школы. Согласно бюджетному кодексу образовательное учреждение должно подать заявку департаменту, эта заявка обрабатывается и подается в Дума г.о. Самара и там уже смотрят, сколько заложено денег в бюджет на образовательные учреждения. Сумма выводится одна, а не на каждое образовательное учреждение в отдельности. Эти средства выделяет Администрация, но нельзя дать больше, чем заложено в бюджет. Денежные средства, заложенные в резерве, были выделены школе в сумме 547 540 рублей 01 коп. Деньги, заложенные в бюджет, идут не только на ремонт, но и для проведения обследования конструкций здания. Должна быть составлена смета, о том, возможно ли проведение ремонта в школе. Было проведено обследование, после обследования было установлено, что надо проводить ремонт. Сейчас, согласно постановлению, следующим этапом будет распоряжение на проведение работ. Сейчас проводится согласование на выдачу распоряжения на проведение капитального ремонта. Для этого необходимо собрать все документы.

Представитель ответчика Департаменту управления имуществом г.о. Самара Блинов Е.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. По существу иска пояснил, что 31.08.2009 года Территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением эпидемиологического законодательства РФ в МОУ школа №*. При проведении проверки выявлены следующие нарушения: отсутствие оборудования санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров; восстановление ограждения по периметру территории школы; ремонт твердого покрытия территории школы; приобретение мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; ограждение отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками; Согласно части 1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязанность по контролю за соблюдением МОУ школа №* санитарно-эпидемиологических требований не закреплена Уставом городского округа Самара за Департаментом управления имуществом. За Департаментом управления имуществом, согласно ст. 47 Устава городского округа Самара, закреплены лишь обязанности по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, что подтверждается объемом и спецификой закрепленных за Департаментом управления имуществом полномочий. Таким образом, Прокурор понуждает Департамент управления имуществом провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при отсутствии у Департамента управления имуществом полномочий по принятию указанных мер. Обоснованность изложенного подтверждается, в том числе, сложившейся судебной практикой, в частности решением Октябрьского районного суда городского округа Самара от 15.07.2010 года по гражданскому делу № 2-2932/10. Одним из требований прокурора является обязание проведения обследования несущих конструкций здания специализированной организацией с последующим проведением капитального ремонта здания школы. Муниципальным правовым актом городского округа Самара-Решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 года № 637 утверждено Положение «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самаре», муниципальным правовым актом городского округа Самара-Постановлением Главы городского округа Самара от 30.05.2008 года № 374 утвержден реестр муниципальных услуг городского округа Самара. В силу вышеуказанных нормативных правовых актов именно Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляет функцию заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов городского хозяйства, обеспечивает в пределах своей компетенции разработку муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг; осуществляет методическое обеспечение деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций по обеспечению эффективного, устойчивого и безопасного функционирования городского хозяйства; осуществляет планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства на основании предложений территориальных органов Администрации городского округа Самара.Согласно приложению №2 к Постановлению Главы города от 21.01.2004 года №12 в структуру Департамента городского хозяйства и экологии Администрации города Самары, входит «отдел капитального ремонта», на который возложены вышеуказанные функции.Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 352 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2009-2011 годах выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области субсидий на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений. В соответствии с Порядком предоставления субсидий из средств областного бюджета в 2011 году на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений муниципальному образованию городской округ Самара будет выделено 31 250 тыс. руб. В Департаменте управления имуществом структурное подразделение, курирующее вопросы проведения капитального ремонта муниципального имущества, отсутствует, что подтверждается распоряжением Главы городского Самара «О согласовании структуры Департамента управления имуществом городского округа Самара» №126-р от 04.06.2009 года.Департамент управления имуществом наделен полномочиями на проведение капитального ремонта муниципального не жилого фонда, а лишь управляет и распоряжается муниципальным имуществом в пределах своей компетенции.Департамент управления имуществом не имеет предусмотренных законом полномочий на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений.23.07.1995 года на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары № 702 от 02.06.1995 года между Комитетом по управлению имуществом г.Caмара и Муниципальным учреждением - школа основного общего образования №* был заключен договор на использование муниципального имущества на праве оперативного управления.18.11.1999 года согласно решению Комитета №702 от 02.06.1995 года, между Комитетом и Учреждением, заключен договор № 0001980 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.Во исполнение решений Комитета №702 от 02.06.1995 года, № 669 от 27.11.2001года. 25.12.2001 года между Комитетом и Учреждением перезаключен договор № 0001980 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления. Закрепляя имущество на праве оперативного управления, учреждению предоставляется возможность осуществлять в целом правоспособность, приобретать субъективные права и обязанности.Согласно условиям вышеуказанных договоров учреждение обязуется эффективно использовать полученное имущество в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением имущества и условиями Договора; содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность, а также производить капитальный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет средств, выделяемых учреждению по смете доходов и расходов. В соответствии со ст. 43 Федерального закона о 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения.Согласно пункту 71 главы 5 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 года №196 “Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении”, руководитель образовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставомобщеобразовательного учреждения.Разделом 7 Устава Муниципального образовательного учреждения-основной общеобразовательной школы №* городского округа Самара за МОУ школа №* закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом, а именно: обеспечивать сохранность имущества и его использование по строго целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества; осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества.Таким образом, после получения рассматриваемого объекта недвижимости в оперативное управление, МОУ школа №* взяло на себя обязательства по содержанию имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, по обеспечению его сохранности, производству ремонта помещений. Указанные обязательства обусловлены требованиями действующего федерального издательства, согласно которому бремя содержания имущества несет лицо, обладающее вещным правом на него.В соответствии с п.п. 3.16, 3.17 Положения о Департаменте образования Администрации городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 года № 707, в функции Департамента входит прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара; в пределах своей компетенции осуществляет на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формирует план капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществляет согласование технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.Более того, 17.06.2009 года между Департаментом управления имуществом и Департаментом образования Администрации городского округа Самара заключен договор об отношениях образовательного учреждения с учредителем, который регламентирует права и обязанности сторон в организационно финансовой и образовательной деятельности образовательного учреждения. На основании абз.6 п.2.2. договора от 17.06.2009 года Департамент образования осуществляет текущий, аварийный и капитальный ремонт зданий, сооружений и иного имущества образовательного учреждения в пределах имеющихся финансовых средств. Согласно абз. 5 п. 2.3. договора от 17.06.2009 года образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса; безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм техники безопасности, охраны жизни и здоровья, санитарно-гигиенических и противопожарных правил.Таким образом, заключив договоры от 26.07.1995 года, от 18.11.1999 года, от 25.12.2001 года и от 17.06.2009 года, Департамент управления имуществом определил порядок содержания и пользования муниципальным имуществом городско округа Самара. Таким образом, Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара Белозерская Н.Н. в судебном заседании показала, что статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Однако, данный иск заявлен в интересах учащихся МОУ школы №*.Обучающиеся МОУ школы №* не могут рассматриваться как неопределенный круг лиц, т.к. в образовательном учреждении имеется списочный состав детей; ведутся алфавитные книги обучающихся; при поступлении и выбытии обучающихся издается соответствующий приказ по школе. На любой момент руководительМОУ школы №* может дать конкретную цифру детей, обучающихсяв школе. Следовательно, круг лиц определен, а прокуратура Кировского района г. Самары подала исковое заявление в нарушение ч.2 ст.207 ГПК РФ при принятии решения суда в пользу нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда. Кроме того, заявив Департамент управления имуществом городского округа Самара в качестве ответчика, прокурор Кировского района не предъявил данному Департаменту никаких требований, в том числе о признании бездействия-незаконным. Согласно Положению о Департаменте образования, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009г. №707, в компетенцию Департамента образования не входит проведение вышеуказанных «организационно-хозяйственных мероприятий».Возложение на Департамент образования Администрации городского округа Самара проведение каких-либо организационно-хозяйственных мероприятий считают неправомерным. Прокуратурой не предоставлены доказательства трудного финансового вложения МОУ школы №*, хотя сделана ссылка на это в исковом заявлении. Согласно ст.11 Федерального закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица отвечают за соблюдение требований санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Согласно п.2 ст.12 Закона РФ «Об образовании» МОУ школа №* является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, и осуществляющим свою деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, в соответствии с уставом. Выполнение Департаментом образования Администрации городского округа Самара «организационно-хозяйственных мероприятий» в МОУ школа №* нарушает права муниципального образовательного учреждения как самостоятельного юридического лица. Бездействие Департамента образования, которое требует прокуратура признать незаконным, не доказано. 07.08.2010 года в МОУ школе №* городского округа Самара по адресу <адрес> произошло обрушение потолка. 11.08.2010 года состоялось внеплановое заседание рабочей группы с участием Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г.о. Самара, Департамента образования и Правового департамента Администрации г.о.Самара по рассмотрению возможности проведения углубленного обследования технического стояния строительных конструкций, разработки проектной документации и усиления конструктивных элементов здания. 24.08.2010г. Управлением гражданской защиты Администрации г.о. Самара было направлено обращение на имя и.о. Главы городского округа Самары Братчикова В.П. о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации городского округа Самара для проведения работ по разборке аварийного перекрытия и техническому обследованию строительных конструкций школы №*. 10.09.2010г. Департаментом образования были направлены письма на имя и.о. Главы г.о. Самары Братчикова В.П. и заместителя Главы г.о. Самара - руководителя Департамента финансов Войнича Д.В. о выделении бюджетных ассигнований на ремонт здания школы №*. 21.09.2010 года Управлением гражданской защиты Администрации г.о. Самара подготовлен проект Распоряжения Администрации г.о. Самара о выделении денежных средств из резервного фонда Администрации городского округа Самара в размере 547 540 рублей, в том числе, на разборку аварийного перекрытия 185 426 рублей и обследование технического состояния 362 114 рублей. 08.10.2010г. Администрацией городского округа Самара издано Распоряжение 196-р «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации городского округа Самара», в соответствии с которым на выполнение мероприятий, связанных с выполнением работ по разборке аварийного перекрытия и обследование технического состояния строительных конструкций здания школы №* главному распорядителю бюджетных средств-Управлению гражданской защиты Администрации городского округа Самара выделены денежные средства в размере 547 540,01 руб. Департаментом финансов будут рассмотрены котировочные заявки на определение подрядной организации для выполнения ремонтных работ в МОУ школе №*. Таким образом, работы по ремонту и реконструкции здания МОУ школы №* ведутся, дополнительные денежные средства из бюджета городского округа Самара выделены. Согласно Положению о Департаменте образования Администрации г.о. Самара, утвержденному Решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009г. № 707, в компетенцию Департамента образования не входит проведение реконструкции зданий образовательных учреждений г.о.Самара. Расходование средств бюджета г.о. Самара, согласно действующему бюджетному законодательству, осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением Думы г.о.Самара на соответствующий финансовый год. МОУ школа №* является получателем средств бюджета г.о. Самара. Департамент образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование» может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой г.о. Самара в бюджете на очередной финансовый год. Ежегодно, при составлении проекта бюджета на следующий финансовый год Департамент образования учитывает все заявки образовательных учреждений, в том числе по проведению капитального ремонта зданий. Выделяемые Департаменту образования контрольные цифры проекта бюджета не покрывают требуемых расходов, в связи с чем, Департамент образования направляет в Департамент Финансов разногласия по проекту бюджета. Однако, Думой г.о. Самара при утверждении бюджета городского округа Самара по отрасли «Образование» на очередной финансовый год предложения Департамента образования учитываются не в полном объеме. Дума г.о. Самара вправе уменьшить уже утвержденный бюджет по отрасли «Образование», как было, например, в 2009 году, когда из-за нестабильной финансовой ситуации в стране и в городе Самаре параметры бюджета г.о. Самара по отрасли «Образование» в течение года трижды были изменены в сторону уменьшения решениями Думы городского округа Самара от 26.03.2009г. №715, от 28.05.2009г. № 753 и от 11.12.2009 № 678. Срыв обучения детей в МОУ школе №* не произошел. Департаментом образования была проведена работа для организации образовательного процесса для учащихся МОУ школы №* в здании другого образовательного учреждения. Приказом Департамента образования от 31.08.2010г. №1785-од обучение детей проводится на базе МОУ школ №№ №* и МОУ Центр детского творчества №* Частично требования, указанные в исковом заявлении, выполнены. Так, МОУ школы №* частично оборудованы санитарные узлы кабинами с дверьми без запора и приобретена необходимая мебель. Документы предоставляет руководитель МОУ школы №*. В части требования об ограждении отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками, имеется Решение Управления Роспотребнадзора о продлении до 15.08.2011 года срока исполнения пункта №5 предписания от 23.12.2008г. № 05/913 (о решетках), так как здание школы находится на капитальном ремонте. Таким образом, исковое заявление прокурора Кировского района незаконно и необоснованно.

Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения - директор школы №* Аборнева Л.А., суду показала, прокурор заявляет о срыве учебного года в МОУ школе №* г.о. Самара. Согласно приказа №1785-Од от 31.08.2010 г. Департамента образования Администрации г.о. Самара, образовательный процесс для учащихся МОУ школы №* был организован с 01.09.2010 г. на базе МОУ школы №* (1-7 классы), МОУ школы №* (8,9 классы) и МОУ ДОД ЦДТ «Ирбис» Кировского района г. Самары (ГПД для учащихся 1-го класса) в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Для учащихся и работников были созданы безопасные условия в зданиях образовательных учреждений. Обучение 1-х, 5-х, 9-х классов организовано в 1-ю смену. Учащиеся обеспечены горячим питанием. В исковом заявлении указывается на нарушение санитарного законодательства согласно предписанию Роспотребнадзора от 31.08.2009 г. № 05/522. МОУ школа №* г.о. Самара провела организационно хозяйственные мероприятия и частично выполнила данное предписание Роспотребнадзора: 50 % санитарных узлов оборудованы кабинами с дверями без запоров на внебюджетные средства, приобретена мебель в кабинет физики в соответствии с ростом учащихся на областные средства. Срок выполнения пункта предписания Роспортребнадзора 05/913 от 23.12.2008 г. «Отопительные приборы в учебных кабинетах не ограждены съемными деревянными решетками» перенесен до 15.08.2011 г. Администрация школы обращалась в Департамент г.о. Самара с просьбой о выделении финансовых средств на устранение нарушений, выявленных предписанием Роспотребнадзора и о проведении обследования несущих конструкций школы специализированной организацией. Средства не выделены, школа №* самостоятельно не может устранить имеющиеся нарушения, в связи с отсутствием финансов. Согласно Уставу МОУ школы №* г.о. Самара и Свидетельства о государственной регистрации права, имущество, закрепленное за школой на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Ухудшение технического состояния имущества, закрепленного на праве оперативного управления, не распространяется на школу, если это связано с нормативным износом имущества в процессе эксплуатации (п.7.4 Устава школы). На основании трехстороннего договора об отношениях образовательного учреждения будучи учредителем Департамент образования: осуществляет финансирование деятельности образовательного учреждениясогласно утвержденной смете доходов и расходов;осуществляет текущий, аварийный и капитальный ремонт зданий, сооружений ииного имущества образовательного учреждения в пределах имеющихсяфинансовых средств. Образовательное учреждение: обеспечивает безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм техники безопасности, охраны жизни и здоровья, санитарно-гигиенических и противопожарных правил в пределах, имеющихся финансовых средств; осуществляет ремонт зданий, сооружений и иного имущества в пределах имеющихся финансовых средств. В Уставе МОУ школы №* г.о. Самара указано, что источниками формирования финансовых ресурсов школы являются: бюджетные и внебюджетные средства; добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе средства родителей (законных представителей), предоставляемые школе на добровольной основе; доход, полученный от реализации продукции и услуг, в том числе в качестве оплаты за оказание платных дополнительных образовательных услуг (п.6.2 Устава школы). Финансирование школы осуществляется на основе установленных нормативов финансирования (п.6.4 Устава школы). Школа, являясь муниципальным бюджетным учреждением, использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п.6.5 Устава школы). В сметах 2009, 2010 годов денежные средства на проведение обследования конструктивных элементов здания специализированной организацией с предоставлением технического заключения, а также на устранение нарушений санитарного законодательства (предписания №05/522 от 31.08.2009 г.) не заложены. Школа не предоставляет платных дополнительных образовательных услуг. Внебюджетные средства формируются за счёт добровольных пожертвований родителей, которые также учитываются в смете доходов и расходов. За счёт данных внебюджетных средств, в основном, проводилась оплата охранных услуг, предоставляемых школе ООО ЧОO «Прайд». В обязанности ООО ЧОО «Прайд» входили: охрана жизни и здоровья учащихся и работников в дни проведения учебного
процесса и проведения массовых мероприятий; охрана имущества школы. В связи с трудным финансовым положением администрация МОУ школы №* г.о. Самара неоднократно в течение 2008,2009,2010 годов обращалась в Департамент образования Администрации городского округа Самара, как к главному распорядителю бюджетных средств по отрасли «Образование» с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на указанные выше мероприятия. Дополнительные средства не выделялись.

Представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Гришанова И.И. в судебном заседании выразила согласие с иском прокурора ипоказала, что по результатам плановой проверки 23.12.2008г. они дали предписание директору школы, которое надо было выполнить до 15.08.2009г. До сих пор предписание не выполнено. Вина не только на школе лежит, но и на Департаменте образования, так как финансированием школы занимается Департамент образования и Администрации г.о. Самара так же виновата в произошедшем. Денег вовремя не выделялось несмотря на обращения школы и предписание Роспотребнадзора. Это явилось причиной обрушения перекрытий здания.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор Кировского района г. Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ основная общеобразовательная школа №* г.о. Самара о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.25 Постановления Пленум ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Прокуратурой Кировского района в сентябре 2010 года была проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ основная общеобразовательная школа №*. Проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 ”О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Установлено, с 07.08.2010 в образовательном учреждении произошло обрушение деревянных перекрытий второго этажа. С 01.09.2010 обучение учащихся в данной школе приостановлено. Администрацией школы направлено письмо в Департамент образования с просьбой, решить вопрос о проведении обследования несущих конструкций здания специализированной организацией и последующим проведением капитального ремонта.

На момент проверки экспертиза несущих конструкций здания школы №* не проведена, ремонтные работы не начаты. Ранее Управлением образования Кировского и Красноглинского районов было проведено визуальное обследование и составлен акт от 15.10.08, из которого следовало, что при обследовании несущих конструкций здания МОУ СОШ №*, по адресу <адрес> выявлено: что здание имеет просадку, разрушение карниза фасада здания и несущих стен, имеются вертикальные трещины; существует опасность обрушения конструктивных
элементов здания. Необходимо провести обследование конструктивных элементов здания специализированными организациями.

Из ответа от 24.11.08 за № 12-01/7034 Департамента образования администрации г.о. Самара следует, что финансовые средства на проведение инженерно- геологических обследований несущих конструкций зданий 13 муниципальных образовательных учреждений Кировского района должны были быть предусмотрены при формировании проекта бюджета городского округа Самара на 2009 год по отрасли «Образование» (в том числе и МОУ СОШ №*). Однако инженерно-геологическое обследование несущих конструкций здания проведено не было, что явилось причиной обрушения чердачных перекрытий.

Проверкой также были выявлены нарушения санитарного законодательства согласно предписания Роспотребнадзора от 31.08.2009 № 05/522. 31.08.2009 Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по <адрес> отдела надзора за условиями воспитания и обучения проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства в МОУ школе №* по адресу <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: санитарные узлы для учащихся не оборудованы кабинами с дверями без запоров; не восстановлено ограждение по периметру территории школы; не отремонтировано твердое покрытие территории школы; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся (л.д. 10).

А также из предписания Роспотребнадзора № 05/913 от 23.12.2008 года до настоящего времени не устранены нарушения санитарного законодательства-отопительные приборы в учебных кабинетах не ограждены съемными деревянными решетками.

Администрацией образовательного учреждения и управлением образования Кировского и Красноглинского районов неоднократно писались письма в Департамент образования администрации городского округа Самара с просьбой провести обследование здания школды в связи с его ветхим состоянием и выделить финансовые средства на капитальный ремонт здания и устранения предписания Роспотребнадзора. Однако, данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы (л.д. 12,13,14,15,16,73,74).

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создаёт угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также угрозу возникновения распространения заболеваний.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Самостоятельно МОУ школа №* в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.

Учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (п. 1.5 Устава школы №*). В соответствии с договором об отношениях образовательного учреждения с учредителем подписанному руководителями Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара 11.06.2009 года Департамент управления имуществом закрепляет за образовательным учреждением объекты муниципальной собственности на праве оперативного управления… и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением. Департамент образования осуществляет финансирование деятельности МОУ согласно утвержденной смете доходов и расходов. Осуществляет текущий, аварийный и капитальный ремонт зданий сооружений и иного имущества МОУ в пределах имеющихся финансовых средств (л.д.22-25).

Администрация г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара контроль за состоянием муниципального имущества переданного в оперативное управление школе и финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляли.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара.

Пунктом 7.1 Устава школы №* Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью (п.7.2) (л.д. 9).

Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара, Департаментом образования г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не было организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях. Неисполнение Администрацией городского округа Самара возложенных законом на нее как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не осуществлялся надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, что в целом привело к обрушению перекрытий здания.

Бездействием Администрации г.о. Самара и названных департаментов образования и управления имуществом г.о. Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.2 ФЗ РФ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положением о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09 г. предусмотрено, что департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования, одной из его задач является обеспечение развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, содействие в обеспечении соблюдения законодательства РФ об образовании на территории г.о. Самара (п. 1.1., 2.6., 2.7.).

В функции Департамента образования входит участие в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, осуществление в пределах своей компетенции на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формировании плана капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществление согласования технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, составление и проверка сметной документации на проведение в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Самара реконструкции и ремонтных работ, финансируемых за счет бюджета г.о. Самара.

Согласно п.З Положения о бюджетном процессе в целях своевременного качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст.6 БК РФ, обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Нарушения требований санитарного законодательства в МОУ школе №* не устранены в полном объеме до настоящего времени. В связи с чем, суд относится критически к заявлениям ответчиков, что они не бездействовали.

При этом суд признает несостоятельной ссылку ответчиков на недостаточность средств, выделяемых из бюджета, поскольку доказательств этому суду не представлено.

Суд учитывает доводы ответчиков о том, что на основе муниципальных контрактов в школе проведены обследования конструкций здания, начат ремонт школы, частично выполнены некоторые пункты предписания Госпотребнадзора по Самарской области (л.д.124-149. Однако, суд отмечает, что эти мероприятия и финансирование начаты лишь после обрушения конструкций здания. Финансирование осуществляется из резервного фонда Управления гражданской защиты администрации г.о. Самара в размерах, не покрывающих на сегодняшний день необходимые расходы.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Самара, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, учеников, родителей учеников, а также иных лиц, которые могут находиться в здании МОУ, суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие органа местного самоуправления -администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара, а также Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школе №* г.о. Самара незаконными, и возложить обязанности на администрацию г.о. Самара и МОУ школа №* по устранению указанных выше нарушений.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №* г.о. Самара незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение школу №*, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ школе №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:

-оборудованию санитарных узлов для учащихся кабинами с дверями без запоров;

-восстановлению ограждения по периметру территории школы;

-ремонту твердого покрытия территории школы;

-приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся.

-ограждению отопительных приборов в учебных кабинетах съемными деревянными решетками;

-проведению капитального ремонта здания школы.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2010 года.

Председательствующий

судья В.Б. Бойко