Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.12.2010 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Бойко В.Б., с участием прокурора Данилкиной А.А. представителя по доверенности администрации г.о. Самара Фитчиной А.О., представителя МОУ кадетской школы №* Титовой Т.Н., представителя департамента образования г.о. Самара Белозерской Н.Н., представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Блинова Е.Ю., представителя третьего лица Территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Гришановой И.И., при секретаре Нуйкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5257/10 по иску прокурора Кировского района г. Самары в интересах учащихся Муниципального образовательного учреждения Кадетской школы №* г.о. Самара и неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления г.о. Самара-Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению кадетская школа №*, третье лицо Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в иске просил признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара, и Департамента образования администрации г.о. Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МОУ кадетская школа №* г.о. Самара незаконным, а также обязать Администрацию г.о. Самара, МОУ общеобразовательное учреждение Кадетская школа №*, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Кадетской школе №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: оборудованию душевых и туалетов при спортивном зале; оборудованию санитарных узлов для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; оборудованию кабинета физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; в кабинетах для учащихся первой ступени оборудовать раковины, привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; оборудованию лаборантской комнаты при кабинете информатики. Просил обратить решения к немедленному исполнению. Требования мотивированы следующим: Прокуратурой Кировского района в сентябре 2010 года проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ Кадетская школа №* Проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 ”О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Установлено, что с 07.12.2009 года в образовательном учреждении приостановлено обучение учащихся по причине частичного обрушения чердачных перекрытий в холе второго этажа. В настоящее время в школе ведутся работы по капитальному ремонту. Однако, данные работы не предполагают выполнение предписания Роспотребнадзора от 13.03.2009 года №05-81. 13.03.2009 Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Самарской области отдела надзора за условиями воспитания и обучения проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства в МОУ общеобразовательном учреждении- кадетской школе №* по адресу <адрес> в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно не оборудованы душевые и туалеты при спортивном зале; не оборудованы санузлы для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся, не оборудован кабинет физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; в кабинетах для учащихся первой ступени не оборудованы раковины; привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; не оборудована лаборантская комната при кабинете информатики. Здание школы находится в эксплуатации с 1948 года, капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала не проводился ни разу. Администрацией образовательного учреждения неоднократно писались письма в Департамент образования администрации г.о. Самара с просьбой выделить финансовые средства на капитальный ремонт пищеблока с заменой оборудования, подсобных помещений, обеденного зала. Однако, данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также возникновения распространения заболеваний. На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МОУ кадетской школы №* не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних. В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Самостоятельно МОУ Кадетская школа №* в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы. Учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управлением имущества г.о. Самара (п. 1.5 Устава Кадетской школы №*). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет. В силу ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара. Пунктом 7.1 Устава Кадетской школы №* Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за Кадетской школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью (п.7.2). Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях. Неисполнение Администрацией городского округа Самара возложенных законом на нее как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Бездействием Администрации городского округа Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц-жителей городского округа Самара, как несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений, так и других граждан. Это могут быть родители, бабушки, дедушки учащихся, работники контролирующих органов. Круг лиц, могущих находиться в помещении образовательного учреждения или в непосредственной близости от него достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании 16.11.2010 года прокурор уточнил исковые требования. В уточненном иске просил признать незаконными бездействия не только органа местного самоуправления Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самары, но и Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школа №* г.о. Самара. В судебном заседании 16.12.2010 года прокурор отказался от требования обратить решение к немедленному исполнению, а также от части требований по устранению нарушений, в частности от требований по оборудованию санитарных узлов для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; приобретению мебели в классы в соответствии с ростом учащихся; привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; оборудованию лаборантской комнаты при кабинете информатики, в связи с частичным их выполнением ответчиками. Настаивал на удовлетворении следующих требований: Признать бездействие органа местного самоуправления-Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Кадетская школа №* г.о. Самара незаконным. Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение Кадетская школа №* устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Кадетская школа №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: -оборудованию душевых и туалетов при спортивном зале; -оборудованию кабинета физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; -в кабинетах для учащихся первой ступени оборудовать раковины.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара Фитчина А.О. возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду показала, чтоне согласна с исковым заявлением, так как администрация г.о. Самара составляет бюджет на следующий год по заявкам. Образовательное учреждение должно подать заявку департаменту образования, эта заявка обрабатывается и подается в Думу. Дума утверждает бюджет, а администрация распределяет денежные средства. Департамент финансов является структурным подразделением администрации. Обрушение произошло в конце 2009 года в чердачных перекрытиях, денежные средства к этому времени распределены и не могут выделяться, так как в конце 2009г составляется бюджет на следующий год. Из резервного фонда были выделены денежные средства по распоряжению №3 Администрации г.о. Самара. Денежные средства выделены были на обследование и проектные работы. 01.07.2010г. было выделено 18 367 492 руб. на капитальный ремонт школы №* по распоряжению Администрации г.о. Самара. Затем был заключен контракт на выполнение работ. Работы ведутся.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара Блинов Е.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. По существу иска пояснил, что 13.03.2009 года Территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением эпидемиологического законодательства РФ в МОУ школа №*. При проведении проверки выявлены следующие нарушения: не оборудованы душевые и туалеты при спортивном зале; не оборудованы санитарные узлы для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся; не оборудованы кабинеты физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; не оборудованы раковины в кабинетах для учащихся первой ступени, привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; оборудованию лаборантской комнаты при кабинете информатики. Согласно части 1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 года №52 ФЗ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязанность по контролю за соблюдением МОУ школа №* санитарно-эпидемиологических требований не закреплена Уставом г.о. Самара за Департаментом управления имуществом. За Департаментом управления имуществом, согласно ст. 47 Устава городского округа Самара, закреплены лишь обязанности по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, что подтверждается объемом и спецификой закрепленных за Департаментом управления имуществом полномочий. Таким образом, Прокурор понуждает Департамент управления имуществом провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при отсутствии у Департамента управления имуществом полномочий по принятию указанных мер. Обоснованность изложенного подтверждается, в том числе, сложившейся судебной практикой, в частности решением Октябрьского районного суда городского округа Самара от 15.07.2010 года по гражданскому делу № 2-2932/10. Одним из требований Прокурора является обязание проведения капитального ремонта пищеблока, обеденного зала, подсобных помещений с заменой оборудования в МОУ школа №*. Пунктом «в» ст. 48 Устава, регулирующей права и обязанности отраслевых органов Администрации г.о. Самара, установлено, что структурные подразделения Администрации г.о. Самара осуществляют полномочия в сфере управления распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с муниципальными правовыми актами г.о. Самара. Муниципальным правовым актом городского округа Самара - Решением Думы городского округа Самара от 31.07.2008 года №637 утверждено Положение «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самаре», муниципальным правовым актом городского округа Самара-Постановлением Главы городского округа Самара от 30.05.2008 года №374 утвержден реестр муниципальных услуг городского округа Самара. В силу вышеуказанных нормативных правовых актов именно Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляет функцию заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов городского хозяйства, обеспечивает в пределах своей компетенции разработку муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг; осуществляет методическое обеспечение деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций по обеспечению эффективного, устойчивого и безопасного функционирования городского хозяйства; осуществляет планирование бюджетных ассигнований на капитальный ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства на основании предложений территориальных органов Администрации городского округа Самара.Согласно приложению № 2 к Постановлению Главы города от 21.01.2004 года №12 в структуру Департамента городского хозяйства и экологии Администрации города Самары, входит «отдел капитального ремонта», на который возложены вышеуказанные функции.Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 352 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2009-2011 годах выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области субсидий на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений. В соответствии с Порядком предоставления субсидий из средств областного бюджета в 2011 году на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений муниципальному образованию городской округ Самара будет выделено 31 250 тыс. руб. В Департаменте управления имуществом структурное подразделение, курирующее вопросы проведения капитального ремонта муниципального имущества, отсутствует, что подтверждается распоряжением Главы городского Самара «О согласовании структуры Департамента управления имуществом городского округа Самара» № 126-р от 04.06.2009 года.Департамент управления имущества наделен полномочиями на проведение капитального ремонта муниципального не жилого фонда, а лишь управляет и распоряжается муниципальным имуществом в пределах своей компетенции.Департамент управления имуществом не имеет предусмотренных законом полномочий на проведение капитального ремонта зданий муниципальных общеобразовательных учреждений.23.07.1995 года на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары № 695 от 02.06.1995 года между Комитетом по управлению имуществом г. Caмара и Муниципальным учреждением-школа №* среднего общего образования Кировского района был заключен договор на использование муниципального имущества на праве оперативного управления.24.05.1999 года согласно решению Комитета № 695 от 02.06.1995 года, между Комитетом и учреждением, заключен договор №000097О о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления. 05.11.2001 года согласно решению Комитета № 359 от 25.07.2001 года между Комитетом и учреждением, перезаключен договор № 000097О о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления. Согласно решению Комитета № 695 от 02.06.1995 года 30.07.2004 года между Комитетом и учреждением заключен договор № 000670О о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления. Согласно условиям вышеуказанных договоров учреждение обязуется эффективно использовать полученное имущество в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением имущества и условиями Договора; содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность, а также производить капитальный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет средств, выделяемых учреждению по смете доходов и расходов. В соответствии со ст. 43 Федерального закона о 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения.Согласно пункту 71 главы 5 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 “Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении”, руководитель образовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставомобщеобразовательного учреждения.Разделом 7 Устава Муниципального образовательного учреждения кадетской школы №* городского округа Самара за МОУ школа №* закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом, а именно: обеспечивать сохранность имущества и его использование по строго целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества; осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества.Таким образом, после получения рассматриваемого объекта недвижимости в оперативное управление, МОУ школа №* взяло на себя обязательства по содержанию имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, по обеспечению его сохранности, производству ремонта помещений. Указанные обязательства обусловлены требованиями действующего федерального издательства, согласно которому бремя содержания имущества несет лицо, обладающее вещным правом на него.В соответствии с п.п. 3.16, 3.17 Положения о Департаменте образования Администрации городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 года № 707, в функции Департамента входит прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара; в пределах своей компетенции осуществляет на условиях и в порядке, установленным действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формирует план капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществляет согласование технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара, а также иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.Более того, 17.06.2009 года между Департаментом управления имуществом и Департаментом образования Администрации городского округа Самара заключен договор об отношениях образовательного учреждения с учредителем, который регламентирует права и обязанности сторон в организационно финансовой и образовательной деятельности образовательного учреждения. На основании абз. 6 п. 2.2. договора от 17.06.2009 года Департамент образования осуществляет текущий, аварийный и капитальный ремонт зданий, сооружений и иного имущества образовательного учреждения в пределах имеющихся финансовых средств. Согласно абз. 5 п. 2.3. договора от 17.06.2009 года образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса; безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм техники безопасности, охраны жизни и здоровья, санитарно-гигиенических и противопожарных правил.Таким образом, заключив договоры от 26.07.1995 года, от 18.11.1999 года, от 25.12.2001 года и от 17.06.2009 года, Департамент управления имуществом определил порядок содержания и пользования муниципальным имуществом городско округа Самара. Таким образом, Департамент управления имуществом г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара Белозерская Н.Н. в судебном заседании показала, что статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного рта лиц. Однако, данный иск заявлен в интересах учащихся МОУ кадетская школа №*. Обучающиеся МОУ школы №* не могут рассматриваться какнеопределенный круг лиц, т.к. в образовательном учреждении имеется списочный состав детей; ведутся алфавитные книги обучающихся; при поступлении и выбытии обучающихся издается соответствующий приказ по школе. На любой момент руководительМОУ школы №* может дать конкретную цифру детей, обучающихсяв школе. Следовательно, круг лиц определен, а прокуратура Кировского района г. Самары подала исковое заявление в нарушение ст.38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и исполняют равные процессуальные обязанности. Прокуратурой не предоставлены доказательства трудного финансового вложения МОУ школы №*, хотя сделана ссылка на это в исковом заявлении. Согласно ст. 11 Федерального закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица отвечают за соблюдение требований санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Согласно п.2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» МОУ школа №* является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, и осуществляющим свою деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, в соответствии с уставом. Выполнение Департаментом образования Администрации г.о. Самара «организационно-хозяйственных мероприятий» в МОУ школа №* нарушает права муниципального образовательного учреждения как самостоятельного юридического лица. Бездействие Департамента образования, которое требует прокуратура признать незаконным, не доказано.23.11.2009 в МОУ кадетской школе №* городского округа Самара по адресу <адрес> произошло обрушение штукатурки потолка в коридоре второго этажа и в переходе к спортивному залу. В конце ноября 2009 года было проведено визуальное обследование конструктивных элементов здания школы ООО ПКФ ”Простор” и выдано заключение, что здание школы №* находится в аварийном состоянии. По инициативе Департамента образования 15.12.2009 года состоялось внеплановое заседание рабочей группы с участием Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г.о. Самара, Департамента образования и Правового департамента Администрации г.о. Самара по вопросу обеспечения пожарной безопасности в здании кадетской школы №*. Распоряжением Администрации г.о. Самара № 3-р от 15.01.2010г. «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации г.о. Самара» Управлению гражданской защиты Администрации г.о. Самара выделены денежные средства в размере 374 300,4 рублей на техническое обследование кадетской школы №*. Распоряжением Администрации г.о. Самара №54-р от 11.03.2010г. “Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации г.о. Самара» Управлению гражданской защиты Администрации г.о. Самара выделены денежные средства в размере 2 918 782,65 рублей на проектные работы по заданию кадетской школы №*. В марте 2010г. Управлением гражданской защиты Администрации г.о. Самара проектная документация направлена на государственную экспертизу в ГАУ СО “ Государственная экспертиза проектов в строительстве». 15.07.2010г. получено положительное заключение государственной экспертизы ГАУ СО. Распоряжением Администрации г.о. Самара №118-р от 01.07.2010г. «Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации г.о. Самара» Управлению гражданской защиты выделены денежные средства в размере 18367402, 96 рублей на капитальный ремонт здания кадетской школы №*. По итогам проведенного 30.07.2010г. запроса котировок цен была определена организация-подрядчик-ООО «Производственная фирма Среда-2». Заказчик на проведение ремонтных работ-Управление гражданской защиты Администрации г.о. Самара. 24.08.2010г. заключен муниципальный контракт № 23, сумма контракта 18 367 492, 96 руб., срок выполнения работ-до 15.12.2010 г. По состоянию на 20.10.2010 года демонтажные работы выполнены полностью. Работы по усилению фундамента с наружной стороны здания выполнены также полностью, в настоящее время ведется обратная засыпка песком. Ведутся подготовительные работы к устройству перекрытий 1 и 2 го этажей. Таким образом, работы по ремонту и реконструкции здания МОУ школы №* ведутся, дополнительные денежные средства из бюджета городского округа Самара выделены. Согласно Положению о Департаменте образования Администрации г.о. Самара, утвержденному Решением Думы г.о. Самара от 26.03.2009 г. №707, в компетенцию Департамента образования не входит проведение реконструкции зданий образовательных учреждений г.о. Самара. Расходование средств бюджета г.о. Самара, согласно действующему бюджетному законодательству, осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением Думы г.о. Самара на соответствующий финансовый год. МОУ школа №* является получателем средств бюджета г.о. Самара. Департамент образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой г.о. Самара в бюджете на очередной финансовый год. Ежегодно, при составлении проекта бюджета на следующий финансовый год Департамент образования учитывает все заявки образовательных учреждений, в том числе по проведению капитального ремонта зданий. Выделяемые Департаменту образования контрольные цифры проекта бюджета не покрывают требуемых расходов, в связи с чем, Департамент образования направляет в Департамент финансов разногласия по проекту бюджета. Однако, Думой г.о. Самара при утверждении бюджета г.о. Самара по отрасли «Образование» на очередной финансовый год предложения Департамента образования учитываются не в полном объеме. Дума г.о.Самара вправе уменьшить уже утвержденный бюджет по отрасли «Образование», как было, например, в 2009 году, когда из-за нестабильной финансовой ситуации в стране и в городе Самаре параметры бюджета г.о. Самара по отрасли «Образование» в течение года трижды были изменены в сторону уменьшения решениями Думы г.о. Самара от 26.03.2009г. № 715, от 28.05.2009г. № 753 и от 11.12.2009 № 678. Срыв обучения детей в МОУ школе №* не произошел. Департамент образования была проведена работа для организации образовательного процесса для учащихся МОУ школы №* в здании другого образовательного учреждения. Приказом Департамента образования от 31.08.2010г. № 1786-од обучение детей проводится на базе МОУ школ №* и МОУ Центр внешкольной работы «№*». Частично требования, указанные в исковом заявлении, выполнены. Так, в МОУ школе №* оборудованы санитарные узлы для мальчиков 1,2 и 3 ступени и девочек кабинами с дверьми без запора и приобретена необходимая мебель. Документы предоставляет руководитель МОУ школа №*. Таким образом, исковое заявление прокурора Кировского района незаконно и необоснованно.
Представитель ответчика МОУ кадетская школа №* Титова Т.Н. суду показала, что 01.05.2009 г. были оборудованы санузлы для мальчиков и девочек. Приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся (май 2009 года). В ноябре 2009г. была окончена реконструкция медицинского кабинета. Это все было сделано до обрушения. Несущая конструкция не обрушена, она провисла, обрушилась штукатурка. В школе в 2008г. обследование не проводилось. Не было выделено средств на это. В марте 2009г. в школе произошло небольшое обрушение фасада. В августе повторно произошло обрушение. Она писала письма во все инстанции, в том числе в Департамент образования г.о. Самара, но ответов не поступило. С конца сентября 2009г. учащиеся были переведены в другое образовательное учреждение. В подвале сыпалась штукатурка, они пригласили специалистов, те пришли, посмотрели и рекомендовали обратиться в департамент образования. Она сделала фотографии и поехала в департамент образования. Денежные средства на школу выделены не были. Если бы они были выделены, можно было бы избежать обрушения. Служба по надзору дала предписание, некоторые пункты школа сама не могла выполнить. Они писали письмо на выделение средств, им сказали, что денежные средства будут выделены в 2010г. Но деньги в 2010г. выделены не были. Они просили отсрочить предписание. Предписание было отсрочено. По вентиляции пояснила, что она проходит по чердачному перекрытию, и когда произошло обрушение, была задета вентиляция. Она писала заявление на выделение средств, ответ она еще не получила. У них было собрание и на собрание ей представитель департамента образования сказал, что денежные средства будут выделены и на вентиляцию и на отопление.
Представитель третьего лица Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Гришанова И.И. в судебном заседании иск прокурора считала обоснованным и подлежащим удовлетворению. Показала, что для решения этих вопросов должны быть выделены большие средства, которые несколько лет не выделялись. Вина департамента образования, они должны были знать, какая школа нуждается в денежных средствах больше чем другие школы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор Кировского района г. Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самара, МОУ кадетская школа №* г.о. Самара о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.25 Постановления Пленум ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
-имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
-соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Прокуратурой Кировского района в сентябре 2010 года проведена проверка обстоятельств срыва учебного года в образовательном учреждении г.о.Самара в МОУ Кадетская школа №*. Проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 ”О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, СанПиН 2.4.2.1178-02«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Установлено, что с 07.12.2010 в образовательном учреждении приостановлено обучение учащихся по причине частичного обрушения чердачных перекрытий в холе второго этажа.
В настоящее время в школе ведутся работы по капитальному ремонту. Однако данные работы не предполагают выполнение предписания Роспотребнадзора от 13.03.2009 года № 05-81.
13.03.2009 года Главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Самарской области отдела надзора за условиями воспитания и обучения проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением санитарного законодательства в МОУ общеобразовательном учреждении- кадетской школе №* по адресу <адрес> в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно не оборудованы душевые и туалеты при спортивном зале; не оборудованы санузлы для мальчиков 1 ступени и 2 и 3 ступеней и девочек кабинами с дверями без запоров; не приобретена мебель в классы в соответствии с ростом учащихся не оборудован кабинет физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды; в кабинетах для учащихся первой ступени не оборудованы раковины; необходимо привести состав площадей медицинского помещения школы в соответствие с требованиями санитарных правил; не оборудована лаборантская комната при кабинете информатики. Здание школы находится в эксплуатации с 1948 года, капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала не проводился ни разу.
Администрацией образовательного учреждения неоднократно писались письма в Департамент образования администрации городского Самара с просьбой выделить финансовые средства на капитальный ремонт пищеблока с заменой оборудования, подсобных помещений, обеденного зала (л.д. 12-17). Однако, данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также возникновения распространения заболеваний.
В соответствии с договором об отношениях образовательного учреждения с учредителем подписанному руководителями Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара 11.06.2009 года Департамент управления имуществом закрепляет за образовательным учреждением объекты муниципальной собственности на праве оперативного управления… и осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением. Департамент образования осуществляет финансирование деятельности МОУ согласно утвержденной смете доходов и расходов. Осуществляет текущий, аварийный и капитальный ремонт зданий сооружений и иного имущества МОУ в пределах имеющихся финансовых средств (л.д.22-25).
На сегодняшний день несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в помещении МОУ кадетской школы №* не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности для находящихся в нем несовершеннолетних.
В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан последние обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Самостоятельно МОУ Кадетская школа №* в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.
Учредителем образовательного учреждения по его Уставу является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (п. 1.5 Устава Кадетской школы №*). Администрация городского округа Самара, Департамент образования городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет. Департаментом управления имуществом г.о. Самара не осуществлялся надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, что в целом привело к обрушению перекрытий здания.
В силу ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел органа Администрации г.о. Самара. Пунктом 7.1 Устава Кадетской школы №* Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за Кадетской школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью (п.7.2). Вышеуказанные обстоятельства объективно указывают на то, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательных учреждениях.
Неисполнение Администрацией г.о. Самара возложенных законом на нее как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Бездействием Администрации г.о.Самара прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Также бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей г.Самара, как несовершеннолетних учащихся, работников образовательных учреждений, так и других граждан.
В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.2 ФЗ РФ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положением о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09 г. предусмотрено, что департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования, одной из его задач является обеспечение развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, содействие в обеспечении соблюдения законодательства РФ об образовании на территории г.о. Самара (п. 1.1., 2.6., 2.7.).
В функции Департамента образования входит участие в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, осуществление в пределах своей компетенции на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формировании плана капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществление согласования технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, составление и проверка сметной документации на проведение в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Самара реконструкции и ремонтных работ, финансируемых за счет бюджета г.о. Самара.
Согласно п.З Положения о бюджетном процессе в целях своевременного качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
В соответствии со ст.6 БК РФ, обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Нарушения требований санитарного законодательства в МОУ кадетской школе №* не устранены в полном объеме до настоящего времени. В связи с чем, суд относится критически к заявлениям ответчиков, что они не бездействовали.
При этом суд признает несостоятельной ссылку ответчиков на недостаточность средств, выделяемых из бюджета, поскольку доказательств этому суду не представлено.
Суд учитывает доводы ответчиков о том, что на основе муниципальных контрактов в школе проведены обследования конструкций здания, начат ремонт школы, частично выполнены некоторые пункты предписания Госпотребнадзора по Самарской области (т.1 л.д.223-244, т.2 л.д. 1-81). Однако, суд отмечает, что эти мероприятия и финансирование начаты лишь после обрушения конструкций здания. Финансирование осуществляется из резервного фонда Управления гражданской защиты администрации г.о. Самара в размерах, не покрывающих на сегодняшний день необходимые расходы.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Самара, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, учеников, родителей учеников, а также иных лиц, которые могут находиться в здании МОУ, суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие органа местного самоуправления -администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара, а также Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ школе №* г.о. Самара незаконными, и возложить обязанности на администрацию г.о. Самара и МОУ школа №* по устранению указанных выше нарушений.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полной мере.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления-Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Кадетская школа №* г.о. Самара незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Самара, МОУ общеобразовательное учреждение Кадетская школа №*, устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МОУ Кадетская школа №* г.о. Самара и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:
-оборудованию душевых и туалетов при спортивном зале;
-оборудованию кабинета физики и химии пультом управления проектной аппаратурой и подводкой горячей и холодной воды;
-в кабинетах для учащихся первой ступени оборудовать раковины.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2010 года.
Председательствующий судья В.Б. Бойко