№ 2-680/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 10 февраля 2011 г.

Кировский районный суд г. Самары в составе

председательствующего Родомакина И.А.,

при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-680/11 по иску Фадеева В.Г. к отряду пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области о возмещении расходов, связанных с арендой жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Фадеев В.Г. обратился в суд с иском к отряду пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области:

о взыскании уплаченной истцом арендной платы за найм жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. 35 коп. в счёт;

взыскании уплаченных истцом при найме жилого помещения коммунальных услуг и квартплаты в размере <данные изъяты> руб. 88 коп.;

взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. и расходов на оплату услуг за предоставление статистической информации в размере <данные изъяты> руб. 20 коп.;

взыскании расходов по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб. 52 коп.

Исковые требования мотивировал тем, что решением Самарского гарнизонного военного суда от 25.05.2006 г. удовлетворено заявление Фадеева В.Г. о признании незаконным отказа начальника отряда пограничного контроля «Поволжье» и начальника пограничного управления по Саратовской и Самарской областям в аренде жилого помещения для проживания заявителя и членов его семьи. Истец неоднократно обращался к ответчику с требованием добровольно исполнить обязательства, возложенные на ответчика решением Самарского гарнизонного военного суда от 25.05.2006 г. До настоящего времени решение Самарского гарнизонного военного суда от 25.05.2006 г. не исполнено, жилое помещение истцу и членам его семьи не предоставлено, в связи с чем истец вынужден арендовать жилое помещение за счёт собственных средств. Всего истцом понесены расходы на сумму <данные изъяты> руб. 88 коп., в том числе: за сентябрь-декабрь 2006 г. <данные изъяты> руб. 80 коп.; за 2007 г. <данные изъяты> руб. 36 коп.; за 2008 г. <данные изъяты> руб. 52 коп.; за 2009 г. <данные изъяты> руб. 90 коп.; за 2010 г. <данные изъяты> руб. 30 коп. С учётом инфляции расходы истца составили <данные изъяты> руб. 35 коп., в том числе: за сентябрь-декабрь 2006 г. <данные изъяты> руб. руб. 96 коп.; за 2007 г. <данные изъяты> руб. 20 коп.; за 2008 г. <данные изъяты> руб. 55 коп.; за 2009 г. <данные изъяты> руб. 90 коп.; за 2010 г. <данные изъяты> руб. 73 коп.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Фадеева В.Г. с исковым заявлением в суд.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил суд:

взыскать с отряда пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области в пользу Фадеева В.Г. денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. 18 коп., уплаченную Фадеевым В.Г. в качестве арендной платы за найм жилого помещения, в том числе денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. 72 коп. уплаченную Фадеевым В.Г. за коммунальные услуги и в качестве квартплаты при найме жилого помещения;

взыскать с отряда пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области в пользу Фадеева В.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. и расходы на оплату услуг за предоставление статистической информации в размере <данные изъяты> руб. 20 коп.

взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлине в размере <данные изъяты> руб. 52 коп.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Кулакова Н.В. уточнённые исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в уточнённом исковом заявлении. Самарский гарнизонный военный суд своим решением от 25.05.2006 г. суд обязал отряд пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России арендовать жилое помещение для истца. Решение Самарского гарнизонного военного суда вступило в законную силу, но не исполнено. В сумму расходов включена оплата коммунальных услуг, которые оплачивает истец согласно договорам найма. Договоры найма жилого помещения не оспорены и не признаны недействительными. Истцу должно было быть предоставлено жилое помещение. В постановлении Конституционного Суда РФ указано, что ежемесячная компенсация за счёт средств из федерального бюджета предоставляется в том числе и уволенным с военной службы гражданам. Истец состоит в очереди на предоставление жилого помещения в отряде пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России, а не в муниципальном образовании. Истец, как военнослужащий, имел право на аренду жилья, на момент его увольнения уже существовало решение Самарского гарнизонного военного суда. Истец подавал рапорт, в котором просил не исключать его из списка военнослужащих до предоставления жилого помещения.

Представитель ответчика по доверенности Белов С.С. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что истец пропустил срок для принудительного исполнения решения суда. Данный вопрос решался в исполнительном производстве. Ответчиком жилое помещение истцу не предоставлено и в настоящее время не арендуется для него. Истец был принят на учёт, как нуждающийся в жилье, во время прохождения службы в пограничном отряде. В соответствие с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащий, имеющий стаж службы более 20 лет, не может быть исключен из списка на получение жилого помещения без согласия военнослужащего. При аренде жилого помещения для военнослужащих отрядом пограничного контроля, коммунальные услуги оплачиваются за счёт военнослужащих. Истец мог не писать рапорт об увольнении до получения им жилого помещении. Военнослужащий, имеющий стаж службы 20 лет и более, не может быть уволен без предоставления квартиры. Истец добровольно лишился статуса военнослужащего. У уволенных военных имеются права на получение денежной компенсации за найм жилого помещения. Уволенный военный должен обратится по месту нахождения на пенсионном учёте за выплатой компенсации. Истец стоит на пенсионном обеспечении в ФСБ. Всем военнослужащим, состоящим на учёте, выплачивается компенсация. Нет оснований арендовать жилое помещение для Фадеева В.Г. При вынесении решения Самарским гарнизонным военным судом не учитывалось, что Фадеев В.Г. может уволиться. Служебное жилое помещение предоставляется только военнослужащим, проходящим службу.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.56 ч.1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.61 ч.2 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со ст.40 ч.1 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.2 ч.5 ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей.

В соответствии со ст.3 ФЗ "О статусе военнослужащих", правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления…Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников)… Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.671 ч.1 ГПК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В силу ст.674 ГК РФ, договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Согласно ст.678 ГК РФ, наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

В соответствии со ст.682 ч.1 ГК РФ, размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения.

Согласно ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что решением Самарского гарнизонного военного суда от 25.05.06 удовлетворено заявление военнослужащего, находящегося в распоряжении начальника пограничного управления по Саратовской и Самарской областям и прикомандированного к отряду пограничного контроля «Поволжье», полковника Фадеева В.Г. о признании незаконным отказа начальника отряда пограничного контроля «Поволжье» и начальника пограничного управления по Саратовской и Самарской областям в аренде жилого помещения для проживания заявителя и членов его семьи. Самарский гарнизонный военный суд решил: признать отказ начальника отряда пограничного контроля «Поволжье» арендовать жилое помещение для временного проживания Фадеева В.Г. и членов его семьи, незаконным; обязать начальника отряда пограничного контроля «Поволжье» арендовать жилое помещение для проживания в нём Фадеева В.Г. и членов его семьи до момента предоставления ему жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; обязать командира войсковой части 2129 обеспечить возможность начальнику отряда пограничного контроля «Поволжье» арендовать жилое помещение для проживания в нём Фадеева и членов его семьи до момента предоставления ему жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Решение Самарского гарнизонного военного суда от 25.05.06 вступило в законную силу 04.07.06 (л.д.№).

Решением Самарского гарнизонного военного суда от 20.02.07 в пользу Фадеева В.Г. с отряда пограничного контроля "Поволжье" взыскано <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов, связанных с арендой жилого помещения в период с июня по август 2006 года. Решение суда вступило в законную силу 03.03.07 (л.д.№).

В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные указанными решениями суда не подлежат оспариванию и не доказываются вновь по настоящему делу.

В соответствии с приказом № от 10.07.07 отрпк "Поволжье", полковник Фадеев В.Г., находящийся в распоряжении начальника отряда пограничного контроля "Поволжье" пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям, уволенный с военной службы приказом ФСБ России от 30.12.06 в связи с организационно-штатными мероприятиями в запас Вооруженных Сил РФ - исключен из списков личного состава части и снят со всех видов довольствия. Выслуга лет составляет <данные изъяты> (л.д.№).

По состоянию на 01.01.11 Фадеев В.Г. числится за № в списке очередников на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи <данные изъяты>. (л.д.№).

До настоящего времени жилое помещение Фадееву В.Г. не предоставлено, что сторонами не оспаривалось.

Из предоставленных истцом суду договоров найма жилого помещения за 2008-2010 годы, а также квитанций об оплате коммунальных услуг, справке об индексе инфляции по Самарской области, следует, что в период с января 2008 года по декабрь 2010 года истцом за аренду жилого помещения и в счет оплаты коммунальных услуг (оплата коммунальных услуг нанимателем - Фадеевым В.Г. оговорена в договорах найма), с учетом инфляции, оплачено в общей сумме <данные изъяты> рубля (л.д.№).

Указанные договора найма недействительными не признаны. Предоставленный истцом расчет ответчиком по существу не оспаривался.

Истцом обоснованно заявлено требование о взыскании с ответчика суммы оплаты коммунальных платежей, поскольку, согласно ст.678 ГК РФ, наниматель обязан вносить коммунальные платежи, если иное не указано в договоре.

Конституционный Суд РФ в постановлении №5-П от 05.04.07 "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" указал, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

В постановлении № 3-П от 03.02.10 Конституционный Суд РФ указал, что федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.

С доводами ответчика о том, что на Фадеева В.Г., в связи с его увольнением из Вооруженных Сил РФ, в настоящее время не распространятся действие ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", согласиться нельзя, так как, согласно ст.2 ч.5 ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Обязанность ответчика арендовать жилое помещение для истца установлена решением суда от 25.05.06, при этом в указанном решении суда период действия данной обязанности не ограничивается только временем нахождения Фадеева В.Г. на действующей военной службе, срок ее окончания определен только фактическим предоставлением истцу жилого помещение, что до настоящего времени не исполнено.

Ссылка ответчика на положения Инструкцией о мерах по реализации в органах федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 несостоятельна.

Согласно приказу ФСБ РФ от 31.12.04 № 665, которым указанная инструкция утверждена, ее действие распространяется на граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях.

Вместе с тем, Фадеев В.Г., как установлено судом и подтверждается пояснениями сторон, уволен с военной службы после 01.01.05 и стоит на учете в очереди на получение жилья у ответчика - отрк "Поволжье".

Пропуск Фадеевым В.Г. срока предъявления к исполнению исполнительного листа по решению Самарского гарнизонного суда от 25.05.06 не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных по настоящему делу.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования Фадеева В.Г. в части взыскания с ответчика денежной суммы в размере <данные изъяты> руб. 18 коп., уплаченной за найм жилого помещения, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца госпошлина пропорционально размеру удовлетворённой части исковых требований размере <данные изъяты> руб. 84 коп. и расходы на оплату услуг за предоставление статистической информации в размере <данные изъяты> руб. 20 коп. (л.д.№).

Требования истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. необоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку истец не предоставил суду доказательств, подтверждающих указанные расходы на оплату услуг представителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фадеева В.Г. к отряду пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области о возмещении расходов, связанных с арендой жилого помещения - удовлетворить частично.

Взыскать с отряда пограничного контроля «Поволжье» ПУ ФСБ России по Саратовской и Самарской области в пользу Фадеева В.Г, денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. 18 коп., уплаченную Фадеевым В.Г. за найм жилого помещения; расходы на оплату услуг за предоставление статистической информации в размере <данные изъяты> руб. 20 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. 84 коп., а всего <данные изъяты> руб. 22 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2011 г.

Председательствующий И.А. Родомакин