2-223/2011



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

12.01.2011 года г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Бойко В.Б., с участием представителя истца Потемкиной Г.А., представителя ответчика Турукиной И.А., при секретаре Нуйкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-223/11 по иску Карпук М.И. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Карпук М.И. в иске просила засчитать ей, воспитателю Муниципального учреждения Дома ребенка <адрес>” специализированного в 25-летний стаж педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды работы: в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты> специализированном: с 28.11. 2002 г. по 27.07.2004 г., в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты> » специализированном - в период нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г., с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г., с 14.09.2009 г. по 23.09.2009 г.; в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Дом ребёнка <данные изъяты>» в специализированном- в период нахождения в оплачиваемых ученических отпусках в процессе заочного обучения в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально - педагогическом колледже: с 14.06.2005 года по 24.06.2005 года, с 03.10.2005 года по 21.10.2005 года; с 27.02.2006 года по 19.03.2006 года; с 23.10.2006 года по 10.11.2006 года; с 19.03.2007 года по 08.04.2007 года; с 12.11.2007 года по 01.12.2007 года; с 28.04.2008 года по 17.05.2008 года и с 19.05.2008 года по 16.06.2008 года.

Требования мотивированы следующим: Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе г.Самары, отказало истцу, воспитателю МУ Дома ребенка <данные изъяты> » города Самары, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Она обратилась за назначением пенсии - 20.09.2010 года. Отказ Управления Пенсионного фонда датирован 19.11.2010 года (Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления ПФ РФ в Кировском районе г.Самары и Решение этого же ГУ-УПФ №). Из педагогического стажа истца специалистами УПФ были зачтены 22 года 08 месяцев 18 дней. Данное решение УПФ в части отказа в зачете ряда периодов ее педагогической деятельности считает необоснованным. Этот факт влечёт за собой нарушение ее конституционных прав как гражданина и работника, имеющего свыше 25 лет педагогического стажа. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п.п. 10 п.1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. (в настоящее время -п. 1 пп. 19 ст.27) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №, должность, в которой она все 25 лет работала, поименована («воспитатель»), как поименовано и учреждение, в котором протекала ее работа с детьми («Дом ребенка специализированный», пункт 1.14 Списка). Настоящим иском она оспаривает следующие периоды ее работы: 1-й период, когда она работала в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» специализированном, - не зачтено по причине того, что не определён тип Дома ребенка как учреждения здравоохранения: с 28.11.2002 года по 27.07.2004 год, 1 год 08 месяцев 00 дней. То, что Дом ребенка с 28.11.2002 года в соответствии с Приказом Комитета по делам семьи Администрации города Самары от 15.01.2002 года №А (Свидетельство № о регистрации учредительных документов от 28.11.2002 года ИМНС РФ по <адрес>) стал относиться к городскому Комитету по делам семьи и именоваться Муниципальным учреждением Домом ребенка <данные изъяты>» специализированным, не даёт оснований отказывать в льготной пенсии истцу, как работнику, в чьи должностные обязанности по прежнему входило обеспечение ухода, присмотра и воспитания детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. При смене учредителя основные положения Устава учреждения остались незыблемыми: основой деятельности по прежнему оставалась функция оказания «специализированной медицинской помощи детям, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение мероприятий по оздоровлению, реабилитации, социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию». В ходе утверждения Уставов учреждения-как правоустанавливающих документов вносились и соответствующие изменения в данные документы, основным из которых стало указание, что Дом ребенка <данные изъяты>» является учреждением здравоохранения (июль 2004 года).Однако всё это никак не влияло на работу персонала воспитателей учреждения, функции которых оставались прежними. В ППВС РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечено, что спорные вопросы должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)...». 2-й период, когда она работала в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» специализированном не зачтено по причине того, что она находилась на курсах повышения квалификации: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г., с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г., с 14.09.2009 г. по 23.09.2009 г., 00 лет 02 месяца 06 дней. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 « Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может распространяться на правоотношения, существовавшие до его принятия, поскольку существенным образом ухудшает положения лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, по сравнению с ранее действовавшим порядком (с теми изменениями, которые были внесены в данный документ в 2007 г.). Это противоречит Конституции Российской Федерации, статья 55 которой гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Правилами не предусмотрено, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не подлежит зачёту в специальный стаж, как не предусмотрено, что это время подлежит зачету в стаж. Других нормативных актов по данному вопросу не имеется. Направление на курсы повышения квалификации производится по инициативе администрации, согласно приказам по образовательным учреждениям. У каждого педагога имеется образовательный именной чек для прохождения курсовой переподготовки и повышения квалификации. Как указано в Законе РФ «Об образовании», для педагогических работников прохождение курсов проводится обязательно не менее одного раза в пять лет и является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Отказ от прохождения курсовой переподготовки влечёт за собой не только наложение на работника административных взысканий, но и, в ряде случаев, отстранение от работы. За работником в период его нахождения на курсах повышения квалификации сохраняется заработная плата, за это время производятся все страховые выплаты, в том числе и в Пенсионный фонд. На курсах работник занят в течение полного рабочего дня. Система повышения квалификации состоит не только из теоретического курса (прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях), но включает в себя и цикл практических занятий непосредственно на базе тех образовательных учреждений, которыми накоплен положительный опыт по тому или иному направлению инновационных педагогических технологий. Во многих случаях одним из компонентов прохождения курсовой переподготовки становится непосредственное обобщение опыта работы самого участника курсов - на своем рабочем месте, в своем образовательном учреждении. В настоящее время сложилась судебная практика, которая позволяет засчитывать периоды нахождения на курсах в специальный стаж. 3-й период, когда истец работала в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» специализированном, - не зачтено по причине того, что истец находилась в оплачиваемых ученических отпусках в процессе заочного обучения в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально-педагогическом колледже: с 14. 06. 2005 г. по 24. 06. 2005 г., с 03.10.2005 г. по 21.10.2005 г., с 27. 02. 2006 г. по 19. 03. 2006 г., с 23.10.2006 г. по 10.11.2006 г., с 19.03.2007 г. по 08.04.2007 г., с 12.11.2007 г. по 01.12.2007 г., с 28.04.2008 г. по 17.05.2008 г., с 19. 05. 2008 г. по 16. 06. 2008 г. В период с 2005 года по 2008 год истец обучалась заочно в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально-педагогическом колледже. В это время уже действовало Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном документе обозначено: «5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные». 18.06.2007 года Правительством РФ было издано Постановление, которым внесено изменение в текст данного документа: «... в абзаце втором пункта 5 слова «оплачиваемых отпусков, включая дополнительные» заменить словами «основного и дополнительных оплачиваемых отпусков». Это свидетельствует о том, что дополнительные оплачиваемые отпуска в обязательном порядке должны включаться в специальный стаж работника, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии. Согласно Трудовому кодексу РФ работнику, совмещающему обучение по специальности и работу, предоставляются льготы: за ним сохраняется место основной работы, при условии успешного обучения предоставляются отпуска для сдачи лабораторно-экзаменационных сессий с сохранением среднего заработка по месту работы на основании справок-вызовов из образовательных учреждений. Работодатель, сохраняя за обучающимся заочно работником заработную плату, производит соответствующие отчисления страховых взносов от фонда оплаты труда, в том числе и в Пенсионный Фонд РФ. Всё это имело место в ее случае. Всего настоящим иском она оспаривает 02 года 03 месяца 13 дней. С учетом бесспорного стажа и стажа, оспариваемого настоящим иском, на дату обращения с заявлением в УПФ специальный стаж в действительности составляет: 22 г. 08 м. 18 д. + 02 г. 03 м.13 д. = 25 г. 00 м. 01 д., что даёт истцу право просить о назначении досрочной трудовой пенсии с даты ее обращения в УПФ, то есть с 20.09.2010 года.

В судебном заседании представитель истца Потемкина Г.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Кировском районе по доверенности Турукина И.А. уточненные требования заявителя не признала и пояснила, что с учетом постановления Конституционного суда от 29.01.2004г. № 2-П, в специальный стаж не может быть засчитан период работы: с 28.11.2002г. по 27.07.2004г. - в должности воспитателя МУ Дома ребенка <данные изъяты> поскольку Дом ребенка поименован только в учреждениях здравоохранения (п. 1.14 Списка от 29.10.2002г. №781), а в данный период организация не имела статуса учреждения здравоохранения (акт проверки ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары № 327 от 11.10.2010г.), что подтверждается выпиской из ИЛС, где страхователь (работодатель) квалифицирует работу заявительницы без указания кода педагогической работы. Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в педагогический стаж не могут быть засчитаны периоды нахождения заявительницы: в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации: -с 25.02.1991г. по 25.03.1991г., с 11.10.1999г. по 05.11.1999г., с 14.06.2005г. по 24.06.2005г., с 03.10.2005г. по 21.10.2005г., с 27.02.2006г. по 19.03.2006г., с 23.10.2006г. по 10.11.2006г., с 19.03.2007г. по 08.04.2007г., с 12.11.2007г. по 01.12.2007г., с 28.04.2008г. по 17.05.2008г., с 19.05.2008г. по 16.06.2008г., с 14.09.2009г. по 23.09.2009г. Комиссия приняла решение: не засчитывать в специальный стаж Карпук М.И. следующие периоды: с 25.02.1991г. по 25.03.1991г., с 11.10.1999г. по 05.11.1999г., с 28.11.2002г. по. 07.2004г., с 14.06.2005г. по 24.06.2005г., с 03.10.2005г. по 21.10.2005г., с 27.02.2006г. по. 03.2006г., с 23.10.2006г. по 10.11.2006г., с 1-9.03.2007г. по 08.04.2007г., с 12.11.2007г. по 1.12.2007г., с 28.04.2008г. по 17.05.2008г., с 1:9.05.2008г. по 16.06.2008г., с 14.09.2009г. по Ь-09.2009г.; педагогический стаж Карпук М.И. по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 по постановлению Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г. составляет 22 года 08 мес. 18 дней. Просила в иске отказать.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 20.09.2010 года Карпук М.И. обратилась в ГУ -УПФ РФ в Кировском районе г. Самара с целью назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Протоколом № 714 от 19.11.2010 года ей было отказано в начислении досрочной пенсии, поскольку у нее отсутствовал необходимый для этого 25-летний специальный стаж. в специальный стаж не может быть засчитан период работы: с 28.11.2002г. по 27.07.2004г. - в должности воспитателя МУ Дома ребенка <данные изъяты>», поскольку Дом ребенка поименован только в учреждениях здравоохранения (п. 1.14 Списка от 29.10.2002г. № 781), а в данный период организация не имела статуса учреждения здравоохранения (акт проверки ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары № 327 от 11.10.2010г.), что подтверждается выпиской из ИЛС, где страхователь (работодатель) квалифицирует работу заявительницы без указания кода педагогической работы. Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в педагогический стаж не могут быть засчитаны периоды нахождения заявительницы: в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации: - с 25.02.1991г. по 25.03.1991г., с 11.10.1999г. по 05.11.1999г., с 14.06.2005г. по 24.06.2005г., с 03.10.2005г. по 21.10.2005г., с 27.02.2006г. по 19.03.2006г., с 23.10.2006г. по 10.11.2006г., с 19.03.2007г. по 08.04.2007г., с 12.11.2007г. по 01.12.2007г., с 28.04.2008г. по 17.05.2008г., с 19.05.2008г. по 16.06.2008г., с 14.09.2009г. по 23.09.2009г. Комиссия приняла решение: не засчитывать в специальный стаж Карпук М.И. следующие периоды: с 25.02.1991г. по 25.03.1991г., с 11.10.1999г. по 05.11.1999г., с 28.11.2002г. по 27.07.2004г., с 14.06.2005г. по 24.06.2005г., с 03.10.2005г. по 21.10.2005г., с 27.02.2006г. по 19.03.2006г., с 23.10.2006г. по 10.11.2006г., с 19.03.2007г. по 08.04.2007г., с 12.11.2007г. по 01.12.2007г., с 28.04.2008г. по 17.05.2008г., с 19.05.2008г. по 16.06.2008г., с 14.09.2009г. по 23.09.2009г.; Педагогический стаж Карпук М.И. по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 по постановлению Конституционного суда №2-П от 29.01.2004г. составляет 22 года 08 мес. 18 дней (л.д. 13-14).

Данный отказ суд считает не правомерным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным законом.

В соответствии с п. 10 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, независимо от возраста.

Согласно записи в трудовой книжке от 06.11.1985 года истец принята на работу на должность воспитателя в Дом ребенка №1. 25.12.1995 года Дом ребенка № 1 в результате реорганизации преобразовано в муниципальное медицинское учреждение Дом ребенка №1. 31.12.1999 года ММУ Дом ребенка №1 в результате реорганизации преобразован в муниципальное медицинское учреждение Дом ребенка №1 специализированный. 24.06.2002 года ММУ Дом ребенка № специализированный переименован в Муниципальное учреждение Дом ребенка ”<данные изъяты>” специализированный (л.д. 16-19).

Карпук М.И. работала в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» специализированном, однако период с 28.11.2002 года по 27.07.2004 год не зачтен по причине того, что не определён тип Дома ребенка как учреждения здравоохранения. То, что Дом ребенка с 28.11.2002 года в соответствии с Приказом Комитета по делам семьи Администрации города Самары от 15.01.2002 года № <данные изъяты> (Свидетельство <данные изъяты> о регистрации учредительных документов от 28.11.2002 года ИМНС РФ по Октябрьскому району г. Самары) стал относиться к городскому Комитету по делам семьи и именоваться Муниципальным учреждением Домом ребенка <данные изъяты>» специализированным, не даёт оснований отказывать в льготной пенсии истцу, как работнику, в чьи должностные обязанности по прежнему входило обеспечение ухода, присмотра и воспитания детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке от 09.12.2010 года Дом ребёнка № преобразован в ММУ Дом ребёнка № (приказ ГЗО № от ДД.ММ.ГГГГ). ММУ Дом ребёнка № преобразован в ММУ Дом ребёнка № специализированный (приказ УЗ № от 31.12.1999 г.). ММУ Дом ребёнка № специализированный преобразован в Муниципальное учреждение города Самары Дом ребёнка <данные изъяты>» специализированный, сокращённое наименование МУ Дом ребёнка <данные изъяты>» (Решение № от 24.06.2002 г. Комитета по делам семьи администрации города Самары; Свидетельство о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица серии 63 № из Инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары от 28.11.2002 г.). Муниципальное учреждение города Самары Дом ребенка <данные изъяты>» специализированный, сокращённое наименование МУ Дом ребёнка <данные изъяты>» переименован в Муниципальное учреждение городского округа Самара Дом ребенка <данные изъяты>» специализированный (приказ Комитета по делам семьи администрации городского округа Самара № - р (а) от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица серии 63 № из Инспекции Министерства РФ по
налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары от 19.12.2008 года (л.д. 41).

Согласно Уставу МУ г.Самара Дом ребенка <данные изъяты>» специализированный целью учреждения является оказание своевременной помощи детям раннего возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их дальнейшее жизнеустройство. Задачами учреждения являются предоставление детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временного проживая в условиях, способствующих их медико-психологической и социальной адаптации, обеспечение доступной и своевременной квалифицированной медико-социальной, социально-педагогической, правовой, социально-педагогической и иных видов помощи на основе индивидуальных программ реабилитации.

Кроме того, п. 1.1 Устава предусмотрено, что данное учреждение является муниципальным учреждением здравоохранения.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусмотрены наименование должности «воспитатель» и наименование учреждения «Учреждения здравоохранения: дом ребенка».

При смене учредителя основные положения Устава учреждения остались незыблемыми: основой деятельности по прежнему оставалась функция оказании «специализированной медицинской помощи детям, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение мероприятий по оздоровлению, реабилитации, социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию». В ходе утверждения Уставов учреждения - как правоустанавливающих документов вносились и соответствующие изменения в данные документы, основным из которых стало указание, что Дом ребенка «Солнышко» является учреждением здравоохранения ( июль 2004 года ). Однако всё это никак не влияло на работу персонала воспитателей учреждения, функции которых оставались прежними.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечено, что спорные вопросы должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)...»

На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности включения периода работы с 28.11.2002 г. по 27.07.2004 г. в должности воспитателя в МУ Доме ребенка <данные изъяты> в специальный стаж истицы, в календарном исчислении в размере 01 год 08 месяцев 00 дней.

Также Карпук М.И. просила включить в специальный стаж работы периоды, когда она работала в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» специализированном и находилась на курсах повышения квалификации: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г., с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г., с 14. 09. 2009 г. по 23. 09. 2009 г., 00 лет 02 месяца 06 дней.

Согласно сведений о прохождении повышения квалификации Карпук М.И. проходила повышение квалификации в 1991 году в Училище повышения квалификации медицинских кадров области в течение 1 месяца, и в 1999 году в Самарском областном базовом училище повышения квалификации с 11.10 по 05.11.1999 года (л.д. 31).

Согласно удостоверению о повышении квалификации Карпук М.И. с 14.09.2009 года по 23.09.2009 года проходила обучение в областном центре социальной помощи семье и детям (л.д. 32).

Согласно справке от 09.12.2010 года Карпук М.И. предоставлялись учебные отпуска в периоды: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г. приказ № 12 п. 4 от 15.02.1991 года, с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г. приказ № 114 п. 4 от 27.10.1999 года, с 14. 09. 2009 г. по 23. 09. 2009 года приказ № 131 от 04.09.2009 года (л.д. 41).

Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может распространяться на правоотношения, существовавшие до его принятия, поскольку существенным образом ухудшает положения лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, по сравнению с ранее действовавшим порядком (с теми изменениями, которые были внесены в данный документ в 2007 г.).

Это противоречит Конституции Российской Федерации, статья 55 которой гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Правилами не предусмотрено, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не подлежит зачёту в специальный стаж, как не предусмотрено, что это время подлежит зачету в стаж. Других нормативных актов по данному вопросу не имеется. Направление на курсы повышения квалификации производится по инициативе администрации, согласно приказам по образовательным учреждениям. У каждого педагога имеется образовательный именной чек для прохождения курсовой переподготовки и повышения квалификации.

Как указано в Законе РФ «Об образовании», для педагогических работников прохождение курсов проводится обязательно не менее одного раза в пять лет и является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Отказ от прохождения курсовой переподготовки влечёт за собой не только наложение на работника административных взысканий, но и, в ряде случаев, отстранение от работы. За работником в период его нахождения на курсах повышения квалификации сохраняется заработная плата, за это время производятся все страховые выплаты, в том числе и в Пенсионный фонд. На курсах работник занят в течение полного рабочего дня - система повышения квалификации состоит не только из теоретического курса (прослушивание лекций, участие в семинарских занятиях), но включает в себя и цикл практических занятий непосредственно на базе тех образовательных учреждений, которыми накоплен положительный опыт по тому или иному направлению инновационных педагогических технологий. Во многих случаях одним из компонентов прохождения курсовой переподготовки становится непосредственное обобщение опыта работы самого участника курсов - на своем рабочем месте, в своем образовательном учреждении.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Судом установлено, что в данные периоды за Карпук М.И. сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата.

Таким образом, суд считает возможным включить в специальный стаж истца периоды, когда она находилась на курсах повышения квалификации: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г., с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г., с 14. 09. 2009 г. по 23. 09. 2009 г., в календарном исчислении в размере 00 лет 02 месяца 06 дней.

Истец также просила зачесть в стаж периоды, когда она находилась в оплачиваемых ученических отпусках в процессе заочного обучения в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально-педагогическом колледже: с 14. 06. 2005 г. по 24. 06. 2005 г., с 03.10.2005 г. по 21.10.2005 г., с 27. 02. 2006 г. по 19. 03. 2006 г., с 23.10.2006 г. по 10.11.2006 г., с 19.03.2007 г. по 08.04.2007 г., с 12.11.2007 г. по 01.12.2007 г., с 28.04.2008 г. по 17.05.2008 г., с 19. 05. 2008 г. по 16. 06. 2008 г.

В период с 2005 года по 2008 год истец обучалась заочно в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально-педагогическом колледже.

Нахождение истца в ученических отпусках подтверждается справкой от 09.12.2010 года, Карпук М.И. находилась в учебных отпусках в периоды: с 14. 06. 2005 г. по 24. 06. 2005 г. приказ № 75 от 16.05.2005 года, с 03.10.2005 г. по 21.10.2005 г. приказ № 118 п. 4 от 06.09.2005 года, с 27. 02. 2006 г. по 19. 03. 2006 г. приказ № 23 п. 5 от 01.02.2006 года, с 23.10.2006 г. по 10.11.2006 г. приказ № 144 п. 4 от 04.10.2006 года, с 19.03.2007 г. по 08.04.2007 г. приказ № 35 п. 4 от 01.03.2007 года, с 12.11.2007 г. по 01.12.2007 г. приказ № 130 п. 5 от 03.10.2007 года, с 28.04.2008 г. по 17.05.2008 г. приказ № 42 п. 3 от 04.03.2008 года, с 19. 05. 2008 г. по 16. 06. 2008 г. приказ № 69 п. 3 от 02.05.2008 года (л.д. 41).

В это время уже действовало Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном документе обозначено: «5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные».

18.06.2007 года Правительством РФ было издано Постановление, которым внесено изменение в текст данного документа: «... в абзаце втором пункта 5 слова «оплачиваемых отпусков, включая дополнительные» заменить словами «основного и дополнительных оплачиваемых отпусков». Это свидетельствует о том, что дополнительные оплачиваемые отпуска в обязательном порядке должны включаться в специальный стаж работника, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии.

Согласно Трудовому кодексу РФ работнику, совмещающему обучение по специальности и работу, предоставляются льготы: за ним сохраняется место основной работы, при условии успешного обучения - предоставляются отпуска для сдачи лабораторно - экзаменационных сессий с сохранением среднего заработка по месту работы на основании справок-вызовов из образовательных учреждений.

Работодатель, сохраняя за обучающимся заочно работником заработную плату, производит соответствующие отчисления страховых взносов от фонда оплаты труда, в том числе и в Пенсионный Фонд РФ.

Данный период подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении в размере 00 лет 05 месяцев 07 дней.

Таким образом, при учете включения в специальный стаж истца спорных периодов в количестве 2 года 3 месяца 13 дней, а также с учетом бесспорного стажа 22 года 08 месяцев 18 дней специальный стаж истца на день обращения с заявлением в УПФ составляет 25 лет 00 месяцев 01 день.

С учетом данного вывода, при проведении подсчетов, суд считает, что требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Пенсионный Фонд, то есть с 20.09.2010 года, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Признать за Карпук М.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Карпук М.И. воспитателю Муниципального учреждения Дома ребенка города Самары <данные изъяты>» специализированного, следующие периоды работы :

в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты> специализированном : с 28.11.2002 г. по 27.07.2004 г.;

в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка «Солнышко» специализированном - в период нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.02.1991 г. по 25.03.1991 г., с 11.10.1999 г. по 05.11.1999 г., с 14.09.2009 г. по 23.09.2009 г.;

в должности воспитателя в Муниципальном Учреждении Доме ребёнка <данные изъяты>» в специализированном- в период нахождения в оплачиваемых ученических отпусках в процессе заочного обучения в Государственном учреждении среднего профессионального образования Самарском социально - педагогическом колледже:

с 14.06.2005 года по 24.06.2005 года, с 03.10.2005 года по 21.10.2005 года; с 27.02.2006 года по 19.03.2006 года; с 23.10.2006 года по 10.11.2006 года; с 19.03.2007 года по 08.04.2007 года; с 12.11.2007 года по 01.12.2007 года; с 28.04.2008 года по 17.05.2008 года и с 19.05.2008 года по 16.06.2008 года.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе города Самары назначить Карпук М.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения в УПФ - с 20 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья В.Б. Бойко