Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011 года г.о. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего: судьи Самчелеевой И.А.
при секретаре: Абдулловой К.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1015/2011 по иску Позднякова А.М., Поздняковой Н.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самара об установлении ежемесячной денежной выплаты как членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд, мотивируя тем, что они являются получателями назначенной на основании Федерального закона Российской федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 № 294 как члены семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей в размере 150 рублей каждый, согласно перечню категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, определенного законодательством Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-О-П льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, в соответствии с Законом СССР от 01. 08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7) на этих лиц были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12.01.1995 Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающими пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. При этом п. 3 ст. 11 указанного Федерального закона в редакции, действующий до 01.01.2005 предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, раннее установленные законодательством СССР не могут быть отменены без равноценной замены. С учетом указанных предписаний истцы до 01.01.2005 пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной Войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставляемых льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации на Российскую Федерацию как на социальное государство возложена обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения. Ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации запрещает издание законов отменяющих или умаляющих права граждан и обязывает основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющий единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Таким образом, отмена мер социальной защиты, установленных для участников Великой Отечественной войны в отношении истцов является нарушением Конституции Российской Федерации и норм действующего законодательства в сфере социальной поддержки населения.На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 7, 15, 55 Конституции Российской Федерации, ст. 44 Федерального закона от 25.08.2004 № 122-ФЗ, п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от. 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст.ст. 131, 132 ГПК РФ,Признать истцов Позднякова А.М. и Позднякову Н.А. членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары, установить истцам ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от. 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»,с 31.01.2008 года.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Колдов П.Л. поддержал исковые требования в полном объеме, просит суд восстановить сроки на обращение в суд. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Самары по доверенности Турукина И.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в ответе на обращение, кроме того, заявила о пропуске срока исковой давности для обращения в суд.
Представитель отдела военного комиссариата Самарской области по Кировскому и Красноглинскому районам г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой отечественной войны из числа военнослужащих.
Судом установлено, что согласно свидетельства о смерти, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, что подтверждается извещением г. (л.д. 10)
Судом установлено, что истцы являются родителями погибшего ФИО1 (л.д.22,23).
Согласно справки Военного комиссариата Самарской области, истцы пользовались льготами, установленными законодательством РФ для участников войны в соответствии с Законом СССР 01.08.1989г.«О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения.» Военным Комиссариатом Кировского района Позднякову А.М выдавалось удостоверение о праве на льготы ЖР № от 29.11.2001 года и талон вкладыш к нему, а также талоны на 50% скидку для проезда на железнодорожным транспорте, Поздняковой Н.А. выдавалось удостоверение о праве на льготы ЖР № от 08.01.1998 года а также талоны на 50% скидку для проезда на железнодорожным транспорте.
Судом установлено, что истцы обратились с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты ДД.ММ.ГГГГ года, 16.04.2010 года был получен отказ (л.д.11,12).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №-О-П ЕДВ, устанавливаемая женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей ФИО3 службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной Войны из числа военнослужащих, не может быть ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 23.1. ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной Войны. В выплатном деле ЕДВ имеется извещение о гибели сына истца в 1997г., т.е. нормы вышеуказанного закона на истцов не распространяются.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на истцов распространялись льготы, установленные для участников Великой отечественной войны.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы были заменены на ежемесячную денежную компенсацию.
Суд считает, что истцам следует назначить и соответственно пересчитать ЕДВ исходя из ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны с 31.01.2008 года.
Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной зашиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривали и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной зашиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п. б ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.012005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.
Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-Ф3 принят, согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека, и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах», установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской Федерации права и льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без их равноценной замены.
По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22,08.2004 №122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов, их семей по своей правовой природе она направлено на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсаций, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения (ст.7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П. В -
Таким образом, истцам, ранее до 01.01.2005 года пользовавшимся льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 1.08.1989 №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленной для участников Великой Отечественной войны.
Дата смерти погибших сыновей не имеет правого значения для определения размера ЕДВ. К тому же, согласно пп. 3 п. 4 ст. 23.1 Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 №122-ФЗ ЕДВ устанавливается для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего федерального закона, где не указана категория родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, суд считает требования истцов подлежащими удовлетворению,
Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2004г. № 78-0 установлено, что в случае, если в постановлении Конституционного суда не оговорены специальные условия вступления в силу постановления и порядок его исполнения действует общий порядок, предусмотренный Конституционным судом «О Конституционном суде РФ». Юридическим последствием решения Конституционного суда РФ о признании неконституционными акта или его отдельного положения с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Из чего суд делает вывод, что с момента вступления в силу Конституционного суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо другим способом. Таким образом, общий порядок, вытекающий из частей 1 и 3 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», является утрата силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными, с момента провозглашения постановления Конституционного суда РФ».
Определения Конституционного суда вступают в силу, по общему правилу, немедленно после его провозглашения, если порядок его вступления не определен в самом определении.
Поскольку при вынесении Определения от 04.04.2007 года №-О Конституционный суд Российской Федерации не установил какой-либо порядок и условия вступления его в силу, данное Определение вступило в силу 04.04.2007г., соответственно его нормы действуют с 04.04.2007г., что подтверждается также определением от 02.11.2006 года № 409-О Конституционного Суда РФ, где разъясняется правила вступления в силу определения Конституционного Суда от 04.04.2006г. №89-0, которым усмотрел нарушения аналогичных конституционных прав участников ВОВ из числа военнослужащих, указанных в п.п. «з» п.п. 1 п. 1 ст.2 Федерального Закона «О Ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин только в отношении мер социальной защиты, т.к. им ранее предоставлялись права и льготы инвалидов ВОВ по ст. 14.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования о перерасчете ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с 31.01.2008 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Позднякова А.М., Поздняковой Н.А. к ГУ Пенсионного фонда РФ по Кировскому району о перерасчете ежемесячной денежной выплаты, удовлетворить.
Обязать ГУ Пенсионного фонда РФ по Кировскому району назначить Позднякову А.М., Поздняковой Н.А. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет Позднякову А.М., Поздняковой Н.А. ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий : И.А. Самчелеева