№ 2-1581/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 30 марта 2011 г.

Кировский районный суд г. Самары в составе

председательствующего Родомакина И.А.,

при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1581/2011 по иску Исянбаевой Н.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары (ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары) о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Исянбаева Н.Л. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары:

о признании права на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, предусмотренное пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ;

обязании ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды:

с 15.06.1993 г. по 31.12.1996 г. работы в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 в МСЧ № 7;

с 22.04.1992 г. по 08.06.1993 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком 24.09.1990 года рождения, после достижения им 1,5 летнего возраста;

с 06.02.1989 г. по 03.03.1989 г.; с 04.09.2001 г. по 02.10.2001 г.; с 10.02.2004 г. по 09.04.2004 г.; с 17.02.2009 г. по 20.03.2009 г. нахождение на курсах повышения квалификации;

обязании ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в течении года за один год и шесть месяцев к периодам:

с 13.08.1990 г. по 12.12.1990 г. нахождения в отпуске по беременности и родам в период работы в должности медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии стационара Самарской областнойклинической больницы им. М.И. Калинина;

обязании ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары назначить Исянбаевой Н.Л. досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 12.08.2010 г.

Исковые требования мотивировала тем, что при обращении истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, истице не были засчитаны указанные периоды в специальный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

С решением комиссии ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г. Самары, изложенным в протоколе oт 12.11.2010 г. № 703, истица не согласна, так как указанные периоды работы необходимо включить в стаж, поскольку положения законодательства должны быть использованы в их системной связи в интересах гражданина. Ответчиком нарушено право истицы на получение трудовой пенсии по старости, гарантированное законодательством.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Исянбаевой Н.Л. в суд.

В судебном заседании истица и её представитель Вишневская М.В. поддержали исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель истицы пояснила, что согласно приказу Минздрава СПТУ № 29 в МЧС № 7 является лечебно профилактическим учреждением. Согласно штатным нормативам, заведующим может быть фельдшер-старшая медсестра. У истицы была специальность фельдшер, средний медицинский персонал имеет право на получение данного льготного периода. В списке постановления правительства № 81 имеется средний медицинский персонал есть фельдшер, заведующая здравпунктом. Истица была принята на данную должность и не переводилась с неё, она принята в 1993 г. и затем уволена с этой же должности, никуда не переводилась. Никем другим эти обязанности не исполнялись и лечебную деятельность осуществляла истица.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Кировскому району г. Самары Турукина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Самары по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии Исянбаевой Н.Л.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствия с п.3 ст.55 Конституции РФ права человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя нравственности и прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренным данным законом.

На основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 20 п. 1 ст. 27 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что в период с 15.06.1993 г. по 31.12.1996 г. истица, имея среднее медицинское образование, диплом и специальность фельдшера работала в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 в МСЧ № 7, реорганизованную в форме слияния с ММУ «Клиническая медико-санитарная часть № 3» в ММУ «Городская больница № 8» г. Самары.

В указанный период каких-либо переводов истицы на другую должность не осуществлялся, что подтверждается трудовой книжкой, справкой от 20.12.06 № 223, уточняющей занятость (л.д.8-10,33).

Осуществляемые истицей должностные обязанности соответствовали обязанностям заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера.

Фельдшерский здравпункт является лечебно-профилактическим подразделением в соответствии с приложением № 5, утверждённым Приказом Минздравмедпрома РФ от 23.09.1994 г. № 130 и Типовыми штатными нормативами городских поликлиник, входящих в состав медико-санитарных частей, утверждёнными приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982 г. № 999, а так же является структурным подразделением учреждения здравоохранения.

Фельдшерский здравпункт, в котором работала истица, входил в состав и находился на бюджете ММУ МСЧ № 7, работал под её руководством. Истица подчинялась главному врачу, находилась в штате данной медсанчасти, в бухгалтерии медсанчасти получала заработную плату. Фельдшерский здравпункт входил в состав ММУ МСЧ № 7 и работал как поликлиническое звено, согласно Положению о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденного Министерством здравоохранения СССР от 02.01.1948 г., так как находился в Строительном политехническом училище. Работа медицинских работников данного здравпункта заключалась в амбулаторном приёме работников и учащихся. Согласно штатным нормативам медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, входящих в состав городских больниц, утверждённых Приказом Минздрава СССР от 11.10.1982 г. № 999 в состав медицинского персонала фельдшерского здравпункта входит заведующий здравпунктом - фельдшер.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 в специальный трудовой стаж работников здравоохранения, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002 г. работа в должности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера медико-санитарных частей даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.

В период с 22.04.1992 г. по 08.06.1993 г. истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком, 24.09.1990 года рождения, после достижения им 1,5 летнего возраста.

Статьи 165 и 167 КЗоТ РСФСР (в редакции на 09.12.1971 г. и 19.11.1982 г.) не содержали в себе ограничения по зачёту в специальный трудовой стаж отпусков по уходу за детьми для назначения женщинам льготной пенсии.

Вышеназванными статьями закона было предусмотрено, что время частично оплачиваемых и дополнительных отпусков, предоставляемое женщине по уходу за детьми засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусматривалось, что с 01.12.1989 г. продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Отпуск по уходу за ребенком, 24.09.1990 года рождения, после достижения им возраста 1,5 лет был предоставлен истице с 22.04.1992 г., то есть до изменения ранее действовавшего законодательства.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Действующий закон в момент предоставления истице отпуска по уходу за ребёнком предоставлял право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.

Таким образом, в силу действующего в тот период законодательства, указанный период подлежал включению как в общий, так и специальный стаж работы истицы.

Права и свободы человека и гражданина, как предусматривает ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Поскольку у истицы возникло право на отпуск по уходу за ребёнком на условиях действовавшего до 06.10.1992 г. законодательства, то возникшее право не может быть ухудшено в результате последующего изменения законодательства.

В данном случае необходимо исходить из конституционного положения правовой определённости и предсказуемости законодательной политики государства в сфере социального обеспечения. Закон говорит о том, что участники правоотношений в сфере социального обеспечения должны быть уверены в том, что приобретённые ими на основании действующего законодательства права будут реализованы в будущем.

Учитывая изложенное, суд полагает, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 08.06.1993 г. должен быть включен в специальный трудовой стаж в календарном порядке.

В период с 13.08.1990 г. по 12.12.1990 г. истица находилась в отпуске по беременности и родам, работала в должности медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии стационара Самарской областнойклинической больницы им. М.И. Калинина.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определены виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относится и пособие по беременности и родам, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, (ранее виды пособия, в т. ч. по беременности и родам предусматривались в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждённом Постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г.).

В соответствии со ст. 255 ТК РФ пособие, выдаваемое женщинам в период нахождения в отпуске по беременности и родам, является пособием по государственному социальному страхованию. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждённого Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 (в редакции от 15.04.1992 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в ред. приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления ФСС России от 25.06.1996 г. № 66), служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как временная нетрудоспособность. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Применяя нормы данных Правил считаю, что данный период включается в специальный трудовой стаж в том же порядке исчисления, что и периоды работы. А согласно постановления Правительства РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 периоды работы работа среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационара засчитывается в специальный трудовой стаж в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.

На основании изложенного, суд полагает, что период с 13.08.1990 г. по 12.12.1990 г. подлежат включению в специальный стаж работы истицы в льготном порядке исчисления - год работы за один год шесть месяцев.

В периоды: с 06.02.1989 г. по 03.03.1989 г.; с 04.09.2001 г. по 02.10.2001 г.; с 10.02.2004 г. по 09.04.2004 г.; с 17.02.2009 г. по 20.03.2009 г. истица направлялась руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии с ФЗ от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Повышение квалификации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.2003 г. № 186. В период прохождения курсов повышения квалификации истица выполняла полный объем программы по теоретической и практической подготовке. Практическая подготовка осуществлялась на рабочем месте. После окончания курсов повышения квалификации выдавалось удостоверение (свидетельство) установленного образца.

В указанные периоды трудовые отношения истицы с учреждением не прерывались, за истицей сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Направление Исянбаевой Н.Л. на курсы повышения квалификации подтверждается соответствующими приказами работодателя, а также удостоверениями о повышении квалификации (л.д.23-25,26-27,45-47)

Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения истице досрочной трудовой пенсии оспариваемые периоды лечебной деятельности, поскольку на дату обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости12.08.2010 г. медицинский стаж истицы составил свыше 30 лет.

Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая, что истица имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, так как выработала необходимый 30-летний медицинский стаж работы, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исянбаевой Н.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию - удовлетворить.

Признать за Исянбаевой Н.Л. право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, предусмотренное пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды:

с 15.06.1993 г. по 31.12.1996 г. работы в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 в МСЧ № 7;

с 22.04.1992 г. по 08.06.1993 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком 24.09.1990 года рождения, после достижения им 1,5 летнего возраста;

с 06.02.1989 г. по 03.03.1989 г.; с 04.09.2001 г. по 02.10.2001 г.; с 10.02.2004 г. по 09.04.2004 г.; с 17.02.2009 г. по 20.03.2009 г. нахождение на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающий Исянбаевой Нафися Латыфовне право на досрочную трудовую пенсию, в течении года за один год и шесть месяцев к периоду:

с 13.08.1990 г. по 12.12.1990 г. нахождение в отпуске по беременности и родам в период работы в должности медицинской сестры в отделении сосудистой хирургии стационара Самарской областнойклинической больницы им. М.И. Калинина.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары назначить Исянбаевой Н.Л. досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 12.08.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение десяти суток со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 4 апреля 2011 г.

Председательствующий И.А. Родомакин