РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 апреля 2011 года Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего: Финютиной Н.В., при секретаре: Цилиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1911/11 по иску Агайдаров К.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Агайдаров К.М. обратился в суд с иском о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, в обоснование которого указывает, что 28.08.2010 г. истец обратился в УПФ РФ в Кировском районе г. Самара с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением № 755 от 26.11.2010 г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 мес. Основанием для такого решения послужило заключение комиссии Пенсионного фонда по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. С вынесенным решением Агайдаров К.М. не согласен. Считает, что на момент обращения имел необходимый стаж для льготного назначения трудовой пенсии по старости. Просит признать за Агайдаровым К.М. право на назначение досрочной пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды: с 22.03.1974 по 22.10.1974г., с 25.02.1977 по 05.03.1977г., с 13.10.1977 по 17.10.1977г., с 18.10.1977 по 13.01.1978г., с 14.01.1978 по 05.04.1978 г., c 06.04.1978 по 23.04.1978г., с 24.04.1978 по 01.04.1979 г., с 05.05.1979 по 10.02.1980г., с 08.04.1980 по 31.03.1981г., с 06.04.1981г. по 31.03.1983 г., с 20.04.1983 по 08.06.1983 г., с 12.06.1991 по 20.05.1994 г., а также обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Самары назначить Агайдарову К.М. досрочно пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд. В судебном заседании истец Агайдаров К.М. исковые требования уточнил и просил включить в специальный стаж для назначения пенсии следующие периоды: с 22.03.1974 по 22.10.1974 год - работы в должности машиниста-кочегара п/х «Краснодарец», с 13.10.1977 по 17.10.1977 - работы в должности моториста-матроса, с 18.10.1977 по 13.01.1978 - в качестве кочегара п/х «Беринг», с 06.04.1978 по 23.04.1978 - в качестве машиниста-матроса, с 24.04.1978 по 01.04.1979 г., с 05.05.1979 по 10.02.1980 г., с 08.04.1980 по 31.03.1981, с 06.04.1981 по 31.03.1983 г., с 20.04.1983 по 08.06.1983 г. - в качестве сменного помощника механика - помощника скипера. Просил уточненные исковые требования удовлетворить. Представитель УПФ РФ в Кировском районе по доверенности Турукина И.А. уточненные исковые требования не признала. Просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица ООО «Самарский кирпичный завод» в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 26.01.2011 года представитель Фроловский Г.Г. пояснял, что с 1990 года он работал начальником цеха №2 ООО «Инициатива», а потом предприятие было реорганизовано в ООО «Самарский кирпичный завод». Агайдаров К.М. был принят сначала садчиком, а потом его перевели выставщиком. Старые инструкции в архиве не сохранились. Они были утеряны при пожаре или при переезде. В архив ничего не передавалось. За этот период никаких подтверждающих документов нет. Фактически истец работал садчиком и выставщиком. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 28.08.2010 года Агайдаров К.М. обратился с заявлением в отдел назначения и перерасчета пенсий ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Самары с целью назначения досрочной пенсии. Протоколом №755 от 26.11.2010 года Агайдарову К.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, т.к. отсутствует необходимый для этого специальный стаж. В льготный стаж не были включены следующие периоды работы: - с 19.10.1971г. по 17.03.1972г., с 21.03.1972г. по 18.09.1973г. - в качестве рулевогоп/х «Краснодарец», поскольку данная должность не предусмотрена разделом XXX Транспорт п. 3 флот, плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) Списка № 2 от 22.08.1956г. № 1173; - с 22.03.1974г. по 22.10.1974г. - в качестве машиниста-кочегара п/х «Краснодарец», - с 18.10.1977г. по 13.01.1978г. - в качестве кочегара п/х «Беринг», т.к. вышеуказанным списком предусмотрены кочегары и старшие кочегары судов, работающих на жидком топливе. Согласно архивной справки от 25.10.2010г. № 3060, выданной ОАО «Волготанкер» данное условие не подтверждается; - с 13.10.1977г. по 17.10.1977г. - в качестве моториста-матроса т/х «Стрепет», - с06.04.1978г. по 23.04.1978г. - в качестве машиниста-матроса «НЗС-303», - с 24.04.1978г. по 01.04.1979г. - в качестве см.пом.механика-пом.шкипера «НБС-103», - с 05.05.1979г. по 10.02.1980г. - в качестве см.пом.механика-пом.шкипера «НБС-153», - с 08.04.1980г. по 31.03.1981г., с 06.04.1981г. по 31.03.1983г., с 20.04.1983г. по 08.06.1983г.- в качестве см.пом.механика-шкипера «НБС-183», поскольку должности матрос и пом.шкипера не предусмотрены разделом XXX Транспорт п.3 Речной флот, плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) Списка № 2 от 22.08.1956г. № 1173. Также вышеуказанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых 5 РФ», поскольку работа протекала на служебно-вспомогательных судах,а правом на льготное обеспечение пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 мес. в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25лет. - с 12.06.1991г. по 20.05.1994г.- в качестве рабочегопо производству кирпича в цехе № 2 ООО «Самарский кирпичный завод», т.к. данная должность Списком № 2 от 26.01.1991г. №10 не предусмотрена. Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в специальный стаж не могут быть засчитаны периоды нахождения: - накурсахс 25.02.1977г. по 05.03.1977г., с 14.01.1978г. по 05.04.1978г.; - отстойс 11.02.1980г. по 07.04.1980г., с 01.04.1981г. по 05.04.1981г., с 01.04.1983г. по 19.04.1983 г. По представленным документам специальный стаж составляет 1 год 2 месяца 10 дней (л.д.16-17). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным законом. Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, предусмотренного законом, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Как усматривается из трудовой книжки Агайдаров К.М. работал в качестве машиниста-кочегара в период с 22.03.1974 по 22.10.1974 года на п/х «Краснодарец» (л.д.7). Суд считает, что отказ Пенсионного фонда во включении в льготный стаж работы периода с 22.03.1974 по 22.10.1974 года работы в должности машиниста-кочегара на п/х «Краснодарец» незаконным по следующим основаниям. Согласно архивной справки от 09.02.2010 года №321-К Агайдаров К.М. работал в плавсоставе полную рабочую неделю, полный навигационный период. П/х «Краснодарец», п/х «Беринг», п/с «Стрепет» относились к служебно-вспомогательным судам транспортного флота. К судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения не относились. «НЗС-303» (нефтезачистная станция) относилась к судам служебно-вспомогательного флота, постоянно работающим на акватории порта. К судам служебно-разъездным, рейдовым, пригородного и внутригородского сообщения не относились. «НБС-103», «НБС-153», «НБС-107», «НБС-183» (нефтебункеровочная станция) относились к судам служебно-вспомогательного флота, постоянно работающим на акватории порта. К судам служебно-разъездным, рейдовым, пригородного и внутригородского сообщения не относились (л.д.11-15). В случае, если работа протекала до 01.01.1992г., правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2, утвержденному постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, раздел XXX п.3., пользуется машинная команда судов служебно-вспомогательного флота: кочегары и старшие кочегары судов, работающих на жидком топливе, механики и их помощники, машинисты, старшие машинисты, мотористы, старшие мотористы, электромеханики и их помощники. Работа по совмещаемым должностям машинного и палубного состава не лишала права на льготное пенсионное обеспечение (письмо Управления организации труда и заработной платы Министерства речного флота РСФСР от 22.08.1984г. № 21-4-19 и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.12.1983г. №308/25-67), т.е.: - механик-шкипер (механик - машинный состав, шкипер - палубный состав); - механик-сменный капитан (механик - машинный состав, сменный капитан - командный состав); - моторист-матрос (моторист - машинный состав, матрос - палубный состав) пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение наравне с должностями, прямо предусмотренными Списком №2 от 22.08.1956г. Если основная профессия или должность не предусмотрена Списком, а совмещаемая предусмотрена, то вопрос о льготном пенсионном обеспечении может быть решен положительно. В связи чем, такие профессии как рулевой-моторист; шкипер-механик; капитан-механик, сменный капитан-первый помощник механика и т.д. пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 от 22.08.1956г. Постановлением от 27 декабря 1983 г. N 308/25-67 дополнен п.7 разъяснения Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" абзацем следующего содержания: "За рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания". Таким образом, при решении вопроса о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы истца в совмещаемых должностях, наименование которых не предусмотрено Списками, приоритет отдается первой должности. Таким образом, суд считает, период с 22.03.1974 по 22.10.1974 года работы истца в должности машиниста-кочегара на п/х «Краснодарец» подлежит включению в льготный стаж Агайдарова К.М. Период с 13.10.1977 по 17.10.1977 г. работы Агайдарова К.М. в должности моториста-матроса также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в указанный период основная должность, в которой работал Агайдаров К.М. - моторист - входит в Список должностей, работы в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. С 18.10.1977 по 13.01.1978 г. Агайдаров К.М. работал в качестве кочегара п/х «Беринг», что подтверждается записью в трудовой книжке. Работа в данной должности также дает Агайдарову К.М. право на включение данного периода в льготный стаж, поскольку согласно справки работы в должности кочегара протекала на суднах, работающих на жидком топливе, что подтверждается сообщением от 31.03.2011 года Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра. Судно «Беринг», регистровый №24936, проект №730, 1956 года постройки по типу и назначению являлся «буксирным пароходом» с главной машиной «Паровая вертикальная машина тройного расширения марки «ПМ-2», род топлива - мазут. Числится за судовладельцем «Волжское нефтеналивное речное пароходство «Волготанкер» (Куйбышевское районное управление). Судно «Краснодарец», регистровый №16580, б/проекта, 1948 года постройки по типу и назначению являлся «буксирным пароходом». Числился за судовладельцем «Волжское нефтеналивное речное пароходство «Волготанкер» (Куйбышевское районное управление) (л.д.64). В связи с изложенным, суд считает возможным включить в льготный стаж работы истца вышеуказанный период. С 06.04.1978 по 23.04.1978 г. Агайдаров К.М. работал в качестве машиниста-матроса. В связи с тем, что при решении вопроса о включении периода работы по совмещаемой должности приоритет отдается первой должности (т.е. в данном случае учитывается работа в должности машиниста), суд считает, что данный период также подлежит включению в льготный стаж, поскольку работа в указанной должности предусмотрена по Списку №2, утвержденному постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 года №1173. С 24.04.1978 по 01.04.1979 г., с 05.05.1979 по 10.02.1980 г., с 08.04.1980 по 31.03.1981, с 06.04.1981 по 31.03.1983 г., с 20.04.1983 по 08.06.1983 г. - периоды работы в качестве сменного помощника механика - помощника шкипера. Данные периоды также подлежат включению в льготный стаж Агайдарова К.М., поскольку работа в должности механика дает право на включение периода работы в указанной должности в льготный стаж. Таким образом, суд считает возможным исковые требования Агайдарова К.М. удовлетворить и включить в льготный стаж работы вышеуказанные периоды. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Агайдаров К.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить. Включив в специальный стаж работы Агайдаров К.М. следующие периоды: - с 22.03.1974 года по 22.10.1974 год - работа в должности машиниста-кочегара п/х «Краснодарец», - с 13.10.1977 года по 17.10.1977 год - работы в должности моториста-матроса, - с 18.10.1977 года по 13.01.1978 год - в качестве кочегара п/х «Беринг», - с 06.04.1978 по 23.04.1978 - в качестве машиниста-матроса, - с 24.04.1978 по 01.04.1979 г., с 05.05.1979 по 10.02.1980 г., с 08.04.1980 по 31.03.1981, с 06.04.1981 по 31.03.1983 г., с 20.04.1983 по 08.06.1983 г. - в качестве сменного помощника механика - помощника шкипера. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено: 18.01.2011 г. Председательствующий: Н.В.Финютина