№ 2-1891/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара 5 мая 2011 г.

Кировский районный суд г. Самары в составе

председательствующего Родомакина И.А.,

с участием помощника прокурора Кировского района г. Самары Слива Г.Ю.,

при секретаре Кирьяновой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1891/2011 по иску прокурора Кировского района г. Самары, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 101, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара и Департаменту управления имуществом городского округа Самара об устранении нарушений законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г. Самары, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 101 с углубленным изучением отдельных предметов, имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича городского округа Самара (далее - школа № 101), Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара, с учётом последующих уточнений:

об обязании школы № 101 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить департаменту образования администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер);

обязании администрации г.о. Самара, департамента образования администрации г.о. Самара и департамента управления имуществом г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с представленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния здания школы № 101 в соответствии с требованиями законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Кировского района г. Самары проведена проверка в школе № 101 исполнения требований законодательства при организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В ходе проверки установлено, что в школе № 101 отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы, установленные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Законом «Об образовании».

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал уточнённые исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - школы № 101 Макаров К.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что стрелковый тир в школе имеется, школа должна проводить теоретические занятия, а не практические. Оружие для стрельбы в тире в школе отсутствует. С учащимися проводятся полевые сборы, средства на закупку оружия для тира отсутствуют. Смета на тир не составлялась и не направлялась в департамент образования администрации г.о. Самара. Предоставил суду прайс-лист на оборудование, пояснив, что названное оборудование имеется только в г. Москве. Установка электронного тира рекомендована для школ. Оборудование не приобретено, поскольку такие денежные средства не заложены в смете, средств у школы на приобретение оборудования для тира не имеется. О выделении средств на закупку оружия для тира в школу не ходатайствовали, так как в школе протекла кровля, поэтому ходатайствовали о выделение средств на ремонт кровли, как неотложного мероприятия. Полагает, что военно-полевые сборы достаточны для военной подготовки школьников, они проводятся раз в год, длительностью три дня для старшеклассников и могут проводиться на базе школы либо войсковой части, где школьники знакомятся с оружием.

Представители ответчика - администрации г.о. Самара Парфенова Ю.А., Фитчина А.О. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика - Департамента образования администрации г.о. Самара Ставицкий П.Г. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что в приказе министерства обороны от № 96/134 и в приложение к нему утверждены нормативы по пособиям по НВП в образовательных учреждениях, в него не входит стрелковое оружие для оснащения образовательного учреждения. Школы финансируются из бюджета городского округа Самара и из регионального бюджета на образовательный процесс, в год выделяется 600 руб. на каждого учащегося, школа сама решает, на что потратить денежные средства. Тир и оружие - это организация учебного процесса, которое финансируется из средств регионального бюджета. Школа может самостоятельно решить вопрос о покупке электронно-стрелкового тренажера. Департамент образования администрации г.о. Самарак данному вопросу не имеет отношение.

Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самара Меренкова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г.Самара проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ № 101 законодательства об образовании. Проверкой установлено, что в МОУ СОШ № 101 отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закона РФ «Об образовании».

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.ст.11 ФЗ № 53-Ф3 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Согласно ст.12 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с Приказом министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

В соответствии с п. 13 Приказа министра обороны РФ № 96, Минобнауки № 134 от 24.02.2010 года обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. П.14 вышеуказанного Приказа установлено, что в образовательных учреждениях создается и постояло совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В соответствии со ст.51 ФЗ РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Ст.31 ФЗ РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.66 Устава г.о.Самара Самарской области к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относятся: составление бюджета г.о.Самары и необходимых документов, предусмотренных бюджетным кодеком РФ и муниципальными правовыми актами г.о.Самара, подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о.Самара на текущий финансовый год.

Непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей
бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о. Самара.

Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым функциональным
органом Администрации г.о. Самары, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений (п.1.1 Положения о Департаменте образования Администрации г.о. Самара).

В соответствии с п.1.5 Устава МОУ СОШ № 101 г.о. Самара, учредителем школы является
Департамент управления имуществом г.о. Самара. (л.д.7-10).

Судом установлено, что 16.03.1995 г. Комитет по земельной реформе г. Самары выдал школе № 101 Свидетельство № 202343 о праве постоянного пользования земельным участком, площадью 1,66 га, расположенным по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, д. 319. Свидетельство выдано на основании постановления администрации г. Самары от 19.09.1994 г. № 1356.

18.03.2003 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и школой № 101 заключен договор № 000224О о порядке использования муниципального имущества, закреплённого за образовательным учреждением на праве оперативного управления (л. д. 61-62).

Распоряжением руководителя департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.11.2007 г. № 949 утверждён проект границ земельного участка, площадью 16837,0 кв. м, относящегося к землям населённых пунктов, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, д. 319.

Поскольку наличие оружие для стрельбы по мишеням в тире является неотъемлемой частью тира, обеспечивающей его функционирование в качестве такового, отсутствие данного оружия в МОУ СОШ № 101 свидетельствует о невыполнении требований законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе в части получения обучающимися гражданами навыков начальной военной подготовки.

В судебном заседании было установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № 101 г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения из-за отсутствия денежных средств, смета расходов на оборудование тира либо закупку электронного тира не составлялась.

Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей, иных законных представителей), лиц, желающих обучаться в МОУ СОШ № 101 г.о. Самара, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары, действующего в интересах неопределённого круга лиц, - удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 101 городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с представленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 101 городского округа Самара в соответствии с требованиями законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение десяти суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 10 мая 2011 г.

Председательствующий И.А. Родомакин