РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Самара 6 мая 2011 г. Кировский районный суд г. Самара в составе председательствующего Родомакина И.А., при секретаре Кирьяновой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2313/2011 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области), действующего в интересах неопределённого круга потребителей, к ООО «МП Энергия» о признании противоправными действий по заключению договоров управления многоквартирным домом без обязательной информации для потребителей и прекращении противоправных действий, УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Самарской области, действующее в интересах неопределённого круга потребителей, обратилось в суд с иском к ООО «МП Энергия», с учётом последующих уточнений: о признании действий ООО «МП Энергия», выразившихся в заключении договоров управления многоквартирным домом без обязательной информации для потребителей, противоправными; обязании ООО «МП Энергия» прекратить указанные действия, путём включения в договор управления многоквартирным домом обязательной информации для потребителей: адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации. Исковые требования мотивировало тем, что в ходе административного расследования, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Самарской области на основании обращения потребителя Еглашкина Артёма Николаевича от 13.01.2011 г. установлено, что в договоре управления многоквартирным домом от 10.10.2010 г. заключенном между ООО «МП Энергия» и собственником жилого помещения - А., проживающим по <адрес>, отсутствует информация для потребителей, а именно: адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации. Данное обстоятельство нарушает требования Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд. В судебном заседании представитель истца Мустафин Р.Р. поддержал исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Гончарова Л.М. в судебном заседании не признала исковые требования по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.06 и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в части установления условий договора управления многоквартирным домом помимо перечисленных в ст.162 ЖК РФ, противоречат ЖК РФ и не могут применяться. Кроме того, истец не учитывает положения постановления Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г. о стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирным домом. Договора управления многоквартирным домом, которые составляет ООО МП "Энергия", являются типовыми. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством РФ. На основании ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области -территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Согласно ст.162 ч.2,4 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила). В соответствии с п.1 Правил, указанным нормативным актом регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно п.3 Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; В силу п.п. "п" п.49 Правил, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: …адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информацию о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей). Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведено административное расследование на основании обращения потребителя А. от 13.01.2011 г. по вопросу отсутствия обязательной информации в договоре управления многоквартирным домом заключенного между ООО «МП Энергия» и собственником жилого помещения - А. (л. д. №). В ходе административного расследования установлено, что в договоре управления многоквартирным домом от 10.10.2010 г. заключенном между ООО «МП Энергия» и собственником жилого помещения - А., проживающим по <адрес>, отсутствует информация для потребителей, а именно: адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации. За допущенное нарушение юридическое лицо - ООО МП "Энергия" постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 09.03.11 № привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Указанное постановление от 09.03.11 ответчиком не обжаловалось. Согласно договору управления многоквартирным домом от 10.10.10, заключенным между ООО МП "Энергия" и А., в договоре отсутствует обязательная информация для потребителей, предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг (л.д.№). Аналогичные договоры заключены ООО МП "Энергия" с другими собственниками жилых помещений на оказание услуг и выполнению работ по управлению многоквартирным домом. Принимая во внимание, что в договорах управления многоквартирным домомотсутствует информация для потребителей, предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг, и учитывая, что потребителями, кроме собственников жилых помещений и членов их семей, могут быть иные граждане, заключившие с собственниками договор найма жилого помещения или договор безвозмездного пользования, либо по иным законным основаниям, то есть неопределенный круг лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению. Доводы ответчика о том, что перечень условий договора управления многоквартирного дома, указанный в ст.162 ЖК РФ является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, в связи с чем "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 в части установления дополнительных условий договора управления многоквартирным домом являются недействительными, несостоятельны, поскольку в ст.162 ЖК РФ отсутствует указание о том, что перечень условий договора управления многоквартирного дома является закрытым. Кроме того, п.49 Правил, предусматривающий обязанность управляющей организации указывать в договоре информацию, изложенную в требованиях истца, недействительным не признан. Ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" также несостоятельна, так как, в соответствии с ч.10 ст.161 ЖК РФ и п.1 "Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", указанные стандарты устанавливают требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, то есть не регламентируют условия и содержание договора управления многоквартирным домом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) удовлетворить. Признать действия ООО «МП Энергия», выразившиеся в заключении договоров управления многоквартирным домом без обязательной информации для потребителей, - противоправными. Обязать ООО «МП Энергия» прекратить противоправные действия, выразившиеся в заключении договоров управления многоквартирным домом без обязательной информации для потребителей, путём включения в договор управления многоквартирным домом обязательной информации для потребителей: адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации. Обязать ООО МП "Энергия" в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение суда изготовлено в окончательной форме 11 мая 2011 г. Председательствующий И.А. Родомакин