РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30.05.2011 года г. Самара Кировский районный суд г.Самары в составе: председательствующего Бойко В.Б., при секретаре Нуйкиной Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2999/11 по заявлению Яковлева А.В. об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, УСТАНОВИЛ: Яковлев А.В. в заявлении просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению Яковлева А.В. № 14/15577 от 09.11.2009 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 590 кв.м. под садоводство и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по его заявлению № 14/15577 от 09.11.2009 года. Требования мотивированы следующим:Яковлев А.В. в 2009 году подал письменное заявление в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность ему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 590 кв.м., под садоводство.Его заявление было зарегистрировано в Министерстве 09.11.2009 года за номером 14/15577 (в электронной базе входящих документов). К его заявлению был приобщен полный пакет необходимых документов.Министерство незаконно и необоснованно проявило бездействие при рассмотрении его заявления, в результате которого нарушено его право на предоставление земельного участка, по следующим основаниям и мотивам.Заявление было подано им в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле».В соответствии с ч.2 ст. 15 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.Согласно п. 1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.Для этого указанные органы обязаны:принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дляцелей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ).В указанном в пункте настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п.4 ст.34 ЗК РФ).Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п.5 ст.34 ЗК РФ).Согласно п.3 ч.2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: - для садоводства.Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года №74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков.Согласно п.2.1 указанного выше Порядка от 21.06.06 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены.Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям (п.2.3 Порядка).Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.В трехдневный срок с момента принятия заявления о предоставлении земельного участка департамент направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении сучетом зонирования территорий и целевого назначения земель (п.2.4 Порядка). В недельный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения (п.2.5 Порядка).В случае получения министерством мотивированного заключения о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, министерство в трехдневный срок направляет гражданам и юридическим лицам уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (п.2.6 Порядка).Однако, до настоящего времени какое-либо решение по результатам рассмотрения его заявления №14/15577 от 09.11.2009 министерством не принято.В нарушение указанных выше требований действующего законодательства министерство допустило незаконное и необоснованное бездействие, выразившееся в том, что в установленный срок не приняло решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка и не направило его заявителю. При этом, уведомление об отказе в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка Министерством также направлено не было.Допущенное Министерством нарушение его права на предоставление ему земельного участка, должно быть устранено в полном объеме путем принятия Министерством решения о предоставлении ему указанного выше участка земли. В судебном заседании заявитель Яковлев А.В., и его представитель Филюк В.П. заявленные требования поддержали в полном объеме. Суду пояснили, что изначально участок был свободным, потом выяснилось, что участок принадлежит другому лицу, Министерство предложило другой участок, заявитель сделал геосъемку, и все равно все безрезультатно. Последнее письмо заявителем было получено 21.03.2011г., решение не принято до сих пор. Обнаружилось, что смежный земельный участок предоставлен другому Яковлеву П.А., заявление которого зарегистрировали на 10 дней позднее, чем Яковлеву А.В. Они считают, что они обратились с заявлением и всеми документами, которое было зарегистрировано 09.11.2009г. И вся переписка была от этой даты. Яковлев П.А. обратился позже на 10 дней 19.11.2009 г. его заявление зарегистрировано за номером 12-1/4118\09. С 09.11.2009г. не принято решение и не дан отказ. Уточнили заявление, просили считать. что Министерством имущественных отношений проявлено бездействие по непринятию решения по заявлению Яковлева А.В. №12-1/4006/09 в электронной базе от 09.11.2009 г. Заинтересованное лицо представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Отзыва на иск не представил. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК PФ могут быть оспорены действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Самарской области ”О земле” от 11.03.2005 г. № 94-ГД предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Пунктом 2 статьи 34 Земельного Кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ. В пункте 4 статьи 34 Земельного Кодекса РФ закреплено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно п. 3 ч.2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: - для садоводства. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков.Согласно п.2.1 указанного выше Порядка от 21.06.06 граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены.Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям (п.2.3 Порядка).Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. В трехдневный срок с момента принятия заявления о предоставлении земельного участка департамент направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении сучетом зонирования территорий и целевого назначения земель (п.2.4 Порядка). В недельный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения (п.2.5 Порядка). В случае получения министерством мотивированного заключения о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения, министерство в трехдневный срок направляет гражданам и юридическим лицам уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (п.2.6 Порядка). 21.03.2011 года Министерством имущественных отношений Самарской области был подготовлен ответ, согласно которому заявитель обратился в Министерство с заявлением от 12.10.2009 (входящий номер 14/15577) о предоставлений в собственность бесплатно земельного участка., расположенного по адресу: <адрес>, площадью 590,00 кв.м., под садоводство, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области: от 11.03.2005 N 94-ГД «О земле», которая предусматривает оформление земельных участков в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в данной статье, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. Для обеспечения принятия законного и обоснованного решения министерством были направлены обращения в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Вместе с тем, Министерство имущественных отношений Самарской области в предусмотренный законом двухнедельный срок не приняло решение по заявлению Яковлева А.В. о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке, в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, о чем заявитель был уведомлен письмами от 20.11.2009, 09.06.2010, 24.06.2010. После сбора необходимой для принятия решения информации и в соответствии со ст. 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации 23.07.2010 министерством было направлено обращение в департамент об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, о чем он так же был уведомлен письмом от 23.07.2010 № 12-1/4006/09. В ответ на данное обращение 12.10.2010 в министерство из департамента поступило заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, по которому департаментом принято распоряжение от 02.07.2009 № РД-134 об утверждении схемы расположения земельного участка. В связи с поступлением в министерство от заявителя копии плана границ земельного участка с уточненными координатами земельного участка, министерством было повторно направлено обращение в департамент об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением нового плана, о чем заявитель был уведомлен письмом от 13.11.2010 № 12-1/4006/09.В ответ на повторное обращение в министерство из департамента поступило письмо (№ СП-9/5026-1-1 от 19.01.2011) с информацией о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельных участков, по которым департаментом приняты распоряжения от 02.07.2009 № РД-134 и от 17.09.2010 № РД-805 об утверждении схем расположения земельных участков. Вместе с тем, министерством рассматривалось обращение Яковлева П.А., которое поступило 09.10.2009 (входящий номер 14/15519), о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 323,79 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства. В результате проведенной работы департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара была утверждена схема расположения испрашиваемого Яковлевым П.А. земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно пункту 3.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждение постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении данного земельного участка первым (л.д. 8-10). В судебном заседании установлено, что Яковлевым А.В. было подано заявление о предоставлении земельного участка 09.11.2009 года, тогда как Яковлевым А.П. заявление было подано 19.11.2009 года, то есть позднее. Министерство имущественных отношений Самарской области в предусмотренный законом двухнедельный срок не приняло решение по заявлению Яковлева А.В. о предоставлении земельного участка в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению Яковлева А.В. №12-1/4006/09 от 09.11.2009 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 590 кв.м., под садоводство. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Яковлева А.В. №12-1/4006/09 от 09.11.2009 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 590 кв.м., под садоводство в двухнедельный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение 10 дней. Председательствующий судья В.Б. Бойко