о признании незаконным решения, включение периодов в специальный стаж, признании права на пенсию за выслугу лет, назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи - Рандиной О.В.,

при секретаре                              - Степановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2503/11 по иску Сиразева М.И. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании незаконным решения, включение периодов в специальный стаж, признании права на пенсию за выслугу лет, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возобновлении выплаты пенсии по выслуге лет и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сиразев М.И. обратился в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании незаконным решения, включение периодов в специальный стаж, признании права на пенсию за выслугу лет, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возобновлении выплаты пенсии по выслуге лет и перерасчете пенсии мотивируя свои требования тем, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда в Кировском районе г. Самары от 2.04.2010 года № 195 необоснованно исключены из специального стажа истца периоды работы с 1.01.1978 года по 1705.1981 года, с 18.05.1981 года по 29.05.1983 года, с 1.08.1983 года по 2.07.1984 года, с 3.10.1984 года по 28.05.1985 года, с 29.05.1985 года по 31.03.1994 года. Дополнением комиссии ГУ УПФ в Кировском районе г. Самары № 359 от 18.06.2010 года к решению ГУ УПФ РФ № 195 от 2.04.2010 года необоснованно прекращена с 1.07.2010 года выплата установленной истцу в 1994 году досрочной пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого стажа в 25 лет. В этом же решении указано, что трудовая пенсия по старости истцу назначена по достижении им возраста 60 лет - с 23.07.2007 года. Считает, что решения комиссии являются незаконными и необоснованными. Досрочная пенсия по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава истцу была назначена пожизненно в 1994 году как работнику летно-испытательного состава на основании п. 3 п.п. «а» Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года № 384 в редакции Постановления Правительства РФ от 12.08.1992 г. № 577 (далее- Положение), при наличии у него требуемого специального стажа 25 лет. Решения комиссии были основаны на акте проверки документов от 22.01.2010 года. Проверка была проведена спустя более 10 лет со времени назначения ему пенсии. Как указано в акте, полетные листы за 1974-1981 года списаны. Также отмечено, что в акте описаны только те документы, которые представлены работодателем. Несмотря на неполноту проверенных документов, а также на то, что в проверенных полетных листах истец включен в состав экипажа как ведущий инженер, ответчик без должных оснований счел, что пенсия за выслугу лет ему назначена необоснованно. Ответчик не учел того, что пенсия назначалась государственной пенсионной службой много лет назад, все периоды его работы были проверены с учетом летной книжки, свидетельства ведущего инженера по летным испытаниям, полетных листов и включены в его специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 2 года стажа согласно п.п. «а» п. 3 Положения. В период работы с 1.01.1978 года по 17.05.1981 года, с 18.05.1981 года по 29.05.1983 года с 1.08.1983 года по 2.07.1984 года с 03.10.1984 года по28.05.1985 года с 29.05.1985 года по 31.03.1994 год он работал на Куйбышевском авиационном завода в должностях летно-испытательного состава, входил в состав штатных летных экипажей, ежегодно участвовал в летных испытаниях, что подтверждается его летной книжкой, в которой за каждый проработанный год по месяцам отражен налет часов (испытательный) по типам самолетов, по времени суток совершения испытательных полетов и в качестве кого он принимал участие в полетах, а также общий налет часов за год, а также полетными листами. В июне 1978 года он участвовал в качестве бортмеханика-испытателя в испытательном полете на ТУ-154 в течение 2 час. 45 мин. Аналогичные записи имеются в летной книжке за период с 1978 г. по 1994 год. Все записи произведены в соответствии с правилами ведения летной книжки, заверены подписями надлежащих должностных лиц и печатью предприятия, на котором истец работал - Куйбышевского авиационного завода. Согласно п. 3.2. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министров соцобеспечения РСФСР от 4.10.91 г. № 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионной обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работающих в авиации и летно-испытательного состава подтверждается для работников летного и летно-испытательного состава -летной книжкой. Полетный лист № 60 за 1984 год подтверждает участие истца в испытательном полете продолжительностью 1 час 35 минут. В каждом полетном листе он указан в составе экипажа самолета в испытательном полете в качестве ведущего инженера. На оборотной стороне листа отмечено время каждого испытательного полета. Участие истца в испытательных полетах на самолетах типа ТУ-154 с 1978 по 1994 годы подтверждается также другими полетными листами и приказами о назначении его членом экипажа на самолеты ТУ-154. Из летной книжки, полетных листов и приказов следует, что он непосредственно участвовал в испытательных полетах в составе экипажа в качестве ведущего инженера по летным испытаниям. Неточная запись должностей в трудовой книжке без указания слова «испытатель» оговорена в пояснительной записке генерального директора управляющей организации ООО «Авиакор - Самарский авиационный завод» Гусева А. В. от 8.04.2011 года, подтверждающей, что он выполнял работу, соответствующую должностям бортмеханика-испытателя, ведущего инженера по летным испытаниям, непосредственно принимал участие в испытательных полетах на самолетах ТУ-154 в составе штатного летного экипажа на штатном рабочем месте в период с 18.02.1978 года по июнь 1994 год. Весь период его работы с 1978 по 1994 годы подлежит включению в его специальный летно-испытательный стаж, как работнику летно-испытательного состава в льготном исчислении 1 год работы за 2 года. Специальный летно-испытательный стаж составляет более 25 лет, и он имеет право на досрочную пенсию за выслугу лет с 1994 года. Ссылка ответчика на отсутствие допуска к полетам опровергается имеющейся копией приказа № 758 от 11.09.1978 года Куйбышевского авиационного завода «О допуске к полетам». На основании данного приказа он был допущен к участию в испытательных полетах в качестве помощника ведущего инженера. В свидетельстве ведущего инженера по летным испытаниям имеются все отметки о продлении срока действия свидетельства. Свидетельство ведущего инженера по летным испытаниям выдано 29 мая 1985 года на основании приказа МАП за № 45 от 30 января 1984 года. Он имел и имеет право на досрочную пенсию по выслуге лет, назначенную ему досрочно, как работнику летно-испытательного состава со специальным стажем не менее 25 лет, пенсию по старости. На основании изложенного просит суд признать незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары № 195 от 2.04.2010 г. и № 359 от 18.06.2010 года. Включить в специальный стаж по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава периоды работы на Куйбышевском авиационном заводе: с 1.01.1978 года по 17.05.1981 года, с 18.05.1981 года по 29.05.1983 года, с 1.08.1983 года по 2.07.1984 года, с 03.10.1984 года по 28.05.1985 года, с 29.05.1985 года по 31.03.1994 года в должностях бортмеханика - испытателя и ведущего инженера по летным испытаниям. Признать его право на досрочную пенсию по выслуге лет как работника летно-испытательного состава со дня её назначения в 1994 году. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 1.01.2010 года, возобновить выплату пенсии по выслуге лет с июля 2010 года, произвести перерасчет причитающейся ему пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истец и его представитель уточнили исковые требования, просят признать за Сиразевым М.И. право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г. Включить в специальный стаж по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава периоды работы на Куйбышевском авиационном заводе с 18.02.1978 года по 17.05.1981 года, с 18.05.1981 года по 31.12.1982 года, с 01.01.1984 года по 2.07.1984 года, с 03.10.1984 года по 28.05.1985 года, с 29.05.1985 года по 31.03.1994 года в должностях бортмеханика - испытателя и ведущего инженера по летным испытаниям на основании Постановления Совмина РСФСР от 05.07.1991 № 384 в редакции от 02.11.2009 «О порядке назначении и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» п. 3 подпункта а. Восстановить выплату пенсии по выслуге лет назначенной по ст. 79 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» № 340 от 20.11.1990 с 01.07.2010 года. Произвести перерасчет пенсии с учетом назначенной и выплаченной пенсии.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, суду пояснила, чтосогласно списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459 с последующими изменениями и дополнениями, в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летного состава, не могут быть засчитаны следующие периоды работы- с 18.02.1978 г. по 17.05.1981г. - в должности бортмеханика в цехе № 95 Куйбышевского авиационного завода, поскольку вышеназванным списком предусмотрены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, т.к. в ходе целевой документальной проверки не подтверждено, что работа протекала в составе штатного летного экипажа. Кроме того, списком должностей членов летного экипажа воздушных судов поименованы бортовые механики корабля, воздушного судна, самолета, вертолета;с 18.05.1981г. по 29.05.1983г., с 01.08.1983г. по 02.07.1984г. и с 03.10.1984г. по 28.05.1985г. в должности ведущего инженера, ведущего инженера по летным испытаниям в цехе № 95 Куйбышевского авиационного завода, предусмотрены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, так как в ходе целевой документальной проверки не подтверждено, что работа протекала в составе штатного летного экипажа, кроме того названные должности не поименованы в списке должностей членов летного экипажа воздушных судов. Согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. № 384, в редакции постановления Правительства от 02.11.2009г. №888 в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летно-испытательного состава не могут быть засчитаны периоды работы в льготном порядке исчисления по п.п.а п.3 Положения № 384 с 29.05.1985 г. по 31.03.1994 г. - в должности ведущего инженера по летательным аппаратам в цехе № 95 Куйбышевского авиационного завода, поскольку в ходе целевой документальной проверки не подтверждено, что работа протекала в составе штатного летного экипажа, что прямо предусмотрено п.п.а п. 3 Положения №384.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 27.1 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

В силу ст. 7.2 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ в редакции ФЗ № 213-ФЗ от 24.07.2009г. О государственном пенсионном обеспечении в РФ» граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п.п.8 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ в редакции ФЗ № 213-ФЗ от 24.07.2009г. О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии п.п. «а» п.3 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:

летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели.

При исчислении сроков выслуг лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается 1 год в должностях, указанных в п.п.а п.3 Положения -за 2 года стажа при наличии испытательных полетов независимо от их количества и продолжительности.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991г. №190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначении пенсий в РСФСР.

Согласно п.3.2 Положения специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно - испытательного состава, подтверждается:

для работников летного и летно - испытательного состава - летной (парашютной) книжкой.

При отсутствии летной книжки налет часов устанавливается по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Занятость отдельных работников летно - испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам предприятий (объединений) и организаций с указанием документальных оснований (приказов, отчетов о выполнении задания и др.).

Судом установлено, 24.12.2009г. Сиразев М.И. обратился с заявление в ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Самары о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ2 от 17.12.2001г. №173 ФЗ и ст.7.2 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.(в редакции ФЗ от 24.07.2009г. №312-ФЗ).

Согласно решению комиссии ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Самары по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №02.04.2010г.№195 истцу не засчитаны в специальный стаж:

  1. дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летного состава период работы с 01.01.1978г. по 15.05.1981г.;
  2. дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летно-испытательного состава - в льготном порядке исчисления по п.п. «б» п.3 Положения №384 периоды работы с 18.05.1981г. по 29.05.1983г., с 01.08.1983г. по 02.07.1984г. и с 03.10.1984г. по 28.05.1985г.; в льготном порядке исчисления по п.п.а п.3 Положения №384 период работы с 29.05.1985г. по 31.03.1994г. (т.1 л.д.10-13).

Указанные периоды работы были исключены, поскольку документально не подтверждена работа истца в составе штатного летного экипажа, должность не поименована Списком должностей летного экипажа воздушных судов, отсутствии свидетельства о допуске проведения летных испытаний.

Согласно трудовой книжки Сиразев М.И. с 08.01.1974г. по 01.07.1994г. работал на Куйбышевском Авиационном заводе инженером-испытателем, ведущим инженером по летательным аппаратам, ведущим инженером-испытателем по самолетам и двигателям (т.1 л.д.188-187).

Из пояснительной записки ООО «Авиакор-самарский авиационный завод» следует, что Сиразев М.И. выполнял работу, соответствующую должностям бортмеханика-испытателя, ведущего инженера-испытателя по самолету и двигателям, и, имея летную специальность ведущего инженера по летным испытаниям, непосредственно выполнял испытательные полеты на самолетах ТУ-154 в составе штатного летного экипажа на штатном рабочем месте ведущего инженера, в период с 18.02.1978г. по июнь 1994г. 9л.д.20).

Согласно приказа №758 от 11.09.1978г. бортмеханик цеха 95 Сиразев М.И. был допущен к участию в испытательных полетах (т.1 л.д.213).

29.05.1985г. Сиразеву М.И. выдано свидетельство ведущего инженера по летным испытаниям (т.1 л.д.192).

Согласно справки от 1994г. ведущий инженер по летным испытаниям Сиразев М.И. имеет следующий по годам испытательный налет на ТУ-154 - 1978г.-10-30 час., 1979г. -342-00 час.,1980г. -404-15 час., 1981г. -254-02 час., 1982г.-3-17 час., 1984г.-20,27 час., 1985г.-29-35 час., 1986г.-102-45 час., 1987г.-75-09 час., 1988г.-130-23 час., 1989г.-149-08 час., 1990г.-170-41 час., 1992г.-161-16 час., 1993г.-192-56 час., 1994г.-39-06 час. (т.2 л.д.55).

Указанные часы испытательных полетов подтверждаются летной книжкой истца, полетными листами (т.1 л.д.22-183,241-248).

Участие истца в испытательных полетах в составе штатного экипажа подтверждается приказами, полетными листами (т.1 215- 248).

Судом также установлено, что с 1994г. истцу была назначена и до июля 2010г. выплачивалась пенсия за выслугу лет.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку истец выполнял летные испытания в спорные периоды работы в должностях летно-испытательного состава - бортмеханика-испытателя и ведущего инженера по летным испытаниям, что подтверждается материалами дела.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Сиразевым М.И. право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г.

Обязать Государственное Учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары включить Сиразеву М.И. в специальный стаж по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава периоды работы на Куйбышевском авиационном заводе с 18.02.1978 года по 17.05.1981 года, с 18.05.1981 года по 31.12.1982 года, с 01.01.1984 года по 2.07.1984 года, с 03.10.1984 года по 28.05.1985 года, с 29.05.1985 года по 31.03.1994 года в должностях бортмеханика - испытателя и ведущего инженера по летным испытаниям на основании Постановления Совмина РСФСР от 05.07.1991 № 384 в редакции от 02.11.2009 «О порядке назначении и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» п. 3 подпункта а.

Обязать Государственное Учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары восстановить Сиразеву М.И. выплату пенсии по выслуге лет назначенной по ст. 79 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» № 340 от 20.11.1990г. с 01.07.2010 года.

Обязать Государственное Учреждение- Управление пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары произвести Сиразеву М.И. перерасчет пенсии с учетом назначенной и выплаченной пенсии.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение десяти дней.

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2011г.

Председательствующий:                           подпись                          О.В. Рандина

Решение вступило в законную силу:                                                 

Копия верна:

Судья:                                                                                                 /О.В. Рандина/

Секретарь:                                                                                          /Е.Ю. Степанова /