РЕШЕНИЕ 04 августа 2011 г. г.о. Самара Судья Кировского районного суда г.о. Самара Уланова Е.С., С участием прокурора Мещеряковой М.В., При секретаре Борзенковой О.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Кировского района г.о. Самара в интересах воспитанников Государственного учреждения «Областной Центр социальной помощи семье и детям» (неопределенного круга лиц) к Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Областной Центр социальной помощи семье и детям», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействий незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства РФ, Установил: Прокурор Кировского района г.о. Самара в интересах воспитанников Государственного учреждения «Областной Центр социальной помощи семье и детям» (неопределенного круга лиц) обратился в суд с иском к ответчикам о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства РФ. В судебном заседании представитель истца - прокурор М.М.В. исковые требования уточнила и пояснила следующее. Прокуратурой Кировского района г. Самара в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного образовательного и воспитательного процесса в Государственном бюджетном учреждении Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям». В ходе проверки установлено, что нарушения ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СП № «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»; СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» не устранены. В учреждении выявлены следующие нарушения: территория учреждения не полностью ограждена, отсутствуют 2 звена забора, что не соответствует п.2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; внутренняя отделка основных помещении (группы кратковременного пребывания детей, игровых, круглосуточного стационара, комнатах для тренинга) выполнена не в соответствии с п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10; не установлены ограждения на отопительные приборы во всех помещениях учреждения, что не соответствует п. 6.2 СанПиН 2.1.3.2630-10; число тумбочек и стульев в палатах, не соответствует числу проживающих в них, что не соответствует п. 8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; дератизационные мероприятия проводятся один раз в квартал (акт эффективности дератизациошшх мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), по договору с ООО «УНИГ», что не соответствует п.2.3 СП 3.5.3 1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации», на пищеблоке не выделены специально отведенные места по цехам для хранения уборочного инвентаря, что не соответствует п.5.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороте-способности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; для мытья столовой и кухонной посуды используются односекционные моечные ванны, что не соответствует п.6.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Нежилое помещение ГБУ СО «Областной Центр социальной помощи семье и детям» расположенное по адресу <адрес> в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Министерством имущественных отношений, передано в оперативное управление учреждению. Самостоятельно ГБУ СО «Областной цент социальной помощи семье и детям» в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Однако, учредителями учреждения, а именно Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерством имущественных отношений Самарской области, финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляется. Просит признать бездействие Министерства, здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям» незаконным; обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм, в связи с чем провести в ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям» необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ: привести территорию учреждения в соответствие с п.2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно провести ограждение участка в местах, где оно отсутствует; внутреннюю отделку основных помещений (группы кратковременного пребывания детей, игровых, круглосуточного стационара, комнатах для и тренинга) выполнить в соответствии с п.4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10; установить ограждения на отопительные приборы: во всех помещениях учреждения, в соответствии п.6.2 СанПиН 2.1.3.2630-10; число тумбочек палатах привести в соответствие с числом проживающих в них, на основании п.8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; дератизационные мероприятия проводить в соответствии с п. 2.3 СП 3.5.3 1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации»; на пищеблоке выделить специально отведенные места по цехам для хранения уборочного инвентаря; для мытья столовой и кухонной посуды оборудовать моечные ванны в соответствии с п. 6.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Представитель ГБУ Самарской области «Областной Центр социальной помощи семье и детям» С.С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила следующее. Из семи предъявленных пунктов выполнены следующие работы: установлены недостающие стулья в палаты реабилитационного стационара, заключен договор с ООО «УНИГ» на ежемесячные дератизационные и дезинсекционные мероприятия, приобретены и используются термометры для обеспечения температурного контроля при мытье кухонной посуды. В отношении остальных нарушений ведется плановая работа. Подготовлена сметная документация, с учетом требований СанПиН, на устройство ограждения учреждения, смета рассмотрена и утверждена в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области. Финансирование данного вида работ ожидается в третьем, четвертом квартале 2011 г. В апреле 2011 г. была сформирована заявка о выделении дополнительных средств в 2012 г. на осуществление ремонтных работ в реабилитационном стационаре учреждения, в том числе в помещениях групп кратковременного пребывания детей, игровых, тренинговых залах. В 2011 г. в плановом порядке будет отремонтирован спортивный зал и санитарные комнаты реабилитационного стационара. Установку ограждений на отопительные приборы в настоящее время считает нецелесообразным, так как в третьем, четвертом квартале 2011г. будут выделены дополнительные денежные средства на ремонт отопительной системы, с заменой радиаторов. Подготовлена заявка и представлена в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области о выделении дополнительных средств на приобретение тумбочек в палаты реабилитационного стационара, шкафов для хранения уборочного инвентаря, а также двухсекционных моечных ванн для мытья столовой и кухонной посуды. Полагает, что ответчик в добровольном и плановом порядке устраняет все нарушения, выявленные в ходе проверок органами прокуратуры и Роспотребнадзора. Просит в удовлетворении иска отказать. Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Д.Е.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил следующее. Министерством ведется постоянная работа по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, указанные в предписании выявлены впервые. В настоящее время часть нарушений устранена. Устранение остальных нарушений требует времени проведения ремонтных работ, дополнительных денежных средств. Работы по устранению нарушений ведутся в плановом порядке. Проект областного бюджета утвержден. Финансирование ГБУ ведется в пределах утвержденного бюджета. Бездействия со стороны Министерства не усматривает. Просит в иске отказать. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила следующее. Полагает, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Министерством норм действующего законодательства, на Министерство не возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Предписание, на которое ссылается прокурор, в адрес министерства не поступало. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Судом установлено следующее. Прокуратурой Кировского района г.о. Самара по заданию прокуратуры Самарской области была проведена проверка требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного образовательного и воспитательного процесса в ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям». В ходе проверки установлены нарушения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП № «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (л.д. 13-15, 16-18, 26-28). Управлением Роспотребнадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, в том числе указанных в п. 12, 14, 18, 23, 25, 37 предписания (л.д. 81-84). ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» составлен план проведения мероприятия по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), часть нарушений устранены (л.д. 65-69). Согласно актам (л.д. 30-31) в ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» проводилась дератизация помещений в мае, июне 2011 г.. Из договора с ООО «УНИГ» (л.д. 32-35) усматривается, что дератизационные мероприятия в ГБУ проводятся 1 раз в квартал, что не соответствует п. 2.3 СП 3.5.3 1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации». Иных договоров ответчиком суду не представлено. В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ. ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д. 71-76), лицензии на осуществление медицинской деятельности (л.д. 8-9). ГБУ зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 70). Согласно Уставу одной из основных задач центра является оказание в стационарных, полустационарных и нестационарных условиях комплекса социальных услуг семье, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проведение мероприятия по их социальной реабилитации и адаптации (п.2) Финансовое обеспечение Областного центра социальной помощи семье и детям осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области на основе государственного задания в виде субсидий из областного бюджета и осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением собственником или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (п. 3). Учреждение осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность. Собственник имущества учреждения и его учредители не несут ответственности по обязательствам учреждения (п. 1.5). П. 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» санитарные правила предназначены в том числе для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории РФ. Ответственность за соблюдение требований санитарных правил возлагается на юридических и должностных лиц. Таким образом, судом установлено, что обязанность по соблюдению санитарного законодательства и по устранению нарушений СНиП возложена на ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям». Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства создают условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний воспитанников и работников учреждения, суд находит требования прокурора Кировского района к ГБУ Самарской области «Областной центр социальной помощи семье и детям» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и санитарно-эпидемиологических норм подлежащими удовлетворению. Согласно Положению «О Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области» министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, руководство системой здравоохранения и социальной защиты области. Согласно Уставу ГБУ Министерство осуществляет обеспечение выполнения государственного задания, контроль за деятельность учреждения. Положением «О Министерстве имущественных отношений Самарской области» установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляет финансовое обеспечение государственного задания. Судом установлено, что со стороны Министерств не было бездействий в виде невыполнения требований по устранению нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. Обязанности по финансированию ГБУ Министерства выполнили, осуществляя финансирование в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов ГБУ. Таким образом, суд полагает, что исковые требования Прокурора Кировского района к Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства необоснованны и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Решил: Исковые требования Прокурора Кировского района г.о. Самара в интересах воспитанников Государственного учреждения «Областной Центр социальной помощи семье и детям» (неопределенного круга лиц) к Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Областной Центр социальной помощи семье и детям», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства РФ удовлетворить частично. Обязать Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Областной Центр социальной помощи семье и детям» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм в срок до ДД.ММ.ГГГГ, путем проведения следующих организационно-хозяйственных мероприятий: - привести территорию учреждения в соответствие с п.2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно провести ограждение участка в местах, где оно отсутствует; - внутреннюю отделку основных помещений (группы кратковременного пребывания детей, игровых, круглосуточного стационара, комнатах для и тренинга) выполнить в соответствии с п.4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10; - установить ограждения на отопительные приборы: во всех помещениях учреждения, в соответствии п.6.2 СанПиН 2.1.3.2630-10; - число тумбочек в палатах привести в соответствие с числом проживающих в них, на основании п.8.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; - дератизационные мероприятия проводить в соответствии с п. 2.3 СП 3.5.3 1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации»; - на пищеблоке выделить специально отведенные места по цехам для хранения уборочного инвентаря; - для мытья столовой и кухонной посуды оборудовать моечные ванны в соответствии с п. 6.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области - отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.о. Самара в течение десяти дней. Мотивированное решение изготовлено 09.08.2011 г.. Судья: п/п Е.С. Уланова Копия верна. Судья: Е.С. Уланова Секретарь: О.А.Борзенкова