Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года г.о. Самара Кировский районный суд г.о.Самара Самарской области в составе председательствующего Тароян Р.В., при секретаре Киселевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Красовской О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л: Истец Красовская О.А. первоначально обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Самары с требованиями засчитать в ее стаж работы для получения досрочной трудовой пенсии по старости лет следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 01 год 01 месяц 13 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 08 месяцев 29 дней. Исковые требования мотивирует тем, что Управление пенсионного фонда в Кировском районе г.Самары отказало истцу, как педагогическому работнику, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по причине исключения из стажа ее 25-летней педагогической деятельности 02 года 10 месяц 01 день. Истцу не засчитаны следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 01 год 01 месяц 13 дней в должности сестры-воспитателя в яслях саду, поскольку данная должность не поименована Списком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 08 месяцев 29 дней - в должности лаборанта и учителя в средней школе №, поскольку должность лаборанта не поименована Списком, а работа в качестве учителя протекала без занятия штатной должности с почасовой нагрузкой - 8 часов. Истец считает данный отказ незаконным. Вышеизложенные обстоятельства явились основания для обращения истца с исковым заявлением в суд. В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования, указав, что просит суд признать ее право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью на основании пп. 19 п. 1 и п.2 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включить в специальный стаж работы истца следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила суд уточненные исковые требования удовлетворить и при вынесении решения руководствоваться имеющимися в материалах дела документами. Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Кировскому району г. Самары И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, по основаниям, изложенным в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что решение комиссии ГУ - УПФ РФ в Кировском районе г.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии обосновано, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности… На основании ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствия с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя нравственности и прав и законных интересов других лиц. На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренным данным законом. Согласно подпункту 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии. Комиссия по назначению и перерасчету пенсий ГУ УПФ в Кировском районе г.Самары отказала истцу в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, засчитав 22 года 01 мес. 29 дней. Судом установлено, что согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж истца не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности сестры-воспитателя в ясли-саду, поскольку данная должность не поименована Списком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности лаборанта и учителя в Средней школе, поскольку должность лаборанта не поименована Списком, а работа в качестве учителя протекала без занятия штатной должности с почасовой нагрузкой (8 часов). Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, не могут быть засчитаны в педагогический стаж периоды нахождения заявительницы: в отпуске по уходу за детьми: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ рождения) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), поскольку согласно Закону РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс закона о труде в РСФСР» в специальный стаж могут быть засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми только до 06.10.1992г.; в отпуске без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Комиссия приняла решение: не засчитывать Красовской О.А. в специальный педагогический стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Специальный педагогический стаж по представленным документам составляет 22 года 01 мес. 29 дней. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности сестры-воспитателя ясли-сада №, что подтверждается записью в ее трудовой книжке. Суд считает, что указанный период исключен из специального стажа работы истца необоснованно, поскольку Типовыми штатами яслей-садов, утвержденными Приказом Министерства Просвещения СССР от 31.12.1971 года №103, предусмотрены такие должности, как медицинская сестра ясельной группы и воспитатель дошкольной группы. Должность сестры-воспитателя штатами не предусмотрена. Судом установлено, что истец в период работы в должности сестры-воспитателя ясли-сада № работала с детьми ясельного возраста от 1 года до 3 лет. Занималась воспитательно-образовательным процессом. Однако запись в трудовую книжку истца руководителем образовательного учреждения сделана неправильно. Истец имеет педагогическое образование, функции медицинской сестры никогда не выполняла. Медицинским обеспечением в яслях-саду занимается старшая медицинская сестра. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.ода № 781, должность на которой работала истец поименованы («воспитатель», «медицинская сестра ясельной группы»). В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность так же указывается: «Пункт 9. Работа в должности медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 01.01.1992 г.». Таким образом, то обстоятельство, что в трудовую книжку истца внесена запись о том, что она работала в должности «сестры-воспитателя», не должно препятствовать реализации пенсионных прав истца. Учитывая изложенное, суд полагает, что истец как педагог выполняла должностные обязанности, прописанные законодательством для воспитателя - медицинской сестры ясельной группы, тогда как в целом по дошкольному учреждению медицинскую и санитарно-профилактическую работу осуществляет старшая медицинская сестра, имеющая специальное медицинское образование, к работе которой истец отношения не имела. Типовыми штатными расписаниями по яслям-садам, введёнными в действие в 1971 г., обозначено, что в тех дошкольных учреждениях, где имеются воспитанники ясельного возраста (ясли-сады, дома ребенка, дома младенца, детские ясли), в штатные расписания данных учреждений была введена должность старшей медицинской сестры, в должностные обязанности которой входило осуществление медицинского обслуживания всего дошкольного учреждения, тогда как в ясельных группах педагогическая работа и уход за детьми раннего возраста были возложены на групповых медицинских сестёр. Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности сестры-воспитателя ясли-сада №: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в ее специальный трудовой стаж. Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя химии в средней школе № Промышленного района г.Самары с недельной нагрузкой 8 часов. Работа протекала без зачисления на штатную должность. Суд считает отказ органа пенсионного фонда по указанному периоду работы необоснованным, поскольку должность учителя не зачисляется на штатную единицу, в связи с изменением ежегодно классо-комплектов, а, следовательно, и с нагрузкой учителя. Нормативными документами для учителя предусмотрено в апреле месяце предварительное комплектование, а в августе месяце ежегодно тарификация, которая и является штатной единицей для каждого учителя на учебный год и на указанный истцом период времени нормативные документы не требовали полной ставки. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила). На основании пункта 4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных Правилами. Принимая во внимание, что вышеуказанные периоды работы истца приходятся на период до 01.09.2000 г., суд полагает удовлетворить исковые требования Красовской О.А. в части обязания ответчика включить в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истцу периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя химии в средней школе № Промышленного района г.Самары. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец, занимавшая должность учителя химии в средней школе № Промышленного района г.Самары, находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16.07.99г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определены виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относится и пособие по беременности и родам, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, (ранее виды пособия, в т. ч. по беременности и родам предусматривались в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.1984г.). В соответствии со ст. 255 ТК РФ пособие, выдаваемое женщинам в период нахождения в отпуске по беременности и родам, является пособием по государственному социальному страхованию. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, согласно п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 ( в редакции от 15.04.1992 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в ред. приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления ФСС России от 25.06.1996 г. № 66) служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как временная нетрудоспособность. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 периоды получения пособия по государственному социальному страхованию входит в период временной нетрудоспособности. Так, государство статьей 167 КЗоТ РСФСР закрепило право истца на предоставление отпусков по уходу за ребенком. Разъяснением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 06.07.1982г. предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на пенсию. Руководитель здравоохранения реализовывал право истца, предоставив ей отпуск по уходу за ребенком. Законодательство предусматривало включение периодов ухода за ребенком, как в общий, так и в специальный стаж работы до 06.10.1992 г. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года. Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 1 октября 1991 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы Красовской О.А. Таким образом, вышеуказанный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающей истцу право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5: «В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию, в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. …», постановлением Конституционного суда от 29.01.2004 г. №2-П, письмом Отделения Пенсионного Фонда РФ по Самарской области от 05.04.2004г. № 13 - 828/С. Таким образом, суд приходит к выводу, что применяя нормы данных Правил, рассматриваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включается в специальный трудовой стаж в том же порядке исчисления, что и периоды работы. Обзор отдела работы с законодательством Верховного Суда РФ от 07.06.2006 г. и от 14.06.2006 г., утверждённый постановлением Президиума Верховного Суда РФ определил, что в случае, если при рассмотрении иска выяснится, что у истца возникло право на трудовую пенсию в период рассмотрения дела судом, то суд может указать в решении на право истца на такую пенсию и определить дату возникновения этого права. Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец продолжала работать в должности учителя биологии МОУ Гимназия № г.о. Самара, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ Гимназия № г.о. Самара, лицевыми счетами. Включение данного периода работы предусмотрено, утвержденным постановлениям Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Красовской О.А. выработан необходимый требуемый стаж, дающий право на начисление досрочной пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, Красовская О.А. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ При оценке доводов сторон, обстоятельств дела, суд исходит из обязанностей каждой из сторон, участвующих в деле, доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основание своих требований и возражений. В силу п.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении»). При указанных обстоятельствах, суд, исследовав все материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исследовав всесторонне, полно, объективно и непосредственно имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Красовской О.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Самары о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Самары включить в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Красовской О.А. следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе города Самары назначить Красовской О.А. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий: подпись Р.В. Тароян Решение вступило в законную силу______________________20_______г. Копия верна. Судья: Секретарь: