РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (заочное) 12.12.2011 года г. Самара Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Бойко В.Б., при секретаре Нуйкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5844/11 по иску прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Метапром» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действующий в интересах неопределённого круга лиц, в иске просил обязать ООО «Метапром» при осуществлении деятельности устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: разработать проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; оборудовать площадки временного хранения отходов в соответствии с действующим законодательством, освободить её от хлама, маркировать контейнеры. Требования мотивированы следующим: 26.10.2011 года прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области совместно с заместителем начальника отдела филиала «ЦЛАТИ по Самарской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведена проверка производственной площадки ООО «Метапром», расположенной по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Северная, д.18. В ходе проверки установлено, что ответчик по указанному адресу осуществляет деятельность по приёму цветного и чёрного лома металла с нарушением норм природоохранного законодательства. В результате деятельности ответчика образуются отходы различных классов опасности. Деятельность ООО «Метапром» может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие повлечь нарушение прав граждан – неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. Прокурор в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. Представитель ответчика ООО «Метапром» в суд не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, отзыв на исковое заявление не представил. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Судом установлено, что 26.10.2011 года прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти Самарской области совместно с отделом филиала «ЦЛАТИ по Самарской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведена проверка производственной площадки ООО «Метапром», расположенной по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул.Северная, д. 18. В ходе проверки установлено, что ответчик по указанному адресу осуществляет деятельность по приёму цветного и чёрного лома металла с нарушением норм природоохранного законодательства. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Согласно ст.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду. Из положений ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления–остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами–деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В результате деятельности ответчика по оказанию услуг по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Северная, д. 18, образуются отходы различных классов опасности. Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов па размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Кроме того, на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять указанную отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Также, в соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а также вносят плату за размещение отходов производства и потребления. Ответчик осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом. Директором ООО «Метапром» является Куликова О.Е. В ходе проверки выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации: не разработан проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу (ст.ст.12,14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разд.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»); отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»); площадки временного хранения отходов оборудованы не в соответствии с действующим законодательством, площадка захламлена, отсутствует маркировка контейнеров (разд. 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность ООО «Метапром» осуществляется с нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие повлечь нарушение прав граждан – неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. Принимая во внимание, что хозяйственная деятельность ООО «Метапром» негативно воздействует на окружающую среду, создавая реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора удовлетворить. Обязать ООО «Метапром» при осуществлении деятельности устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно: - разработать проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу; - получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; - оборудовать площадки временного хранения отходов в соответствии с действующим законодательством, освободить её от хлама, маркировать контейнеры. Взыскать с ООО «Метапром» в доход государственного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение изготовлено в окончательной форме 16.12.2011 года Председательствующий судья В.Б. Бойко