РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07.08.2012 года г. Самара Кировский районный суд г.Самары в составе: председательствующего судьи Бойко В.Б., при секретаре Рогожкиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2873/12 по иску Калугиной С.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в Кировском районе г. Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Калугина С.А. в иске, с последующими уточнениями, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды работы: в льготном исчислении: с 01.01.1997 года по 02.03.1997 года, с 08.03.1997 года по 31.05.1997 года в должности медсестры-анестезистки выездной анестезиолого-реанимационной бригады ММУ Станции скорой медицинской помощи г.Самары; в календарном исчислении: с 01.06.1997 года по 08.01.1998 года с 12.01.1998 года по 24.02.1998 года, с 21.04.1998 года по 08.12.2000 года в должности медсестры кардиологической бригады ММУ Станции скорой медицинской помощи г. Самары; с 09.12.2000 года по 27.07.2006 года в должностях старшей медсестры, главной медсестры ООО «Офтамед»; с 01.08.2006 года по 20.01.2011 года в должности медсестры ООО «Lunettes-оптика»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01.01.1991 года по 15.02.1991 года, с 03.03.1997 года по 07.03.1997 года, с 25.02.1998 года по 20.04.1998 года; применить льготное исчисление (1 год как 1 год 6 месяцев) к следующим периодам трудовой деятельности: с 01.08.1979 года по 30.11.1980 года. в должности медсестры реанимационного отделения Городской больницы №2 им. Н.А.Семашко; с 01.12.1980 года по 03.12.1982 года в должности медсестры хирургического отделения Городской больницы №2 им. Н.А.Семашко (в том числе отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком с 09.06.1981 года по 03.12.1982 года); с 12.02.1990 года по 31.12.1990 года, с 16.02.1991 года по 01.08.1991 года в должности медицинской сестры отделения реанимации Городской больницы №2 им. Н.А.Семашко (по совместительству на 0,5 ставки); с 01.09.1996 года по 31.12.1996 года в должности медсестры-анестезистки выездной анестезиолого-реанимационной бригады ММУ Станции скорой медицинской помощи г.Самары; обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения к ответчику 28.09.2011 года. Требования мотивированы следующим: при обращении истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, истице не были засчитаны указанные периоды в специальный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Представитель истицы Калугиной С.А. по доверенности Руслин А.Д, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Представитель ответчика ГУ–УПФ РФ в Кировском районе г. Самары по доверенности Турукина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии ГУ–УПФ РФ в Кировском районе г. Самары по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии Калугиной С.А. (том 1, л.д. 6-9). Представитель третьего лица ММБУ «Станция скорой медицинской помощи» в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, не возражал против удовлетворения исковых требований (том 2, л.д.1-3). Представитель третьего лица ММБУ «Городская клиническая больница №2 имени Н.А. Семашко» по доверенности Коныгина О.Е. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, в судебном заседании от 20.07.2012 года не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что архивы больницы за оспариваемые периоды не сохранись из-за аварии. Представитель третьих лиц ООО «Офтамед» и ООО «Lunettes-оптика» по доверенности Родионова О.Н. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, в отзыве (том 1, л.д.190) и в судебном заседании от 30.07.2012 года не возражала против удовлетворения исковых требований. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. На основании п.3 ст.55 Конституции РФ права человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя нравственности и прав и законных интересов других лиц. В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренным данным законом. На основании п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.п. 20 п. 1 ст. 27 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что в период с 01.08.1979 года по 30.11.1980 года истица работала в должности медсестры реанимационного отделения Городской больницы №2 им. Н.А.Семашко; с 01.12.1980 года по 03.12.1982 года истица работала в должности медсестры хирургического отделения в Городской больнице №2 им. Н.А.Семашко, что подтверждается трудовой книжкой (том 1, л.д.10-14), приказом главного врача от 31.07.1979 года №148 о приеме на работу на должность медсестры реанимационного отделения (том 2, л.д.47-48), приказом главного врача от 02.12.1980 года №325 о переводе на должность медсестры хирургического отделения (том 2, л.д.49) и справкой, уточняющей занятость (том 2, л.д.53). Ответчик необоснованно не включил указанные периоды в льготном исчислении в трудовой стаж истицы, ссылаясь на то, что реанимационное отделение не предусмотрено Перечнем структурных подразделений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Так, хирургическое и реанимационное отделения, в которых работала истица, относятся к отделениям хирургического профиля, поскольку деятельность данных структурных единиц связана не только с выполнением диагностических и лечебных процедур, но и (в основном) с проведением хирургических операций. При этом в течение указанных периодов времени (с 1979 года по 1982 год) Городская больница № 2 им. Н.А. Семашко оказывала населению только стационарную медицинскую помощь, что подтверждается письмом ММБУ ГКБ №2 им. Н.А.Семашко от 16.05.2012 года №05-07/568 (том 1, л.д.15). В соответствии с абз.3 п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, подлежащего применению к исчислению данных периодов работы, исчисление специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии, среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля (без каких-либо ограничений, связанных с наименованием или функциональными характеристиками указанных отделений) производится в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев). Должность медицинской сестры относится к должностям среднего медицинского персонала, что подтверждается установленной номенклатурой должностей работников здравоохранения. Принимая во внимание, что указанные периоды работы истицы имеют условия льготного исчисления, предусмотренного нормативными актами, суд приходит к выводу, что исковые требования в части включения в специальный стаж работы в льготном исчислении периодов с 01.08.1979 года по 30.11.1980 года и с 01.12.1980 года по 03.12.1982 года, обоснованны и подлежат удовлетворению. В периоды: с 01.09.1996 года по 31.12.1996 года истица работала в должности медсестры анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи; с 01.01.1997 года по 02.03.1997 года истица работала в должности медицинской сестры-анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи г. Самары; с 08.03.1997 года по 31.05.1997 года истица работала в должности медицинской сестры-анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи г. Самары. Периоды работы истицы на станции скорой помощи г. Самары подтверждаются трудовой книжкой (том 1, л.д.10-14), положением о работе анестезиолого-реанимационных бригад Самарской городской станций скорой и неотложной медицинской помощи. Утвержденным главным врачом от 27.03.1995 года (том 2, л.д.4-6), штатным расписанием (том 2, л.д.26-27). Ответчик необоснованно включил в календарном исчислении период с 01.09.1996 года по 31.12.1996 года, ссылаясь на то, что работа в выездной бригаде анестезиологии-реанимации не подтверждается первичными документами, и необоснованно не включил в льготном исчислении в трудовой стаж истицы в период с 01.01.1997 года по 31.05.1997 года, ссылаясь на то, что в штатном расписании отсутствует должность медицинской сестры. Выводы ответчика противоречат документальным сведениям о трудовой деятельности истицы и не могут служить основанием для отказа в льготном исчислении стажа. Калугина С.А. была переведена на должность медицинской сестры анестезиста на основании приказа администрации Станции скорой медицинской помощи от 06.09.1996 года №149. Сведения о работе истицы в должности медицинской сестры анестезиста отражены в лицевых счетах Калугиной С.А. за соответствующий период времени (с 1996 года по 1997 год). Кроме того, в карточках расчета по заработной плате за соответствующий период имеется отметка о начислении истице повышенного оклада в размере 15%, в связи с вредными условиями труда. В соответствии с п. 1.11 Приложения №2 к Положению об оплате труда работников здравоохранения в РФ, утвержденному Приказом Минздравмедпрома РФ от 20.02.1995 года №35, право на повышение оклада в размере 15% предоставлялось работникам отделений, групп, бригад анестезиологии-реанимации. Таким образом, характер трудовой деятельности Калугиной С.А. в течение периодов: с 01.09.1996 года по 31.12.1996 года, с 01.01.1997 года по 02.03.1997 года и с 08.03.1997 года по 31.05.1997 года документально подтверждены. Следовательно исковые требования в части включения в специальный стаж работы в льготном исчислении указанных периодов обоснованны и подлежат удовлетворению В периоды: с 01.06.1997 года по 08.01.1998 года истица работала в должности медсестры кардиобригады станции скорой помощи; с 12.01.1998 года по 24.02.1998 года и с 21.04.1998 года по 08.12.2000 года истица работала в должности медсестры анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи; Ответчик, необоснованно сославшись на то, что первичные документы носят противоречивый характер (в связи с чем ответчику не представилось возможным определить, где и в качестве кого работала истица), отказал Калугиной С.А. во включении указанных периодов в специальный стаж в календарном исчислении. Выводы ответчика противоречат нормативным актам Минздрава СССР и Минздрава РФ, действовавшим на момент осуществления истицей соответствующей трудовой деятельности. В соответствии с п. 1.2.5 Штатных нормативов медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 года №1490, в состав специализированных, в частности кардиологических, выездных бригад станций скорой помощи могут входить как фельдшера, так и медицинские сестры, при этом, исходя из утвержденных названным Приказом Минздрава СССР Положений о станции скорой медицинской помощи (приложение 1 к Приказу) и о фельдшере выездной бригады станции скорой медицинской помощи (приложение 6 к Приказу), должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры специализированной бригады являются идентичными. В тарификационных списках работников Промышленной подстанции ММУ «Станция скорой медицинской помощи» за 1997-2000 г.г. сведения об истице указывались в подразделе «Фельдшера кардиологических бригад», при этом в графе «Должность» указанных тарификационных списков указано «медсестра» (том 2, л.д.20-21,22-23,24-25,26-97). Аналогичное указание имеется у 50% работников, перечисленных в подразделе «Фельдшера кардиологических бригад» (5 из 10), и у 40 % работников, перечисленных в подразделе «Фельдшера педиатрических бригад» (4 из 10); данное обстоятельство свидетельствует о том, что слово «фельдшер», употребленное в приведенных выше наименованиях подразделов тарификационных списков, не является обозначением должности, занимаемой конкретным работником, включенным в соответствующий подраздел списка, и употреблено только в смысле принадлежности данного работника к среднему медицинскому персоналу специализированных выездных бригад. Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии противоречий в первичных документах, подтверждающих трудовую деятельность истицы в периоды: с 01.06.1997 года по 08.01.1998 года, с 12.01.1998 года по 24.02.1998 года и с 21.04.1998 года по 08.12.2000 года. Учитывая, что в течение названных периодов истица работала в учреждении, поименованном в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в должностях, поименованных в названном Списке, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о включении в специальный стаж работы в календарном исчислении периоды: с 01.06.1997 года по 08.01.1998 года, с 12.01.1998 года по 24.02.1998 года и с 21.04.1998 года по 08.12.2000 года. В периоды с 12.02.1990 года по 31.12.1990 года, с 16.02.1991 года по 01.08.1991 года истица работала на 0,5 ставки по совместительству медицинской сестрой в отделении реанимации ММБУ «Городская клиническая больница № 2 имени Н.А. Семашко», что подтверждается приказом главного врача от 15.02.1990 года №66К о приеме на работу (том 2, л.д.50) и приказом главного врача от 14.08.1991 года №344К об увольнении истицы (том 2, л.д.51-52). Законодательством не предусмотрена возможность включения в льготном исчислении периодов трудовой деятельности в учреждении на 0,5 ставки по совместительству. В данном случае для применения специального стажа необходима полная занятость претендента, следовательно, исковые требования в части включения в льготном исчислении периодов работы истицы на 0,5 ставки по совместительству медицинской сестрой в отделении реанимации ММБУ «Городская клиническая больница № 2 имени Н.А. Семашко», удовлетворению не подлежат. Работая в должности медсестры хирургического отделения больницы Семашко, истица в период с 09.06.1981 года по 29.09.1981 года находилась в отпуске по беременности и родам, с 30.09.1981 года по 27.10.1981 года истица находилась в очередном отпуске, с 28.10.1981 по 03.12.1982 года – в отпуске по уходу за ребенком; Данный факт подтверждается справкой главного врача и главного бухгалтера больницы Семашко (том 2, л.д.46). Статья 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантирует социальное обеспечение для воспитания детей, установленные Законом о государственной пенсии. Отпуск по уходу за ребёнком, по действовавшему ранее КЗоТ РСФСР, а именно: ст.ст. 165 и 167 КЗоТ РСФСР, засчитывался в стаж работы по специальности. Руководитель учреждения здравоохранения реализовал право истицы, предоставив ей отпуск по уходу за ребёнком. В соответствии с ч. 7 ст. 167 КЗоТ РСФСР, за время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком за работником сохраняется рабочее место и должность. В пункте 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 указано, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет засчитывается как в общий, так и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственный пенсий. В соответствии с п. 21 разъяснения министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 06.10.1992 года. На основании изложенного и принимая во внимание постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П суд полагает необходимым включить названные периоды в специальный медицинский стаж работы, дающий право истице на досрочное назначение пенсии. Истица находилась на курсах повышения квалификации в следующие периоды: с 01.01.1991 года по 15.02.1991 года, работая на 0,5 ставки по совместительству медицинской сестрой в отделении реанимации ММБУ «Городская клиническая больница № 2 имени Н.А. Семашко»; с 03.03.1997 года по 07.03.1997 года работая в должности медсестры-анестезистки выездной анестезиолого-реанимационной бригады станции скорой медицинской помощи г. Самары; с 25.02.1998 года по 20.04.1998 года работая в должности медсестры кардиологической бригады станции скорой медицинской помощи г. Самары Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 года №5487-1, утратившие силу с 01.01.2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», действовавшие в период трудовой деятельности истца, предусматривали для медицинских специалистов обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирует правоотношения, возникшие после его официального опубликования и может применяться к правоотношениям, существовавшим до его принятия, поскольку существенным образом ухудшает положение лица, имеющего право на досрочное назначение пенсии в силу ст.54 Конституции РФ. Ранее действующее Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не содержало запрета на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов обучения на курсах. Кроме того, на курсы повышения квалификации истец была направлена согласно приказам работодателя. В вышеуказанные периоды трудовые отношения с учреждением не прерывались, за истицей сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Производились перечисления страховых взносов в Пенсионный Фонд. По окончании курсов выдавались соответствующие свидетельства. Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18 и 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Суд считает, что требования истицы в части включения в календарном исчислении периодов нахождения Калугиной С.А. на курсах повышения квалификации с 03.03.1997 года по 07.03.1997 года и 25.02.1998 года по 20.04.1998 года подлежат удовлетворению. Законодательством не предусмотрена возможность включения в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации работника, осуществлявшего трудовую деятельность в учреждении на 0,5 ставки по совместительству. В данном случае необходима полная ставка, следовательно, исковые требования в части включения в календарном исчислении периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01.01.1991 года по 15.02.1991 года, удовлетворению не подлежат, поскольку истица в названный период работала на 0,5 ставки по совместительству. В период с 09.12.2000 года по 27.07.2006 года истица работала в ООО «Офтамед» в должностях старшей медсестры, главной медсестры. В период с 01.08.2006 года по 20.01.2011 года истица работала в ООО «Lunettes-оптика» в должности медсестры. Данные факты подтверждаются трудовой книжкой (том 1, л.д.10-14), личной карточкой работника ООО «Lunettes-оптика» (том 1, л.д.164-168) и личной карточкой работника ООО «Офтамед» (том 1, л.д.205-206), штатными расписаниями ООО «Lunettes-оптика» (том 1, л.д.52-63) и ООО «Офтамед» (том 1, л.д.191-204), табелями учета рабочего времени в ООО «Lunettes-оптика» (том 1, л.д.64-148) Профессиональная квалификация истицы и исполнение истицей своих должностных обязанностей в указанные периоды работы подтверждается должностными инструкциями (том 1, л.д.35,36,37-39). ООО «Lunettes-оптика» зарегистрировано в налоговом органе и осуществляет свою деятельность на основании Устава (том 1, л.д.150-163). Медицинскую деятельность ООО «Lunettes-оптика» осуществляет на основании лицензии, выданной в соответствии с законом (том 1, л.д.32-34 ). ООО «Офтамед» зарегистрировано в налоговом органе (том 1, л.д.232-234) и осуществляет свою деятельность на основании Устава (том 1, л.д.214-225). Медицинскую деятельность ООО «Офтамед» осуществляет на основании лицензии, выданной в соответствии с законом (том 1, л.д.27-31). Ответчик не включил в льготный трудовой стаж истицы периоды её работы в ООО «Lunettes-оптика» и ООО «Офтамед». Основанием для отказа явилось то, что организации ООО «Lunettes-оптика» и ООО «Офтамед» не поименованы Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2011 года №781. Необходимым условием при льготном исчислении пенсии является работа в должности, которая отражена в Списке, и работа в учреждении, поименованном в Списке, при наличии специального медицинского стажа в определённой должности и деятельности. Должности, в которых работала истица, имеются в Списке. Однако, учреждения, где работала истица, Списками не поименованы. Наличие медицинской лицензии в ООО «Lunettes-оптика» и ООО «Офтамед» не является безусловным основанием для признания указанных учреждений именно теми учреждениями, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию. Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Однако, работа в учреждении, имеющем лицензию на осуществление медицинской деятельности, не предполагает автоматически предоставления права на льготное исчисление трудового стажа работников таких учреждений. В действующем законодательстве легального определения понятия «медицинская организация» нет. Более того, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее–Основы) одновременно используются такие термины, как «медицинское учреждение», «медицинская организация», «организация здравоохранения», «больничное учреждение», «лечебно-профилактическое учреждение», «учреждения государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 года №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа; 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Очевидно, что непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения. Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18..04.2006 года №84-О и от 29.01.2009 года №67-О-О). Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию - лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 года №906-О-О). Согласно действовавшему до 01.01.2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27. Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29.10.2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066). В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 вступившего в силу с 01.01.2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Осуществляемая обществами с ограниченной ответственностью, в которых работала и работает истица профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных предприятий. Согласно уставу ООО «Lunettes-оптика» целью деятельности Общества является не медицинская, лечебно-профилактическая деятельность, а удовлетворение потребностей предприятий и граждан в производимой им продукции, товарах народного потребления, оказываемых услугах, а также получение прибыли. Кроме оказания медицинских услуг, в том числе в области офтальмологии и коррекции зрения, предметом деятельности Общества являются: - производство оптических приборов, фото- и кинооборудования, кроме ремонта; - полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области; - производство стекла для часов или очков, не подвергнутых оптической обработке; - производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедические приспособления; - предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию медицинского оборудования и аппаратуры; - издательская деятельность; - предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию профессионального фото- и кинооборудования и оптических приборов; - оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами; - розничная торговля фармацевтическими товарами и ортопедическими изделиями; - курьерская деятельность; - аренда контрольно-измерительной аппаратуры и медицинской техники; - обработка данных; - деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; - научные исследования и разработка в области естественных и технических наук; - исследование конъюнктуры рынка; - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; - рекламная деятельность; - предоставление услуг по найму рабочей силы; - предоставление услуг по подбору персонала; - врачебная практика; - деятельность среднего медицинского персонала; - осуществление других видов деятельности и оказание услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации (том 1, л.д.150-163). Согласно уставу ООО «Офтамед» целью деятельности Общества является не медицинская, лечебно-профилактическая деятельность, а удовлетворение потребностей предприятий и граждан в производимой им продукции, товарах народного потребления, оказываемых услугах, а также получение прибыли. Кроме оказания медицинских услуг, в том числе в области офтальмологии и коррекции зрения, предметом деятельности Общества является большой блок деятельности в области предпринимательства, который не относится к лечебной и медицинской деятельности (том 1, л.д.214-225). К приведенным в судебном процессе представителем истца доводам о тождественности функций ООО «Офтамед» и ООО «Lunettes-оптика» больнице, поликлинике, либо амбулатории суд относится критически, как не подтвержденным доказательствами. Ссылка представителя истца и представителей третьих лиц ООО «Офтамед» и ООО «Lunettes-оптика» на то, что ответчиком не было принято во внимание постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2011 года №11-П, суд считает необоснованным, поскольку в данном случае форма собственности учреждений не явилась основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Принимая во внимание, что учреждения ООО «Офтамед» и ООО «Lunettes-оптика», где работала истица, Списками не поименованы, суд приходит к выводу, что исковые требования в части включения в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения периодов в календарном исчислении с 09.12.2000 года по 27.07.2006 года в должностях старшей медсестры, главной медсестры ООО «Офтамед» и с 01.08.2006 года по 20.01.2011 года в должности медсестры ООО «Lunettes-оптика» не обоснованны и удовлетворению не подлежат. В этой части требований надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Калугиной С.А. удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г.Самары включить в специальный стаж работы, Калугиной С.А. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с деятельностью по охране здоровья населения: в льготном исчислении периоды: 1) с 01.01.1997 года по 02.03.1997 года в должности медицинской сестры-анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи г. Самары; 2) с 08.03.1997 года по 31.05.1997 года в должности медицинской сестры-анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи г. Самары; применить льготное исчисление к периодам: 1) с 01.08.1979 года по 30.11.1980 года в должности медсестры реанимационного отделения больницы Семашко 2) с 01.12.1980 года по 03.12.1982 года в должности медсестры хирургического отделения больницы Семашко, в том числе с 09.06.1981 года по 29.09.1981 года в отпуске по беременности и родам, с 30.09.1981 года по 27.10.1981 года в очередном отпуске и с 28.10.1981 по 03.12.1982 года в отпуске по уходу за ребенком; 3). с 01.09.1996 года по 31.12.1996 года в должности медсестры анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи; включить в календарном исчислении периоды: 1) 03.03.1997 года по 07.03.1997 года на курсах повышения квалификации; 2) с 01.06.1997 года по 08.01.1998 года в должности медсестры кардиобригады станции скорой помощи; 3) с 12.01.1998 года по 24.02.1998 года в должности медсестры анестезистки в выездной АРБ станции скорой помощи; 4) с 25.02.1998 года по 20.04.1998 года на курсах повышения квалификации; 5) с 21.04.1998 года по 08.12.2000 года в должности медсестры анестезистки выездной АРБ станции скорой помощи; В остальной части исковых требований отказать Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд, через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2012 года. Председательствующий судья В.Б. Бойко