по иску Прокурора Кировского района к ИП Зятикову А.В.



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2010 года г.Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Миценко О.А.

при секретаре Церцвадзе Г.Д.

с участием помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Серовой Н.С.

адвоката Чекарамит Е.В. в соответствии со ст. 50 ГПК РФ на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Ростова н/Дону в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зятикову А.В., третье лицо – МУ «Управление наружной рекламы» о признании недействительным разрешение на установку рекламной конструкции, обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, а также самостоятельные требования 3 лица МУ «Управление наружной рекламы» об обязании ИП Зятикова А.В. привести рекламную конструкцию в соответствие с разрешением

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зятикову А.В. (далее ответчик) об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу г...

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по указанному адресу, принадлежащая ИП Зятикову А.В., установлена с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003: на расстоянии 0,9 м от проезжей части, на высоте 4, 20 м от поверхности.

Размещение рекламных конструкций вопреки установленным требованиям является неправомерным, оказывающим негативное воздействие на безопасность дорожного движения. Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик по настоящему делу. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-Ф3 « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены гост Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В связи с этим, прокурор просил суд обязать ИП Зятикова А.В. демонтировать объект наружной рекламы по адресу...

Впоследствии прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования, просит суд - признать недействительным разрешение Номер обезличен на установку рекламной конструкции в 2007г., выданное ИП Зятикову МУ «Управление наружной рекламы» на размещение рекламной конструкции по адресу: ...

3 Лицом МУ «Управление наружной рекламы» заявлены самостоятельные требования к ИП Зятикову А.В. в порядке ст. 42 ГПК РФ, просит обязать ответчика привести в соответствие с разрешением рекламную конструкцию, расположенную по адресу ...

Представитель МУ «Управление наружной рекламы» в судебное заседание не явилась, надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, просит удовлетворить заявленные требования. Требования прокурора просит оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии МУ «Управление наружной рекламы» в силу ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Прокуратуры Кировского района г. Ростова н/Д
- помощник прокурора Кировского района г. Ростова н/Дону Серова Н.С.
в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме с учетом уточнений и просила их полностью удовлетворить. Заявленные МУ «Управление наружной рекламы» требования просит оставить без удовлетворения.

Ответчик ИП Зятиков А.В. в судебное заседание не явился.

В адрес ИП Зятикова А.В. по его месту жительства ... ..., а также по указанному иске адресу - ... судом неоднократно направлялись почтовые уведомления о времени и месте судебного заседания, а также судом были приняты меры по вручению ответчику судебного извещения через курьера суда.

В соответствии с докладной курьера Кировского суда, вручить извещение не представилось возможным, поскольку ИП Зятиков по месту жительства не проживает и его фактическое пребывание и место жительства неизвестны. Кроме того, как следует из рапорта УУМ ОМ 3 УВД по г. Ростову –на-Дону Матренина С.А., а также письменных объяснений секретаря организация Лисовской Е.С., ИП Зятиков А.В. по месту регистрации ... не проживает, там расположен офис организация руководителем которого является И.П. Зятиков, место жительства которое неизвестно. При изложенных обстоятельствах, судом приняты установленные законом меры для надлежащего извещения ИП Зятикова о времени и месте судебного заседания, место пребывания ответчика неизвестно. Суд не располагает сведениями о фактическом месте пребывания ИП Зятикова, а розыск ответчика по данной категории дел законом не предусмотрен.. В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится. Кроме того, как усматривается из материалов дела, в судебном заседании ранее принимал участие представитель ИП Зятикова по доверенности Иорданиди К.Ю., представил письменный отзыв, из чего следует, что ответчику ИП Зятикову и его представителю по доверенности известно о рассмотрении настоящего дела. Кроме того, ранее в судебном заседании представитель ответчика ИП Зятикова А.В. – Иорданиди К.Ю. исковые требования прокурора не признавал, представив письменный отзыв, против удовлетворения самостоятельных требований МУ «Управление наружной рекламы» не возражал.

С учетом изложенного, а также мнения прокурора Серовой Н.С., полагавшей возможным рассмотрение дела в отсутствии ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, место жительства которого неизвестно, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ. Дело рассмотрено в отсутствии ответчика в силу ст. 119, 50 ГПК РФ.

Представитель ИП Зятикова адвокат Чекарамит Е.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку ей неизвестна позиция ответчика. Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение явившихся представителей сторон, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на установку рекламной конструкции Номер обезличен выданного Муниципальным Учреждением «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону, ИП Зятиков А.В. осуществил установку рекламной конструкций по адресу: ....

Как следует из материалов дела, дата выдачи разрешений не указана, имеется ссылка на договор Номер обезличен от Дата обезличенаг., разрешение Номер обезличен действительно с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Разрешение выдано на срок 5 лет.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Ростова н/Д по заданию прокуратуры Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы, в ходе которой было установлено, что управленческие функции, связанные с размещением рекламно-информационных элементов на территории города переданы муниципальным образованием муниципальному учреждению «Управление наружной рекламы г. Ростова н/Д». В соответствии с Уставом, управление осуществляет работы по оформлению разрешительной документации на размещение рекламно-информационных элементов, а также контроль за размещением рекламно-информационных элементов и их техническим состоянием. Разрешение выдано на срок 5 лет.

Судом достоверно установлено, что комиссией в составе сотрудника ГИБДД с участием свидетелей произведена проверка осмотра места размещения ответчиком рекламных конструкций, которой установлено, что спорная рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003г. № 124-ст. Указанные нарушения зафиксированы в актах осмотра.

По результатам проведенных проверок прокурором заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о демонтаже рекламных конструкций.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с про­цессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Неопределённый круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разре­шении дела.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе” законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из указанного Федерального закона.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 19 Ф3 “О рекламе”, все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством. размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства.
Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действия, направленных на получения разрешения, регулируется нормами ч. ч. 9, 11, 13. 14, 17, ст. 19 Ф3 “О рекламе”.

Часть 4 статьи 19 ФЗ “О рекламе” предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
На момент рассмотрения данного дела ни один технический регламент не принят.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044—2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений”, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы (далее - средства наружной рекламы) и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа, при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы, является обязательным.

В силу п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений”, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размешены: - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; - ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

В соответствии с п. 6.6. названного ГОСТа, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть (в зависимости от разрешенной скорости движения по дороге) не менее 60 м.

В нарушение указанных требований, спорная рекламная конструкция, установленная на основании разрешения Номер обезличен по адресу: ..., размещена на расстоянии 0, 9 м. от проезжей части, на высоте 4, 20 м от поверхности.

Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, и зафиксированы в акте от Дата обезличенаг.

Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, изложенные им в отзыве, о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит применению, т.к. не зарегистрирован в Минюсте РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно пунктам 1,2,10 Правил, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие трава, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления от 29.11. 2007г. № 48 разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений’, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем, в силу п. 15 Разъяснений, не подлежат представлению на государственную регистрацию. Кроме того, утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, в связи с чем, на регистрацию не должны представляться.

ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст., устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с 01.07.2003г. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. № 124-ст в соответствии положениями Закона РФ от 10.06.1993г. № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».

В соответствии с п.3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции или связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения. перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Поскольку ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, не отменен, и продолжает действовать, он в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения. и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

Несоответствия расположения рекламной конструкции, установленной по адресу: ... ..., требованиям
государственного стандарта, создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Утверждения ответчика о том, что размещение рекламы с нарушением требования государственного стандарта не создает угрозу жизни и здоровью суд находит несостоятельными.

В подтверждение своих утверждений ответчик сослался на письмо от ГИБДД о том, что в период с Дата обезличена. по Дата обезличена. не было зарегистрировано ни одного ДТП, причиной которого является наличие вдоль автомобильной дороги рекламной конструкции.

Однако отсутствие ДТП по указанной причине не является само по себе доказательством отсутствия угрозы безопасности жизни и здоровью участников дорожного движения.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий

То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с
нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт - дорожно-транспортное происшествие, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе», договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок 5 лет. Поскольку в разрешении на установку спорной рекламной конструкций не указан срок их выдачи, то исходя из конечного срока действия разрешений, они были выданы в июле 2007г., т.е. после сентября 2005г.

Ссылка ответчика на то, что конструкции были установлены ранее, не подтверждены достоверными доказательствами, в связи с чем, суд считает доводы ответчика несостоятельными, поскольку суду не представлены доказательства установки спорной рекламной конструкции ранее 2007г., а также не представлены основания и документы (разрешения, и др.), на основании которых рекламная конструкция установлена в указанное ответчиком время.

Согласно пункту 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителя законодательства Российской Федерации о рекламе - по исполнению антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - По иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции и на данном месте
схеме территориального планирования или генеральному плану;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся
застройки населения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных
актов но безопасности движения транспорта - но иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с
частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иск антимонопольного органа.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.5 ФЗ от 13.03.2006г. №38 «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В силу ст. 19 ч.4 указанного закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Поскольку спорная рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то спорное разрешение на установку рекламной конструкции должно быть признано недействительным.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Поскольку разрешение на установление рекламной конструкции признано недействительным решением суда, то ответчик обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что прокурором представлены суду доказательства заявленных требований, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Разрешая самостоятельные требования 3 лица МУ «Управление наружной рекламы» об обязании ИП Зятикова А.В. привести рекламную конструкцию в соответствие в разрешением, суд считает указанные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку требования не основаны на законе, не доказанными. Представленное суду Заключение о результатах лингвистического исследования фрагмента текса, начинающегося словами «Общие требования к наружной рекламе» и заканчивающегося словами «…необходимо проводить совместно с их фундаментом» Номер обезличен.1-5 от Дата обезличенаг., выполненное специалистом ЮРЦ СЭ МЮ РФ, на которое МУ «Управление наружной рекламы» ссылается как на доказательство, не имеет правового значения по делу, поскольку не устанавливает или не опровергает установленные судом доказательства по делу.

Поскольку разрешение на установление спорной рекламной конструкции признано судом недействительным по изложенным выше основаниям, то требования об обязании ИП Зятикова А.В. привести рекламную конструкцию в соответствие с указанным разрешением удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным разрешение Номер обезличен на установку рекламной конструкции в 2007г., выданное ИП Зятикову А.В. Муниципальным Учреждением «Управление наружной рекламы» на размещение рекламной конструкции по адресу: ....

Обязать ИП Зятикова А.В. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать рекламную конструкцию, размещенную по адресу: ..., ....

Требования Муниципального Учреждения «Управление наружной рекламы» к ИП Зятикову А.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2010г.

СУДЬЯ: О.А.Миценко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200