по иску Тугумова Г.Н.



Дело 2- 1065\10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2010 г. г.Ростов- на -Дону

Судья Кировского района г. Ростова на Дону МИЦЕНКО О.А.

при секретаре Лисуновой М.

рассмотрев гражданское дело по иску Тугумова Г.Н.О. к Муниципальному учреждению «Управление социальной защиты населения Кировского района города Ростова-на-Дону» (МУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону») о взыскании задолженности и убытков

УС Т А Н О В И Л:

Тугумов Г.Н-О (далее истец) обратился в суд с иском о взыскании задолженности и убытков, указав, что является инвалидом 2 группы вследствие ликвидации, последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ответчик ежемесячно начисляет и выплачивает истцу суммы возмещения вреда здоровью (далее - ВВЗ). Истцом указано, что решением Кировского районного суда от Дата обезличена года суммы ВВЗ были проиндексированы на коэффициенты МРОТ, ПМ и инфляции в соответствие с действующим законодательством РФ. Судом была взыскана задолженность за период с Дата обезличена года по Дата обезличена год, а также установлен ежемесячный размер ВВЗ. Истец также утверждает, что из текста судебного решения от Дата обезличена года, требование о взыскании задолженности по выплатам сумм возмещения вреда здоровью заявлялись истцом только за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена год. Требования о взыскании задолженности, а также убытков за период с Дата обезличена года по Дата обезличена год истец не заявлял и судом эти требования не рассматривались. Истец также обращает внимание, что Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ неоднократно разъяснялось, что правоотношения в сфере возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся радиации вследствие ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - особые публичные, правоотношения между гражданином и государством, в которых последнее стремится к более полному, насколько возможно, возмещению вреда здоровью, в связи с чем, ст. 208 ГК РФ, ограничивающая период взыскания тремя годами не может быть применена к данному спору. В иске указано, что задолженность сложилась из ежемесячно недоплачиваемых истцу ответчиком сумм возмещения вреда за названный период. Эта задолженность представляет собой реально дополученные истцом денежные средства. В результате инфляции денежные средства, которые истцу недоплачивал ответчик, обесценились, в связи с чем, из-за невыплаты истцу денежных средств истец несет убытки.

Истец считает, что для определения убытков, понесенных им, задолженность должна быть проиндексирована на индексы потребительских цен (ИПЦ), по информации органа статистики, и правовая позиция отражена в Постановлении пленума ВС РФ от 14.12.2000г. №35 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 г. №7), где в п. 16 говорится: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, внесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся а результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». Истец, ссылаясь на мнение Верховного Суда РФ, просит суд обязать МУ «УСЗН» Кировского района т. Ростов-на-Дону назначить к выплате в пользу Тугумова Г.Н. за счет средств федерального бюджета сумму задолженности за не своевременную выплату ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью с учетом убытков за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., в размере 235 566.19 руб. Впоследствии истец и его представитель по доверенности Абрамов Н.В. уточнил заявленные требования и в окончательном варианте истец просит суд обязать МУ «УСЗН» Кировского района т. Ростов-на-Дону назначить к выплате в пользу Тугумова Г.Н. за счет средств федерального бюджета сумму задолженности за не свременную выплату ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью с учетом убытков за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., рассчитанных по ИПЦ в размере 372 349,03 руб., с применением индексов ИПЦ с 01.07. 200г. по Дата обезличенаё10г., в которую включена задолженность по ежемесячным выплатам за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в размере 132 823,65 руб.

В судебном заседании истец поддержал заявление требования с учетом уточнений, просит полностью удовлетворить. Представитель МУСЗН Кировского района г. Ростова н/Д – Фролова Я.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, представив возражения, а также указав, что истцом не правильно произведен расчет.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы дел Номер обезличен,, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Далее – базовый Закон) в редакции, действовавшей до 15.02.2001 (до вступления в силу ФЗ от 12.01.2001 № 5-ФЗ), гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (его соответствующей части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что истцу была установлена 2-я группа инвалидности, в связи с чем, МУСЗН Кировского района г. Ростова н/Д выплачивает ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.

В соответствии с ч. З ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции ФЗ №5-ФЗ от 12 февраля 2001г.) государственные пенсии (в том силе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» №5-ФЗ от 12.02.2001г. размеры выплат, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ежегодно повышаются пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Факт того, что истцу выплачиваются суммы возмещения вреда, подтверждается информацией УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону о выплате.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г. №11-п «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от 24 ноября 1995г. и от 12 февраля 2001г.), федеральных законов от 12 февраля 2001г., «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от 19 июня 2000г. «О минимальном размере оплаты труда» от 7 августа 2000г. «О порядке установления стипендий и социальных выплат в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19(часть 2) и 55 (часть2), положения ч.З ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции от 12 февраля 2001г.) и ч.З ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее современность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.

В то же время Конституционный Суд РФ указал, что впредь, до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

На основании содержания вышеназванных норм и постановления Конституционного Суда РФ следует, что после 15 февраля 2001г. (введение в действие ФЗ №5-Ф от 12февраля 2001г.) суммы возмещения вреда, подлежащие выплате участникам ликвидации аварии, могут быть: во-первых, увеличены ежегодно; во-вторых, увеличены в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

В соответствии со ст.З ФЗ РФ от 26 апреля 2004г. «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат, в соответствии с п.25 ч.1 ст.14 или п.11ч.1ст.153акона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред.Закона РФ от 18.06.1992г. №3061-1) и ч.ч.1 и 2 ст.2 ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» индексируются с 19.06.2002г. исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ от 30 декабря 2001г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002г.» и ФЗ от 24.12.2002г. №176-ФЗ«0 федеральном бюджете на 2003г.»,определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст.4 ФЗ РФ от 26 апреля 2004г. «О внесении изменений в статью Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» определен механизм индексации сумм возмещения вреда здоровью в централизованном порядке исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанный Закон вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования. Учитывая, что вышеуказанный Закон был опубликован 29 апреля 2004г. он вступил в силу соответственно 29 мая 2004г.

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2004г.» уровень инфляции установлен в размере 10%.

В соответствии с ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2005г.» №174-ФЗ от 23.12.2004г. уровень инфляции установлен в размере от 7,5 до 8,5%.

Постановлением Правительства № 292 от 07.05.2005 г. установлен коэффициент 1,11; Федеральным Законом от 01.12.2006 г. № 197- коэффициент 1,09, Федеральным Законом № 238-ФЗ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 г.» - коэффициент 1,08.

При вынесении решения суд принимает во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. №7), который указал - В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997г. до 1 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. по 1 января 2001г.

В судебном заседании установлено, что решением Кировского районного суда от Дата обезличена года, в пользу Тугумова Г.Н. с МУСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону с Дата обезличенаг. в возмещение вреда здоровью взыскано 12 691,95 руб. ежемесячно с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством и взыскана единовременно задолженность за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в сумме 224 289,02 руб.

При этом, судом достоверно установлено, что требование о взыскании задолженности по выплатам сумм возмещения вреда здоровью заявлялись истцом только за период с 1.04. 2003 г. по Дата обезличена год. Требования о взыскании задолженности, а также убытки за период с Дата обезличена года по Дата обезличена год истец не заявлял и судом эти требования судом не рассматривались.

Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ неоднократно разъяснялось, что правоотношения в сфере возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся радиации вследствие ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - особые публичные, правоотношения между гражданином и государством, в которых последнее стремится к более полному, насколько возможно, возмещению вреда здоровью, в связи с чем, ст. 208 ГК РФ, ограничивающая период взыскания тремя годами не может быть применена к данному спору.

Судом установлено, что задолженность образовалась из ежемесячно недоплачиваемых истцу ответчиком сумм возмещения вреда за указанный период. Задолженность представляет собой реально дополученные истцом денежные средства, а в результате инфляции денежные средства, которые истцу недоплачивал ответчик, обесценились, в связи с чем, суд считает правомерной позицию истца, что из-за невыплаты денежных средств истец несет убытки.

Исходя их того, что на Дата обезличенаг. истец получал возмещение вреда здоровью, суд полагает, что убытки за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. составляют сумму 127 107,29 руб.

При этом, суд считает что к выплате за счет средств федерального бюджета подлежат задолженности и убытки ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью инвалиду 2 гр. ЧАЭС Тугумову Г.Н-О. с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в сумме 266222.99 руб.

Год

Ме-сяц

Должно быть выплачено

Коэфф.

Выплачено

Разница

ИПЦ

2000

7

4168,54

1,581

2636,65

1531,89

1531,89

1,0090

1545,68

2000

8

4168,54

2636,65

1531,89

3077,57

1,0090

3105,27

2000

9

4168,54

2636,65

1531,89

4637,16

1,0110

4688,16

2000

10

4168,54

2636,65

1531,89

6220,05

1,0170

6325,79

2000

11

4168,54

2636,65

1531,89

7857,68

1,0130

7959,83

2000

12

4168,54

2636,65

1531,89

9491,72

1,0210

9691,05

2001

1

6315,34

1,515

2636,65

3678,69

13369,74

1,0280

13744,09

2001

2

6315,34

3680,77

2634,57

16378,66

1,0350

16951,92

2001

3

6315,34

3158,71

3156,63

20108,55

1,0220

20550,93

2001

4

6315,34

3158,71

3156,63

23707,56

1,0230

24252,84

2001

5

6315,34

3158,71

3156,63

27409,47

1,0290

28204,34

2001

6

6315,34

3158,71

3156,63

31360,97

1,0280

32239,08

2001

7

6315,34

3158,71

3156,63

35395,71

0,9630

34086,07

2001

8

6315,34

3158,71

3156,63

37242,70

1,0020

37317,18

2001

9

6315,34

3158,71

3156,63

40473,81

1,0150

41080,92

2001

10

6315,34

3158,71

3156,63

44237,55

1,0090

44635,69

2001

11

6315,34

3158,71

3156,63

47792,32

1,0200

48748,17

2001

12

6315,34

3158,71

3156,63

51904,80

1,0320

53565,75

2002

1

7894,18

1,25

4974,97

2919,21

56484,96

1,0540

59535,15

2002

2

7894,18

4974,97

2919,21

62454,36

1,0080

62953,99

2002

3

7894,18

4974,97

2919,21

65873,20

1,0030

66070,82

2002

4

7894,18

4974,97

2919,21

68990,03

1,0130

69886,90

2002

5

7894,18

4974,97

2919,21

72806,11

1,0300

74990,30

2002

6

7894,18

4974,97

2919,21

77909,51

1,0120

78844,42

2002

7

7894,18

4974,97

2919,21

81763,63

0,9860

80618,94

2002

8

7894,18

4974,97

2919,21

83538,15

1,0010

83621,69

2002

9

7894,18

4974,97

2919,21

86540,90

1,0100

87406,31

2002

10

7894,18

4974,97

2919,21

90325,52

1,0160

91770,72

2002

11

7894,18

4974,97

2919,21

94689,93

1,0190

96489,04

2002

12

7894,18

4974,97

2919,21

99408,25

1,0220

101595,23

2003

1

9946,67

1,26

4974,97

4971,70

106566,93

1,0400

110829,61

2003

2

9946,67

4974,97

4971,70

115801,31

1,0150

117538,33

2003

3

9946,67

4974,97

4971,70

122510,03

1,0120

123980,15

2003

4

123980,15

1,0000

123980,15

2003

5

123980,15

1,0100

125219,95

2003

6

125219,95

1,0220

127974,79

2003

7

127974,79

1,0000

127974,79

2003

8

127974,79

0,9820

125671,24

2003

9

125671,24

1,0030

126048,25

2003

10

126048,25

1,0120

127560,83

2003

11

127560,83

1,0120

129091,56

2003

12

129091,56

1,0110

130511,57

2004

1

130511,57

1,0200

133121,80

2004

2

133121,80

1,0130

134852,38

2004

3

134852,38

1,0090

136066,05

2004

4

136066,05

1,0210

138923,44

2004

5

138923,44

1,0140

140868,37

2004

6

140868,37

1,0100

142277,05

2004

7

142277,05

1,0000

142277,05

2004

8

142277,05

0,9990

142134,77

2004

9

142134,77

1,0080

143271,85

2004

10

143271,85

1,0150

145420,93

2004

11

145420,93

1,0110

147020,56

2004

12

147020,56

1,0100

148490,77

2005

1

148490,77

1,0380

154133,42

2005

2

154133,42

1,0150

156445,42

2005

3

156445,42

1,0170

159104,99

2005

4

159104,99

1,0120

161014,25

2005

5

161014,25

1,0160

163590,48

2005

6

163590,48

1,0210

167025,88

2005

7

167025,88

0,9830

164186,44

2005

8

164186,44

0,9950

163365,51

2005

9

163365,51

1,0040

164018,97

2005

10

164018,97

1,0060

165003,08

2005

11

165003,08

1,0100

166653,11

2005

12

166653,11

1,0080

167986,33

2006

1

167986,33

1,0340

173697,87

2006

2

173697,87

1,0220

177519,22

2006

3

177519,22

1,0020

177874,26

2006

4

177874,26

1,0020

178230,01

2006

5

178230,01

1,0070

179477,62

2006

6

179477,62

1,0030

180016,05

2006

7

180016,05

0,9950

179115,97

2006

8

179115,97

1,0000

179115,97

2006

9

179115,97

1,0070

180369,78

2006

10

180369,78

1,0040

181091,26

2006

11

181091,26

1,0070

182358,90

2006

12

182358,90

1,0070

183635,41

2007

1

183635,41

1,0210

187491,75

2007

2

187491,75

1,0070

188804,19

2007

3

188804,19

1,0060

189937,02

2007

4

189937,02

1,0080

191456,52

2007

5

191456,52

1,0100

193371,09

2007

6

193371,09

1,0220

197625,25

2007

7

197625,25

1,0010

197822,88

2007

8

197822,88

0,9950

196833,77

2007

9

196833,77

1,0130

199392,61

2007

10

199392,61

1,0190

203181,07

2007

11

203181,07

1,0060

204400,16

2007

12

204400,16

1,0090

206239,76

2008

1

206239,76

1,0310

212633,19

2008

2

212633,19

1,0110

214972,16

2008

3

214972,16

1,0130

217766,80

2008

4

217766,80

1,0160

221251,07

2008

5

221251,07

1,0200

225676,09

2008

6

225676,09

1,0110

228158,53

2008

7

228158,53

0,9995

228044,45

2008

8

228044,45

1,0050

229184,67

2008

9

229184,67

1,0110

231705,70

2008

10

231705,70

1,0110

234254,46

2008

11

234254,46

1,0050

235425,73

2008

12

235425,73

1,0030

236132,01

2009

1

236132,01

1,0350

244396,63

2009

2

244396,63

1,0130

247573,79

2009

3

247573,79

1,0110

250297,10

2009

4

250297,10

1,0040

251298,29

2009

5

251298,29

1,0090

253559,97

2009

6

253559,97

1,0100

256095,57

2009

7

256094,57

1,0020

256606,76

2009

8

256606,76

0,9990

256350,15

2009

9

256350,15

1,0010

256606,50

2009

10

256606,50

1,0030

257376,32

2009

11

257376,32

1,0030

258148,45

2009

12

258148,45

1,0040

259181,04

2010

1

259181,04

1,0100

261772,85

2010

2

261772,85

1,0170

266222,99

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное учреждение «Управление социальной защиты населения Кировского района города Ростова-на-Дону» (МУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону») назначить к выплате в пользу Тугумова Г.Н.О. за счет средств федерального бюджета задолженность и убытки за период с Дата обезличена г. по Дата обезличенаг. - всего в сумме 266 222, 99 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2010г.

Судья О.А. Миценко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200