Дело № 2-1453/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2010 г. г. Ростов- на- Дону
Судья Кировского района г. Ростова- на- Дону МИЦЕНКО О.А.
при секретаре Церцвадзе Г.Д.
рассмотрев гражданское дело по иску Емельянова Б.Н. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» (ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области»), 3 лица Управление социальной защиты заселения администрации г. Азова (УСЗН г. Азова), Министерство труда и социального развития (Минтруд области), Министерство здравоохранения Администрации Ростовской области о признании права на бесплатное получение автомобиля, обязании выдать документы
УСТАНОВИЛ:
Емельянов Б.Н. (далее истец) обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» (ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области»).
В обоснование требований истцом указано, что он является инвалидом II группы, малолетним узником. В ноябре 2002 г. истец получил информацию, что ему как инвалиду и малолетнему узнику необходимо пройти медико-социальную экспертизу для получения легкового автомобиля за счет средств Федерального бюджета. Дата обезличена г. в МСЧ г. Азова истец получил направление на медико-социальную экспертизу на соц.транспорт и начал проходить врачебную комиссию. Руководитель филиала Номер обезличен МСЭ г. Азова Усейнов М.Б. потребовал, чтобы истца осмотрел сосудистый хирург и нарколог в ОКБ г. Ростова, ему выдали направление на медико-социальную экспертизу.
Истец также указывает, что отданные им документы в ОКБ г. Ростова с заключениями врачей он больше не видел и не знает, что решили в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области. Впоследствии истец узнал, что согласно Указа Президента РФ № 685 от Дата обезличена г. всех состоявших на Дата обезличена г. на учете в органах социальной защиты населения обеспечат легковыми автомашинами, в связи с чем, истец Дата обезличена г. обратился в УСЗН г. Азова и в область, однако, от истца требуют документ о прохождении медико-социальной экспертизы и справку, что истцу положена автомашина. Дата обезличена г. истец обратился в МСЭ № 24 г. Азов, где ему стало известно, что его вызывали на комиссию и он дважды на комиссию не явился и, что машина ему не показана. Поскольку вызовы истец не получал, он Дата обезличена г. обратился письменно к заместителю главного эксперта по медико-социальной экспертизе и узнал, что истец был освидетельствован в экспертном составе Номер обезличен Главного бюро МСЭ для определения медицинских показаний на обеспечение спецавтотранспортом Дата обезличена г. и в последующем в службу МСЭ не направлялся.
Истец просит суд признать его право на бесплатное получение автомашины, обязать главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области выдать истцу соответствующие документы, необходимые для реализации его прав в бесплатном получении легковой автомашины.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования полностью поддержал, просит удовлетворить, указав, что просит также признать, что он до Дата обезличенаг. состоял в очереди на обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, но освидетельствование не прошел по не зависящим от него причинам, так как вызов не получал.
Представитель ответчика по доверенности Шепеля Т.Б. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в исковых требованиях отказать, представив возражения.
По инициативе суда в качестве 3 лиц привлечены Управление социальной защиты заселения администрации г. Азова (УСЗН г. Азова), Министерство труда и социального развития (Минтруд области), Министерство здравоохранения Администрации Ростовской области.
Представитель УСЗН г. Азова Зинченко Н.А. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении требований Емельянова Б.Н., представив возражения.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области, по доверенности в деле Ярцев В.Л. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просит в удовлетворении исковых требованиях отказать, представив возражения.
Представитель Министерства здравоохранения Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствии, представив отзыв.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Истцом заявлены требования о признании его права на бесплатное получение автомашины, обязании главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области выдать соответствующие документы, необходимые для реализации его прав в бесплатном получении легковой автомашины, в связи с чем, суду необходимо установить, имело ли место нарушение прав и законных интересов Емельянова Б.Н. действиями ответчика, а также, представлены ли истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательства заявленных требований.
До Дата обезличена года, в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до Дата обезличена года), и с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.1992 № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», инвалиды имели право на первоочередное предоставление бесплатно или на льготных условиях в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определялись Правительством Российской Федерации.
Расходы на обеспечение транспортными средствами или на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства (выплату денежной компенсации) возмещались за счет средств федерального бюджета, что было установлено подпунктом «д» пункта 1 части 1 ст. 10 указанного Закона.
Обеспечение инвалидов спецавтотранспортом осуществлялось в строгом соответствии с Перечнями медицинских показаний на получение инвалидами спецавтотранспорта, утверждёнными Министерством здравоохранения СССР в 1969 и 1970 годах, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от специальных транспортных средствах", инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утверждённой Постановлением Совмина РФ от 22.02.1993 года № 156, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действующее законодательство Федеральным законом от 22.08.2004года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации. ..», с 1 января 2005 отдельные статьи федеральных законов, в том числе, касающиеся предоставления инвалидам автомобилей, а также их замены утратили силу, и предоставлявшиеся ранее натуральные льготы, в том числе по обеспечению транспортными средствами, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на денежные выплаты. В связи с чем, органами социальной защиты населения с указанной даты постановка на учет не осуществляется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 №15 утвержден Перечень утративших силу с 03.02.2008 актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации, по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами.
Статья 153 указанного закона в рамках длящихся правоотношений предусматривает предоставление гражданам тех льгот и гарантий, право на получение которых, у них возникло до 1 января 2005. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации...» также разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно письму Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 26.01.2005 №10-11/08-647 министерством труда и социального развития Ростовской области 04.02.2005 направлен поименный список инвалидов, имеющих право на получение автотранспорта по состоянию на 01.01.2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" (действовавшим до 30.09.2008) предусмотрено, что транспортные средства - легковые автомобили предоставляются бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 1 января 2005 органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями в соответствии с действовавшими до указанной даты законодательными и иными нормативными правовыми актами. Указом Президента РФ от 06.05.2008г. №685 « О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" поручено Правительству Российской Федерации осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: в 2008-2009 годы - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008 N685, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 №670 утверждены Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Постановка на учет инвалидов после 01.01.2005 года действующим законодательством не предусмотрена. Каких-либо решений о предоставлении автотранспорта инвалидам и участникам Великой Отечественной войны только по факту установленного статуса на федеральном уровне не принималось.
Судом достоверно установлено, что 27 января 2003 года управлением социальной защиты населения г. Азова Емельянову Б.Н. было выдано направление в лечебное учреждение для обследования и освидетельствования службой медико-социальной экспертизы по вопросу определения наличия медицинских показаний на обеспечение транспортным средством.
Однако, до 01.01.2005 медицинское заключение на обеспечение
специальным автотранспортом Емельяновым Б.Н. не было представлено в территориальный орган социальной защиты населения.
При этом судом достоверно установлено, что Емельянов Б.Н. впервые проходил медико-социальную экспертизу в 2002г. и по результатам освидетельствования истец был признан инвалидом 2 группы с причиной «общее заболевание» без срока переосвидетельствования (бессрочно). Следующее переосвидетельствование истца, инвалидность которому была установлена без срока переосвидетельствования, было проведено в филиале-бюро Номер обезличен ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Дата обезличенаг. на основании его личного заявления. При этом истец предоставил направление на медико-социальную экспертизу ЦРБ ... (протокол КЭК Номер обезличен от Дата обезличенаг.) с основным диагнозом «Дисциркуляторная гипертоническая энцефалопатия Пет. Последствия ишемического инсульта в правой средней мозговой артерии Дата обезличена г, умеренно выраженный левосторонний гемипарез», которое было выдано в связи с необходимостью решения вопроса (по настоянию Б.Н. Емельянов) о наличии показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением. По результатам освидетельствования в филиале-бюро № 24 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» показаний к обеспечению указанными транспортными средствами истцу не установлено.
В связи с обжалованием Б.Н. Емельяновым вынесенного экспертного решения, его медико-экспертная документация была направлена в экспертный состав №6 ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области».
10 апреля 2003г. истец был освидетельствован специалистами указанного экспертного состава (акт № 91 освидетельствования в бюро МСЭ по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением от 10 апреля 2003г.).
Медицинских показаний на обеспечение транспортным средством с ручным управлением не установлено, экспертное решение филиала-бюро № 24 ФГУ«ГБ МСЭ по Ростовской области» оставлено без изменения. Судом установлено, что на момент освидетельствования истца в 2003г., обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами до 01 января 2005 г осуществлялось строго в соответствии с перечнем медицинских показаний на получение инвалидами мотоколяски и автомобиля с ручным управлением, утвержденным Министерством здравоохранения СССР от 11 августа 1970 г., в который входили 17 заболеваний, в том числе параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение (п.8 Перечня). На момент освидетельствования по данным лечебного учреждения и клинического осмотра в экспертном составе №6 у Б.Н. Емельянова отмечался умеренный гемипарез (передвигался самостоятельно без вспомогательных средств, движения в суставах нижних конечностей были в полном объеме), был установлен диагноз: «Дисциркуляторная энцефалопатия Пет. Последствия ишемического инсульта в правой средней мозговой артерии.
Таким образом, судом установлено, что имеющееся у Емельянова Б.Н. заболевания не входили в вышеуказанные в Перечне, в связи с чем, основания для определения истцу транспортного средства с ручным управлением отсутствовали.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом в судебном заседании, в последующем Емельянов Б.Н. в учреждения медико-социальной экспертизы не направлялся и до 01.01.2005 медицинское заключение на обеспечение его спецтранспортом не было представлено в территориальный орган социальной защиты населения.
С 1 января 2005 г. Распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004г. № 1343-р утвержден новый Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который специальный автотранспорт, как средство реабилитации инвалидов, не входит.
Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2004г. № 2347-р указанный распоряжение признано утратившим силу и утвержден новый Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который специальный автотранспорт также не входит.
При изложенных обстоятельствах, основания для обеспечения Емельянова Б.Н. автомобилем отсутствуют, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Суд также считает не подлежащими удовлетворению требования Емельянова Б.Н. об обязания ГБ МСЭ по Ростовской области выдать истцу соответствующие документы, необходимые для реализации его прав в бесплатном получении легковой автомашины, а также признания, что он до 01.01.2005г. состоял в очереди на обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, но освидетельствование не прошел по не зависящим от него причинам, так как вызов не получал.
Так, истцом не указаны, какие именно документы необходимо выдать ГУ МСЭ истцу для получения им автомобиля, а также в связи с тем, что указанные требования следуют из требований о признании его права на бесплатное получение автомобиля, которые суд считает не подлежащими удовлетворению по изложенным выше обстоятельствам.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Емельянова Б.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12,56,167, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ
Исковые требования Емельянова Б.Н. к Федеральному государственному учреждению «Гланое бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» (ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области»), 3 лица Управление социальной защиты заселения администрации г. Азова (УСЗН г. Азова), Министерство труда и социального развития (Минтруд области), Министерство здравоохранения Администрации Ростовской области о признании права на бесплатное получение автомобиля, обязании выдать документы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова на Дону в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2010г.
Судья О.А. Миценко