РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2010г. Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего и.о. судьи Колодкиной В.Н.
с участием помощника прокурора Бесединой Е.И.
адвоката Чуйко О.С.
при секретаре Фот С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2118/10 по иску Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зятикову А.В., МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения недействительным, обязании демонтировать рекламную конструкцию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону (далее прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зятикову А.В., МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения Номер обезличен на установку рекламной конструкции по адресу ..., выданного МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» недействительным, обязании осуществить демонтаж этой рекламной конструкции.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.
Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы. Проверкой, проведенной прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону, а также специалистом МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» установлено, что рекламная конструкция ИП Зятикова А.В. по адресу ... (разрешение Номер обезличен) размещена с нарушениями требований ГОСТР 52044-2003: рекламная конструкция размещена на расстоянии 0.05 метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальное расстояние 5 м). Как указано в п. 20 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке. Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц. По ... осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Допущенные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами, поэтому прокурор обратился в суд с настоящими требованиями.
Представитель Прокуратуры Кировского района г. Ростова-на-Дону - помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Беседина Е.И. в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, признать недействительным разрешение Номер обезличен на установку рекламной конструкции, выданное ИП Зятикову МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: ... в ..., обязать ответчика осуществить демонтаж указанной рекламной конструкции.
Ответчик ИП Зятиков А.В. в судебное заседание не явился.
В адрес ИП Зятикова А.В. по его месту жительства ... ..., судом неоднократно направлялись почтовые уведомления о времени, месте судебного заседания, а также судом были приняты меры по вручению ответчику судебного извещения.
Из докладной СП по ОУПДС Паршина С.С. установлено, что ИП Зятиков А.В. по месту регистрации ... не проживает в связи с отсутствием квартиры, там расположен офис ОАО «организация 1», руководителем которого является ИП Зятиков А.В., место жительства которого неизвестно, работники офиса отказались принять судебную повестку для передачи Зятикову А.В., т.к. по условиям трудового договора с ним они не имеют право сообщать его место жительства.
При таких обстоятельствах суд считает, что приняты установленные законом меры для надлежащего извещения ИП Зятикова о времени и месте судебного заседания, место пребывания ответчика неизвестно. Суд не располагает сведениями о фактическом месте пребывания ИП Зятикова, а розыск ответчика по данной категории дел законом не предусмотрен. В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
С учетом указанных обстоятельств, а также учитывая мнения прокурора Бесединой Е.И., адвоката Чуйко О.С., полагавших возможным рассмотрение дела в отсутствии ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, место жительства которого неизвестно, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ.
Представитель ИП Зятикова по ст.50 ГПК РФ - адвокат Чуйко О.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен телефонограммой, ранее в судебное заседание поступало от ответчика ходатайство об отложении дела в связи с нахождением юристов в отпуске, судом дело было отложено, сообщено ответчику о необходимости направления представителя для рассмотрения дела, но представитель ответчика в судебное заседание не явился, учитывая, что ответчик юридическое лицо, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков в силу ст. 50, 119, 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
На основании разрешения на установку рекламной конструкции Номер обезличен, выданного Муниципальным Учреждением «Управление наружной рекламы» г. Ростова-на-Дону, ИП Зятиков А.В. осуществил установку рекламной конструкций по адресу ... в ....
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Ленинского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы.
Проверкой, проведенной прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону, а также специалистом МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» установлено, что рекламная конструкция ИП Зятикова А.В. по адресу ... (разрешение Номер обезличен) размещена с нарушениями требований ГОСТР 52044-2003: рекламная конструкция размещена на расстоянии 0.05 метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальное расстояние 5 м).
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указывает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, поэтому в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170-ст, в редакции изменений №2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 № 170-ст о введении в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты» № 9, 2005 г. и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5 за 2005 год. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». При этом первоначальный текст ГОСТ Р 52044-2003 опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.
Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»).
Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах итерриториях городских и сельских поселений».
Согласно со ст. 1 ГОСТ Р 52044-2003, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые на автомобильных дорогах территориях городских и сельских поселений.
Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
В силу п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (п. 6.1).
В соответствии с п. п. 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция)осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, зашиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно п. 20 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке.
Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителя законодательства Российской Федерации о рекламе - по исполнению антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - По иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции и на данном месте
схеме территориального планирования или генеральному плану;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся
застройки населения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных
актов но безопасности движения транспорта - но иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с
частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иск антимонопольного органа.
П.3 ч.4 ст.5 ФЗ от 13.03.2006г. №38 «О рекламе» предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии с ч.4 ст.19 указанного закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Поскольку спорная рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешение на установку рекламной конструкции должно быть признано недействительным.
В силу ч. 2 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Так как разрешение на установку рекламной конструкции признано недействительным решением суда, ответчик обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд считает, что прокурор представил суду доказательства заявленных требований, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать разрешение Номер обезличен на установку рекламной конструкции
по адресу ..., выданное МУ «Управление наружной рекламой
г. Ростова-на-Дону» ИП Зятикову А.В. недействительным.
Обязать ИП Зятикова А.В. демонтировать рекламную конструкцию, размещенную по адресу ..., ....
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 12 августа 2010 года.
И.О.СУДЬИ КОЛОДКИНА В.Н.