по иску прокурора Аксайского района



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

12 августа 2010 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

судьи Соколовой Т.Ю.

с участием помощника прокурора прокуратуры Кировского района г.Ростова-на-Дону Бесединой Е.И.

при секретаре Анохиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2413/10 по иску прокурора Аксайского района РО в интересах неопределенного круга лиц к ИП «Костюкевич», третьи лица: УГИБДД ГУВД по РО, Администрация Аксайского района РО о признании недействительным разрешения на размещение наружной рекламы и информации, обязании демонтировать рекламную конструкцию

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП «Костюкевич», Администрации Аксайского района РО о признании недействительным разрешения на размещение наружной рекламы и информации Администрации Аксайского района РО № 095/2 от 27 июня 2008 года, обязании ИП «Костюкевич» демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию, расположенную на придорожной полосе а/м М 4 «ДОН» справа по ходу километража на расстоянии 1041 км.+970 м. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Аксайского района с привлечением сотрудников УГИБДД ГУВД по РО проведена проверка соблюдения на территории Аксайского района законодательства в сфере безопасности дорожного движения при размещении объектов наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ИП «Костюкевич», расположенная на придорожной полосе а/м М4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м., установлена с нарушением действующего законодательства. Так, согласно п.5 ч.3 ст.25 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08 ноября 2007 года, в границах полосы овода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ № 124-ст. Проверкой установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ИП «Костюкевич», расположенная на придорожной полосе а/м М4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м., находится на расстоянии 45 м. до средств регулирования (дорожных знаков – километровый знак), таким образом, указанная рекламная конструкция не соответствует п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, согласно которому средства наружной рекламы не должны быть размещены на расстоянии ближе 100 метров от дорожных знаков (километровый знак) при разрешенной скорости более 60 км/ч (в отношении рекламных щитов площадью 18 кв.м.). В связи с тем, что требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения и населения, неисполнение его требований нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения - на охрану жизни, здоровья, имущества.

В судебное заседание явилась помощник прокурора прокуратуры Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседина Е.И., поддержала заявленные исковые требования, в обоснование своих доводов дала пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части, просила суд удовлетворить иск.

Ответчики ИП «Костюкевич», Администрация Аксайского района РО, третье лицо - УГИБДД ГУВД по РО, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в отсутствии сторон рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на размещение наружной рекламы и информации № 095/2 по адресу а/м «Дон» 1042км.+000м. справа по ходу километража, выданного Администрацией Аксайского района РО, ИП «Костюкевич» осуществил установку рекламной конструкции на придорожной полосе а/м М 4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м.

Дата выдачи разрешения 27 июня 2008 года, разрешение № 095/2 действительно с 27 июня 2008 года по 27 июня 2013 года.

В ходе проверки с УГИБДД ГУВД по РО установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ИП «Костюкевич», расположенная на придорожной полосе а/м М4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м., установлена с нарушением п.6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: находится на расстоянии 45 м. до средств регулирования (дорожных знаков – километровый знак) и 11 м. от края щита до бровки дорожного полотна. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О рекламе», все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства. Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения, регулируется нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, 19 ФЗ «О рекламе».

Часть 4 ст.19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч.1 ст.46 ФЗ № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Согласно п.4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии мене 5 м. – в населенных пунктах; в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии мене 50 м. от них в населенных пунктах (п. 6.1); на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не мене 4,5 м. от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы на территории городских поселений (п. 6.2); расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 40 м. (п. 6.6); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 м. (п. 6.7).

В нарушение указанных требований, рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 095/2 на придорожной полосе а/м М 4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м., размещена следующим образом: на расстоянии 45 м. до средств регулирования (дорожных знаков – километровый знак) и 11 м. от края щита до бровки дорожного полотна.

Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, состоящей из сотрудника ДПС ГИБДД ГУВД по РО, свидетелей и зафиксированы в акте осмотра, где установлено, что рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003.

В соответствии со ст.1 и 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единство и укрепление законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Специалисты вышеуказанных органов, в чьи непосредственные обязанности входит осуществление контроля за безопасностью дорожного движения, произвели замеры и установили, что рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 095/2 на придорожной полосе а/м М 4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м., размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003. Оснований сомневаться в правильности произведенных замеров у суда не имеется.

Согласно п. 5 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, несоответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актом о безопасности дорожного движения.

Несоответствия расположения рекламной конструкции требованиям государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02 декабря 2008 N 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.

В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 года N 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года N 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Статьей 20 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «О рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В связи с тем, что разрешение № 095/2 на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003 было выдано в 2008 году Администрацией Аксайского района РО, данное разрешение по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «О рекламе», является недействительным.

То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт – ДТП, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.

Поскольку судом установлено, что рекламная конструкция на придорожной полосе а/м М 4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041+970 м.., установлена ответчиком с нарушением требований ГОСТ Р 52044 – 2003, что создает угрозу безопасности дорожного движения, исковые требования прокурора об обязании ответчика демонтировать рекламный объект в соответствие с ГОСТом 52044 - 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ИП «Костюкевич» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным разрешение № 095/2 на размещение наружной рекламы и информации по адресу а/м «Дон» 1042 км. + 000 м. справа по ходу километража, выданное Администрацией Аксайского района РО индивидуальному предпринимателю «Костюкевич».

Обязать индивидуального предпринимателя «Костюкевича» произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной на придорожной полосе а/м М 4 «Дон» справа по ходу километража на расстоянии 1041 км. + 970 м. в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с ИП «Костюкевич» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 17 августа 2010 года.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200