Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Ракуц В.С.
с участием помощника прокурора Бесединой Е.И.
с участием адвоката Турабелидзе Ж.А. по ордеру № 355 от 13.09.2010г.
при секретаре Ребровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1689/10 по иску Прокурора Октябрьского района г. Ростова - на - Дону в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Зятикову А.В., МУ «Управление наружной рекламой ... - на - Дону», 3-е лицо Южное Межрегиональное Территориальное Управление Ростехрегулирования о признании недействительным разрешения 2007г. Номер обезличен м на размещение рекламной конструкции по ..., об обязании демонтировать объект наружной рекламы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ответчикам ИП Зятикову А.В., МУ Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону», 3-е лицо Южное Межрегиональное Территориальное Управление Ростехрегулирования с требованиями о признании недействительным разрешения 2007г. Номер обезличен м на размещение рекламной конструкции ..., выданное МУ Управление наружной рекламы г. Ростова - на - Дону, об обязании ИП Зятикова А.В. демонтировать объект наружной рекламы по ... в течение месяца с момента вынесения решения суда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: ..., принадлежащая ИП Зятикову А.В. установлена с нарушениями п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003: - средство наружной рекламы расположено на расстоянии менее 5 метров, выступает на 10 см. от бордюрного камня в сторону проезжей части в населенном пункте. Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик по настоящему делу. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридических лиц ИП Зятиков А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Ростова - на - Дону и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Зятиков А.В. состоит на налоговом учете в ИМНС по Кировскому району г. Ростова - на -Дону. Разрешение № 7958 м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдал ответчик по делу МУ УНР г. Ростова - на - Дону. В соответствии с п.З ч. 4 ст. 5 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ « О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В силу ч.4 ст. 19 указанного закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического» регламента. Ст. 20 этого же закона предусмотрено признание разрешения недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта. Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается, установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ТОСТ Р 52044 - 2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ « О рекламе». В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому прокурором предъявлено настоящее исковое заявление.
На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным разрешение 2007г. Номер обезличен м на размещение рекламной конструкции по ..., выданное МУ Управление наружной рекламы г. Ростова - на -Дону, обязать ИП Зятикова А.В. демонтировать объект наружной рекламы по вышеуказанному адресу в г. Ростове - на - Дону в течение 1 месяца с момента вынесения решения суда.
В судебном заседании 25.месяц10 г. старший помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Борсук Н.Н. уточнила требования в части срока демонтажа рекламной конструкции, просила в случае удовлетворения исковых требований обязать ответчика ИП Зятикова А.В. демонтировать объект наружной рекламы в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Впоследствии МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова - на - Дону» обратилось к ИП Зятикову А.В. с встречным исковым заявлением об обязании привести в соответствии с разрешением Номер обезличен м рекламную конструкцию, по адресу ...
Определением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01.месяц10 г. встречное исковое заявление МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова - на -Дону» было оставлено без рассмотрения.
В судебное заседание явилась помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседина Е.И., поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен по последнему известному месту жительства, согласно рапорта УУМ ОМ-3 З, в связи счем, суд считает возможным постановить решение в отношении него в соответствии со ст.119 ГПК РФ.
В судебное заседание явилась адвокат Турабелидзе Ж.А., действующая на основании ордера и назначенная судом в порядке ст.50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика, просила в иске отказать.
Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на -Дону» в судебное заседание не явился, извещен.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону» в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Южное Межрегиональное Территориальное Управление Ростехрегулирования в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседину Е.И. по удостоверению ТО Номер обезличен, адвоката, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова - на - Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы, в ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: ..., принадлежащая ИП Зятикову А.В. установлена с нарушениями rt.6.1 ГОСТ Р 52044-2003: средство наружной рекламы расположено на расстоянии менее 5 метров, выступает на 10 см. от бордюрного камня в сторону проезжей части в населенном пункте л.д. 9).
Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик ИП Зятиков А.В. л.д. 12, 18-20).
Согласно свидетельству о государственное регистрации юридических лиц ИП Зятиков А.В. зарегистрирован в, качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Ростова - на - Дону и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Зятиков А.В. состоит на налоговом учете в ИМНС по Кировскому району г. Ростова - на -Дону л.д. 21).
Разрешение Номер обезличен м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдал ответчик по делу МУ УНР г. Ростова - на -Дону л.д. 10).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с п.З ч. 4 ст. 5, ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разд. 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно с п. 6.2. ГОСТ Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
В соответствии с п. 5.3. ГОСТ Р 52044-2003 Конструктивные элементы-жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки) должны быть закрыты декоративными элементами.
В связи с тем, что данная конструкция не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», она создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части. В силу содержания п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", случаев влечет нарушение общих требований к рекламе. В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе", которым предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены па обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан.
Согласно Приказа ФДС РФ от 02.11.1998 N 405 "О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений", наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна Дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; нижний край рекламного Щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4.5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 м, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы.
В указании МВД РФ от 14.09.1995 N 1/4377 "О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе" предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью - не менее 6 м.
В силу постановления от 22 декабря 2006 г. N 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 N 200, от 26.12.2008 N 1385, от 13.05.2009 N 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.
Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.
Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 N 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.
В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 г. N 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Таким образом, размещение рекламной конструкции ИП Зятиковым А.В. по адресу ..., ..., угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц.
В связи с тем, что несоответствие рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта,
суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу.
Статьей 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
В связи с тем, что разрешение Номер обезличен м на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003 было выдано в 2007 г. МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону», данное разрешение по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 13 месяц. № 38 - ФЗ «О рекламе», является недействительным.
Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, т.к. они законны, обоснованны, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным разрешение Номер обезличен м на установку рекламной конструкции по адресу ..., ..., выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону» индивидуальному предпринимателю Зятикову А.В.
Обязать индивидуального предпринимателя Зятикова А.В. произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу... в течение месяца.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 17 сентября 2010 года.
Судья: