ДЕЛО № 2-2958/10 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2010 г. г. Ростов –на- Дону
Судья Кировского района г. Ростова –на- Дону МИЦЕНКО О.А.
при секретаре Церцвадзе Г.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галий И.Ю. к Минимуществу Ростовской области о признании незаконным отказа в согласовании договора аренды, заинтересованное лицо Администрации г. Ростова-на-Дону
У С Т А Н О В И Л :
Галий И.Ю. (далее заявитель) обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что на основании Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении гр. Галий И.Ю. земельного участка по ... для строительства торгово-офисного здания» между ДИЗО г. Ростова-на-Дону и Галий Ю.Ю. был подписан проект договора аренды земельного общей площадью 203 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен. Проект договора, подписанный ДИЗО и Галий И.Ю., был направлен в Минимущество РО для согласования.
Дата обезличена года ДИЗО в адрес Галий И.Ю. направлено сообщение Номер обезличен о не согласовании Минимуществом РО проекта договора аренды (исх. Номер обезличен от Дата обезличена г.), в котором указано, что основанием для отказа в согласовании проекта договора аренды земельного участка является несоответствие постановления Мэра города от Дата обезличена 264 «О предварительном согласовании гр. Галий И.Ю. места размещения торгово-офисного здания по ...» порядку предоставления земельного участка, установленному постановлением Администрации РО от Дата обезличена Номер обезличен, в части отсутствия согласования проекта данного решения с министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области и Минимуществом области.
Заявитель считает действия Минимущества РО по отказу в согласовании проекта договора аренды незаконными, поскольку письмо Минимущества области не содержит мотивированного отказа в согласовании проекта договора по предусмотренным Порядком основаниям (не соответствие проекта договора действующему законодательству или примерной форме договора аренды) и не держит претензий к форме договора и указаний на противоречие проекта договора закону. Заявитель просит суд признать незаконным отказ Минимущества Ростовской области в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью 203 кв.м., изложенный в письме от Дата обезличена г. Номер обезличен, и обязать Минимущество Ростовской согласовать проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью 203 кв. м по ..., предоставленного для строительства торгово-офисного здания. В судебное заседание Галий И.Ю. не явилась, надлежаще извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель Галий И.Ю. по доверенности Золотухин А.И. судебное заседание явился, просит удовлетворить заявление Галий И.Ю., дал пояснения согласно доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Минимущества Ростовской области по доверенности Гаричян О.Е. в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявления Галий И.Ю., представила возражения, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве. Представитель Администрации, привлеченный для участия в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явились, надлежаще извещен, что подтверждено материалами дела, представил отзыв, считает заявление Галий И.Ю. подлежащим удовлетворению. Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Заявителю надлежит доказать лишь факт нарушения его прав.
Разрешая заявленный требования, суд исходит из права гражданина подвергать сомнению действия должностных лиц, в связи с чем, для правильного разрешения спора юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению, являются, соответствует ли требованиям закона оспариваемый заявителем отказ Минимущества Ростовской области в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью 203 кв.м., изложенный в письме от Дата обезличена г. Номер обезличен,
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении гр. Галий И.Ю. земельного участка по ... для строительства торгово-офисного здания» между ДИЗО г. Ростова-на-Дону и Галий Ю.Ю. был подписан проект договора аренды земельного общей площадью 203 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании данной нормы федерального законодательства, Областного закона от Дата обезличенаг.Номер обезличенЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» было принято постановление Администрации РО от Дата обезличена Номер обезличен «Об установлении Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону», согласно которому Минимущество области было определено в качестве специального областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа «Город Ростов-на-Дону», в т.ч. по согласованию проектов договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и средства от аренды которых согласно установленным нормативам (ст. 57 БК РФ) поступают в областной бюджет. Судом установлено, что проект договора аренды земельного участка, подписанный ДИЗО г. Ростова-на-Дону и Галий И.Ю. был направлен в Минимущество РО для согласования.
Дата обезличена года ДИЗО в адрес Галий И.Ю. направлено сообщение Номер обезличен о не согласовании Минимуществом РО проекта договора аренды (исх. Номер обезличен от Дата обезличена г.), в котором указано, что основанием для отказа в согласовании проекта договора аренды земельного участка является несоответствие постановления Мэра города от Дата обезличена 264 «О предварительном согласовании гр. Галий И.Ю. места размещения торгово-офисного здания по ...» порядку предоставления земельного участка, установленному постановлением Администрации РО от Дата обезличена Номер обезличен, в части отсутствия согласования проекта данного решения с министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства области и Минимуществом области.
Согласно п. 3.6.-3.8. Порядка, Минтерразвития и Минимущества области осуществляют согласование проекта решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта. Минимущество области по итогам рассмотрения представленных документов принимает решение о согласовании проекта решения о предварительном согласовании места размещения объекта или отказе в согласовании проекта решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Указанное решение является условием для принятия уполномоченным органом местного самоуправления городского округа "Город Ростов-на-Дону" в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта соответственно. П. 3.10. Порядка предусмотрено, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласование предоставленного земельного участка не производится.
П.п. 4.1., 4.4. Порядка установлено, что проекты договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, средства от аренды и продажи аренды которых согласно установленным нормативам поступают в областной бюджет, оформляются уполномоченным органом местного самоуправления городского округа "Город Ростов-на-Дону" в соответствии с примерной формой, согласованной с Минимуществом области; Минимущество области в течение четырнадцати дней рассматривает поступивший проект договора аренды земельного участка и прилагаемые к нему документы, устанавливает их соответствие законодательству Российской Федерации, областному законодательству и согласованной примерной форме договора аренды земельного участка и принимает решение о согласовании проекта договора аренды земельного участка или направляет мотивированный отказ в согласовании проекта договора аренды земельного участка при несоответствии его законодательству Российской Федерации, областному законодательству и примерной форме договора аренды земельного участка. Как усматривается из документов о предоставлении спорного земельного участка, Постановление Мэра города о предварительном согласовании места размещения объекта Номер обезличен было датировано Дата обезличена г., а подготовка проекта постановления, его визирование всеми службами и подписание проводились в порядке, предусмотренном Регламентом работы Администрации г. Ростова-на-Дону, до принятия Администрацией РО постановления Номер обезличен от Дата обезличена года, что подтверждается листом прохождения постановления Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена г., и, следовательно, не могло и не должно было согласовываться в порядке, утвержденном постановлением Номер обезличен от Дата обезличена года, после выполнения органами местного самоуправления всех административных процедур по принятию указанного правового акта. Более того, в редакции от Дата обезличена г. постановление Администрации Ростовской области Номер обезличен в установленном порядке опубликовано не было.
Решение об отказе в согласовании проекта решения о предварительном согласовании места размещения объекта могло быть основанием для его не принятия органом местного самоуправления. Однако, в рассматриваемом случае постановление Мэра города о предварительном согласовании места размещения объекта было принято и даже полностью исполнено в соответствии со ст. 32 ЗК РФ: проведены землеустроительные работы, участок был поставлен кадастровый учет и постановлением Мэра города Номер обезличен от Дата обезличена года был предоставлен Галий И.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером -Номер обезличен для строительства. Кроме того, письмо Минимущества области не содержит мотивированного отказа в согласовании проекта договора по предусмотренным Порядком основаниям (не соответствие проекта договора действующему законодательству или примерной форме договора аренды) и не держит претензий к форме договора и указаний на противоречие проекта договора закону. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от Дата обезличена N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, Федеральный закон от Дата обезличена N 137-ФЗ предоставляет субъектам Российской Федерации возможность определения порядка распоряжения землями в административных центрах, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. В статье 7.1 Областного закона Ростовской области от Дата обезличена N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", осуществляют областные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления данного муниципального образования в пределах полномочий, установленных настоящим Областным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Статья 7.2 Областного закона относит к полномочиям администрации Ростовской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростова-на-Дону", в частности, определение специального областного органа исполнительной власти по распоряжению указанными земельными участками и установление порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению указанными земельными участками. Специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный администрацией Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", согласовывает проекты договоров аренды указанных земельных участков, средства от аренды и продажи права аренды которых согласно установленным нормативам поступают в областной бюджет (статья 7.3 Областного закона). Постановлением администрации Ростовской области от Дата обезличена N 77 утвержден Порядок осуществления специальным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону". В пунктах 1.1, 4.1 и 4.2 Порядка закреплено, что Минимущество РО согласовывает проекты договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, средства от аренды (продажи права аренды) которых согласно установленным нормативам поступают в областной бюджет. Согласно п. 4.4 Постановления Администрации РО от Дата обезличена N 77 Минимущество области в течение четырнадцати дней рассматривает поступивший проект договора аренды земельного участка и прилагаемые к нему документы, устанавливает их соответствие законодательству Российской Федерации, областному законодательству и согласованной примерной форме договора аренды земельного участка и принимает решение о согласовании проекта договора аренды земельного участка или направляет мотивированный отказ в согласовании проекта договора аренды земельного участка при несоответствии его законодательству Российской Федерации, областному законодательству и примерной форме договора аренды земельного участка. Из преамбулы проекта договора аренды земельного участка, имеющего адресный ориентир: ..., следует, что основанием для его заключения является Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от Дата обезличенаг. "О предоставлении гр. Галлий И.Ю. земельного участка по ... для строительства торгово-офисного здания». В свою очередь основанием для принятия постановления Мэра города Ростова- на-Дону от Дата обезличенаг. Номер обезличен послужило Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О предварительном согласовании гр. Галий И.Ю. места размещения торгово-офисного здания по ...». Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от Дата обезличенаг. Номер обезличен соответствует ст. 31 ЗК РФ и является частью процесса накопления юридических фактов, направленных на формирование земельных правоотношений, предусмотренных п. 5 ст. 30 ЗК. Пункт 5 ст. 30 определяет порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. В соотв. с п.5 ст.30, п.8 ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Таким образом, подготовленный ДИЗО г.Ростова-на-Дону проект договора аренды земельного участка соответствует нормам действующего законодательства, так как основанием для его подготовки послужили постановления Мэра города Ростова-на-Дону, юридическая сила которых на сегодняшний день ни кем не оспорена.
На основании совокупности исследованных судом доказательств, суд считает доводы заявителя заслуживающими внимания, основанными на требованиях закона и подтвержденными доказательствами и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ
Признать незаконным отказ Минимущества Ростовской области в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью 203 кв.м., изложенным в письме от Дата обезличенаг. Номер обезличен.
Обязать Минимущество Ростовской области согласовать проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040701:58 площадью 203 кв.м. по ..., предоставленного Галий И.Ю. для строительства торгово- офисного здания.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2010г.
Судья