Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2010 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Афанасьева О.В.
при секретаре Кутыгиной Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко В.В. к Федеральной службе по труду и занятости (РОСТРУД), Государственной инспекции труда в Ростовской области, 3-и лица Государственное учреждение – Управление ПФР в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, Пенсионный фонд Российской Федерации о признании незаконным бездействия и обязании направить документы, -
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав, что он с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал государственным инспектором по охране труда по Ростовской области. Приказом Номер обезличенк от Дата обезличена года уволен по сокращению численности работников, по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, в соответствии с Указом Президента РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (с изменениями от Дата обезличена года, Дата обезличена года), входит работа в предусмотренных Реестром, утвержденным Указом Президента РФ, государственных должностях федеральных государственных служащих и государственных должностях федеральной государственной службы. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации представляли собой единую федеральную централизованную систему государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С Дата обезличена года по Дата обезличена года истец работал техническим инспектором труда ЦК Профсоюза, а с Дата обезличена года по Дата обезличена года - главным техническим инспектором труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Ростовской области. Указанные периоды входят в стаж государственной службы, необходимый для начисления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, который у него составляет 21 год и 5 месяцев. Период военной службы (3 года и 2 месяца) также входит в указанный стаж, который в общей сложности составляет 24 года и 7 месяцев. Таким образом, условие о наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, установленное ст. 7 ФЗ от 15.12.2000 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющее право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, у истца имеется. Выполнено истцом и условие о замещении должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, так как он с 1994 года по день увольнения работал государственным инспектором по охране труда Ростовской области. Истцом соблюдено и условие о назначении пенсии по старости по ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как он с 1997 года получает трудовую пенсию. Что касается условия увольнения с федеральной государственной службы по одному из оснований, предусмотренному п. 1 ст. 7 Закона, а именно, по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то полагает, что в его случае формулировка увольнения «по сокращению численности работников» тождественна формулировке «по сокращению штата», хотя и была применена не совсем корректно. Сокращение численности работников применялось в случаях сокращения рабочих; сокращение работников, занимавших штатные должности, проводилось по сокращению штата. Поскольку он занимал штатную должность государственного инспектора по охране труда Ростовской области, то ж нему применима формулировка причины увольнения «по сокращению штата». При увольнении истец предупреждался именно об увольнении по сокращению штата, что подтверждается абз. 2 врученного ему предупреждения о предстоящем увольнении. Таким образом, истцом соблюдены в совокупности все необходимые условия, определяющие право федерального государственного служащего на пенсию за выслугу лет. Истцом соблюден порядок обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих. Дата обезличена года истец направил в кадровую службу Федеральной Службы по труду и занятости (РОСТРУД) заявление с просьбой оформить представление в Пенсионный Фонд РФ для назначения пенсии за выслугу лет с приложением заявления на имя председателя Пенсионного Фонда РФ от той же даты. Однако РОСТРУД письмом от Дата обезличена года Номер обезличен переадресовало его в Государственную инспекцию труда в Ростовской области, что является нарушением указанных норм Правил. Ранее, Дата обезличена года истец обращался в государственную инспекцию труда в Ростовской области с заявлением о подготовке документов и направлении их в Пенсионный Фонд РФ для назначения пенсии за выслугу лет с приложением всех необходимых документов. Однако, письмом от Дата обезличена года Номер обезличен истцу отказано в этом по той причине, что занимаемая им перед увольнением должность не входит в перечень государственных должностей федеральной государственной службы. В связи с вышеизложенным истец просил признать за ним право на государственную пенсию за выслугу лет.
В дальнейшем, в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцом были уточнены исковые требования, Руденко В.В. просил суд признать незаконным бездействие Федеральной службы по труду и занятости РФ и ГИТ в Ростовской области, выразившееся в не направлении документов в Пенсионный Фонд РФ и обязать РОСТРУД или ГИТ в Ростовской области направить в Пенсионный Фонд РФ документы, необходимые для назначения государственной пенсии за выслугу лет.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена года было постановлено: признать незаконными бездействия Государственной инспекции труда в Ростовской области, выразившиеся в не направлении в Пенсионный Фонд РФ документы, необходимые для назначения Руденко В.В. государственной пенсии за выслугу лет, обязать Государственную инспекцию труда в Ростовской области направить в Пенсионный Фонд РФ документы, необходимые для назначения Руденко Виктору Васильевичу государственной пенсии за выслугу лет, в удовлетворении исковых требований Руденко В.В. к Федеральной службе по труду и занятости о признании незаконным бездействия Федеральной службы по труду и занятости, обязании направить документы - отказать.
Кассационным определением Ростовского областного суда от Дата обезличена года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена года было отменено.
В судебное заседание явился представитель истца Гершун П.Н., действующий на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, поддержал заявленные исковые требования, в обоснование своих доводов дал пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части, просил суд удовлетворить иск в полном объеме с учетом уточнений.
В судебное заседание также явился представитель Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), Государственной инспекции труда в Ростовской области Пашков В.Н., исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
В судебное заседание также явился представитель Государственного учреждения Управления ПФР в Кировском районе г. Ростова-на-Дону по доверенности от Дата обезличена года Несенова Е.В., просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель Пенсионного фонда Российской Федерации в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв, в котором просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец с Дата обезличена года по Дата обезличена года работал техническим инспектором труда ЦК Профсоюза, а с Дата обезличена года по Дата обезличена года - главным техническим инспектором труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Ростовской области.
С Дата обезличена года по Дата обезличена года истец работал государственным инспектором по охране труда по Ростовской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 года № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» на базе Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития РФ и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ была образована Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, включающая Министерство труда и социального развития РФ и государственные инспекции труда (государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда), являющиеся территориальными органами Министерства.
Во исполнение Постановления приказом Минтруда России от 29 октября 1999 года № 378-рк «О территориальных органах Минтруда России по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации» утверждена структура и нормативы штатной численности работников территориальных органов Минтруда России по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
Руководителям государственных инспекций труда было поручено проведение мероприятий по высвобождению работников в связи с сокращением численности и штата.
Во исполнение данного приказа Руденко В.В. был уволен приказом Номер обезличенк от Дата обезличена года из Государственной инспекции труда по Ростовской области, на должность федеральной государственной гражданской службы не переводился, т.е. ни одного дня не работал в должностях, входящих в Реестр Федеральной государственной службы, заработная плата ему выплачивалась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1115 «Об обеспечении деятельности Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции) и подведомственных ей инспекций в субъектах Российской Федерации» и следовательно, права на пенсию за выслугу лет он не имеет.
Дата обезличена года истец направил в кадровую службу Федеральной Службы по труду и занятости (РОСТРУД) заявление с просьбой оформить представление в Пенсионный Фонд РФ для назначения пенсии за выслугу лет с приложением заявления на имя председателя Пенсионного Фонда РФ от той же даты. Однако РОСТРУД письмом от Дата обезличена года Номер обезличен переадресовало истца в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.
Настаивая на исковых требованиях, представитель истца пояснил, что истцом были соблюдены все необходимые условия, определяющие право федерального государственного служащего на пенсию за выслугу лет. Его обращение за пенсией за выслугу лет к ответчику соответствует положениям Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты. Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что в случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому законодательством РФ переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа. Поскольку истец был уволен с занижаемой должности именно по такому основанию, то его обращение к ответчику за пенсией за выслугу лет соответствует этому пункту Правил.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 года № 570 «включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 года № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» с Дата обезличена года на Пенсионный фонд РФ возложено назначение федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет и перерасчет ее размера. «Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2003 года № 44, регулируется процедура обращения за пенсией, рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии, определяется порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.
Пунктами 11-12 Правил установлено, что прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом РФ, который осуществляет проверку правильности оформления представленный документов и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности документов.
Таким образом, обязанность по осуществлению государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих при наличии условий, предусмотренных статьей 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» возложена непосредственно на Пенсионный фонд РФ, а не на его территориальныеучреждения.
С Дата обезличена года вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих регулируются нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вопросы обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируются Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года № 44.
Согласно указанным Правилам федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением, соответствующего письменного заявления на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами.
При наличии права на указанную пенсию федеральный орган оформляет представление к назначению пенсии за выслугу лет, справку о размере среднемесячной заработной платы, о стаже государственной службы и др. и направляет их в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, вопрос об оформлении документов для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть решен только при наличии права на указанную пенсию.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие при стаже государственной гражданской службы не менее 15 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по определенным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением; назначение пенсии по старости (инвалидности) по Федеральному закону от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, пенсия за выслугу лет может быть назначена федеральному государственному служащему при соблюдении всех вышеперечисленных условий.
Руденко В.В. должности федеральных государственных служащих не замещал. Ни одно из указанных условий, предусмотренных Федеральным законом, у него не соблюдается.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к категории федеральных государственных гражданских служащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, относятся лица, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
Правовой институт федеральной государственной службывпервые появился в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в настоящее время действует Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно указанным федеральным законам государственные должности государственной службы должны быть включены в Реестр государственных должностей государственной службы РФ.
Впервые перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 981 и действовали до 01 августа 2006 года (должности территориальных органов Минтруда России, коим являлась Государственная инспекция труда в Ростовской области на тот момент в данный Реестр не входили). После указанной даты действует Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной службы».
С 01 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, обязательным условием для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих является замещение должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие.
После введения в действие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» работники федеральных государственных органов специальным приказом руководителя федерального органа зачислялись на должности федеральной государственной службы, предусмотренные Реестром, им присваивался классный чин, устанавливалось денежное содержание в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1998 года № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации».
Таким образом, замещение должности федерального государственного гражданского служащего может быть подтверждено только документально: приказами о зачислении на должность федерального государственного служащего, о присвоении классного чина, федерального государственного служащего, соответствующей записью в трудовой книжке, финансовыми документами о получении ежемесячного денежного содержания федерального государственного служащего в соответствии с указами Президента РФ и т.д.
Данное требование прямо вытекает из вышеназванных федеральных законов (в частности, статьи 11, 20, 23, 48, 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В представленных Государственной инспекцией труда в Ростовской области в Пенсионный фонд РФ документах не усматривается, что истец зачислялся на должность федерального государственного гражданского служащего и получал денежное содержание федерального государственного служащего в соответствии с Указом Президента РФ от 06 марта 1998 года № 265.
Кроме того, из объяснений, направленных Федеральной службой по труду и занятости в Судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда, а также приложенных к ним нормативных правовых документов, следует, что в ходе преобразования Федеральной инспекции труда при Минтруде России и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации в единую централизованную систему, включающую Минтруд России и государственные инспекции труда, являющиеся его территориальными органами (постановление Правительства Российской Федерации от 09 сентября 1999 года № 1035) приказом Минтруда России от 29 октября 1999 года № 378-рк была утверждена структура и нормативы штатной численности работников территориальных органов Минтруда России по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
Таким образом, данное постановление Правительства РФ послужило основанием для создания территориальных органов Минтруда России с соответствующим зачислением работников на должности федеральной государственной гражданской службы (до этого времени они таковыми не являлись).
Поскольку в период проведения указанных мероприятий истцу уже исполнилось 60 лет, т.е. он достиг предельного возраста пребывания на государственной должности государственной службы (Федеральный закон от 31.07.1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»), Руденко В.В. на должность федеральной государственной службы не мог быть переведен и был уволен по сокращению численности работников.
Таким образом, поскольку Руденко В.В. должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные вышеназванными нормативными правовыми актами не замещал, и не получал денежного содержания федеральных государственных служащих в соответствии с Указом Президента РФ от 06 марта 1998 года № 265, статуса федерального государственного гражданского служащего он не имеет. Следовательно, право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» у него отсутствует.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 1413 «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» был утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих. Данный Указ не является самостоятельным нормативным правовым актом, устанавливающим право на пенсию за выслугу лет, поскольку не содержит каких-либо норм, определяющих условия и порядок назначения пенсий, а принят во исполнение ст. 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, где и перечислены условия назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих (ст. 7), порядок определения размера данной пенсии (ст. 14), порядок исчисления стажа для данной пенсии (ст. 19), порядок исчисления заработка федерального государственногослужащего для определения размера данной пенсии (ст. 21), а также порядок индексации данной пенсии (ст. 25).
Следовательно, наличие у гражданина факта работы в отдельных должностях, предусмотренных названным Перечнем (при отсутствии других условий назначения пенсии за выслугу лет, установленных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в частности, отсутствие статуса федерального государственного гражданского служащего), не является основанием для предоставления ему права на указанную пенсию.
Исходя из вышеизложенного, поскольку Руденко В.В. должности федеральных государственных служащих, предусмотренные вышеназванными нормативными правовыми актами не замещал, и не получал денежного содержания федеральных государственных служащих в соответствии с Указом Президента РФ от 06 марта 1998 года № 265 (с 01 августа 2006 года Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763), право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» у него отсутствует.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Руденко В.В. о признании незаконным бездействия Федеральной службы по труду и занятости РФ (РОСТРУД), выразившееся в не направлении документов в Пенсионный фонд РФ, об обязании РОСТРУД направить в Пенсионный фонд РФ документы, необходимые для назначения государственной пенсии за выслугу лет, а также о признании незаконным бездействия Государственной инспекции труда в Ростовской области, выразившееся в не направлении документов в Пенсионный фонд РФ, об обязании Государственной инспекции труда в Ростовской области направить в Пенсионный фонд РФ документы, необходимые для назначения государственной пенсии за выслугу лет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
СУДЬЯ: