Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 9 ноября 2010 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Бесединой Е.И.
при секретаре Анохиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3730/10 по иску прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «...», третьи лица – Администрация города Ростова-на-Дону, МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» об обязании демонтировать объект наружной рекламы – рекламную конструкцию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «...» об обязании демонтировать объект наружной рекламы – рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения МУ «Управление наружной рекламы города Ростова-на-Дону» № 96 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, 81 в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону по заданию прокуратуры Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения ООО «...» требований федерального законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций. Собственником земельного участка в г. Ростове-на-Дону является администрация города Ростова-на-Дону в лице Муниципального учреждения «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону». В ходе проведенной проверки установлено, что собственником рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону, является ООО «...». ООО «...» получило в установленном порядке разрешение МУ «Управление наружной рекламы города Ростова-на-Дону» № 96 м на установку рекламной конструкции по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 81, действительное до 05.05.2012 года. На основании указанных документов ООО «...» произвело установку отдельно стоящего стенда с рекламной информацией (рекламного щита). При установке по адресу: пр. Шолохова, 81 рекламной конструкции допустило нарушение требований Государственного стандарта РФ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утверждённого Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 № 124-ст. Так, в соответствии со ст. 1 указанного ГОСТ Р 52044-2003 настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных дорог, в городских и сельских поселениях. Актом проверки размещения рекламной конструкции от 12.05.2010 года выявлены следующие нарушения, допущенные при установке средства наружной рекламы, установленного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 81 в части размещения края рекламного щита на высоте менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (рекламный элемент размещен на высоте менее 4,5 метров от уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы). Следовательно, ООО «...», установив рекламную конструкцию вопреки требованиям государственного стандарта, допустило нарушение положений части 4 статьи 19 федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и прав на безопасность дорожного движения неопределённого круга граждан - участников дорожного движения. Просит суд обязать ООО «...» демонтировать объект наружной рекламы - рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения МУ Управление наружной рекламы города Ростова-на-Дону» № 96 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 81 в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 сентября 2010 года произведена замена ответчика по иску прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону к ООО «...», третьи лица Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону», Администрация города Ростова-на-Дону об обязании осуществить рекламной конструкции с ООО «...» на ООО «...».
В судебное заседание явилась помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседина Е.И., поддержала заявленные исковые требования, в обоснование своих доводов дала пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части, просила суд удовлетворить иск.
Ответчик ООО «...», в судебное заседание не явился, о слушание дела извещен надлежащим образом, в поданном ранее ходатайстве просил суд слушание дела отложить в связи с невозможностью обеспечить присутствие представителя.
Суд считает, что данное обстоятельство не может являться уважительной причиной, поскольку ООО «...» является юридическим лицом, продолжает осуществлять свою деятельность и на момент нахождения генерального директора Михайлова Б.Г. в отпуске не было лишено возможности направить в суд представителя.
Третьи лица – Администрация города Ростова-на-Дону, МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело в отсутствии сторон рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на установку рекламной конструкции № 96м по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 81, выданного МУ «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» ООО «...» осуществил установку стенда с рекламной информацией (рекламного щита) на пр. Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону. Разрешение № 96 м действительно по 5 мая 2012 года.
В ходе проверки прокуратуры Первомайского района г. Ростова-на-Дону установлено, что при установке по адресу: пр. Шолохова, 81 рекламной конструкции ООО «...» допустило нарушение требований Государственного стандарта РФ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утверждённого Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 № 124-ст. Актом проверки размещения рекламной конструкции от 12.05.2010 года выявлены следующие нарушения, допущенные при установке средства наружной рекламы, установленного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 81 в части размещения края рекламного щита на высоте менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (рекламный элемент размещен на высоте менее 4,5 метров от уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы).
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О рекламе», все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства. Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения, регулируется нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, 19 ФЗ «О рекламе».
Часть 4 статьи 19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч.1 ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Статьёй 5 норматива ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к средствам наружной рекламы: 5.3. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами; 5.10. Средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.
Статьёй 6 стандарта ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы: 6.1. Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 м - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части; 6.2. На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.; 6.5 При размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части не более 4,0 м, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457; 6.6. Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в таблице 1.
В нарушение указанных требований, рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 96 м на пр. Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону, размещена следующим образом: в части размещения края рекламного щита на высоте менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (рекламный элемент размещен на высоте менее 4,5 метров от уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы).
Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, состоящей из помощника прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону, инспектора ГИБДД УВД по г.Ростову-на-Дону, свидетеля и зафиксированы в акте осмотра, где установлено, что рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003.
В соответствии со ст. 1 и 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях обеспечения верховенства закона, единство и укрепление законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Специалисты вышеуказанных органов, в чьи непосредственные обязанности входит осуществление контроля за безопасностью дорожного движения, произвели замеры и установили, что рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 96 м на пр. Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону, размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003. Оснований сомневаться в правильности произведенных замеров у суда не имеется.
Согласно п. 5 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, несоответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актом о безопасности дорожного движения.
Несоответствия расположения рекламной конструкции требованиям государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу постановления от 22 декабря 2006 года № 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 N 200, от 26.12.2008 N 1385, от 13.05.2009 N 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.
Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.
Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 № 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.
В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 года № 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года № 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт – ДТП, связанный с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.
Поскольку судом установлено, что рекламная конструкция на пр. Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону, установлена ответчиком с нарушением требований ГОСТ Р 52044 – 2003, что создает угрозу безопасности дорожного движения, исковые требования прокурора об обязании ответчика демонтировать рекламный объект в соответствие с ГОСТом 52044 - 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ООО «...» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «...» произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной на пр. Шолохова, 81 в г. Ростове-на-Дону в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ООО «...» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 15 октября 2010 года.
СУДЬЯ: