по иску Прокурора Кировского района г. Ростова н/Д к ООО `Ре-Марк`



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Власовой А.С.

с участием старшего помощника прокурора Бесединой Е.И.

при секретаре Соколовой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3424/10 по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк», МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ответчикам ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк», МУ Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону», о признании недействительным разрешения № выданного ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по <адрес>, об обязании ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» демонтировать объект наружной рекламы по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена про­верка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Рекламное Агентство «Ре-Марк». В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Рекламное Агентство «Ре-Марк», расположенная по адресу: <адрес>, возведена с нарушением п.п. 6.1., 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003.

Разрешение № на установку рекламной конструкции выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону, указанное разрешение выдано без учета нормативного расстояния до автомобильной дороги от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), нормативной высоты конструкции oт поверхности земли, нормативного расстояния до пешеходного перехода, перекрестка и до технических средств ОДД.

В соответствии с ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Ст. 20 этого же закона предусмотрено признание разрешения недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается, установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044 - 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, таким образом, выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности, а так же и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным разрешение. № на размещение рекламной конструкции по адресу: <адрес>, выданное МУ Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону, обязать ООО «Рекламное агентство Ре-Марк» демонтировать объект наружной рекламы по вышеуказанному адресу в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Беседина Е.И. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен судебной повесткой, о чем свидетельствует расписка (л.д. 35).

Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседину Е.И., адвоката, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы, в ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, № принадлежащая ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» установлена с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляною полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) составляет 635 мм ; на расстоянии 2835 мм oт пешеходного перехода, на расстоянии 7620 мм до перекрестка; высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 3742 мм; расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет 6900 мм. (л.д. 9)

Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» (л.д. 10-11).

Разрешение № на установку рекламной конструкции в 2007г. выдал ответчик по делу Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» (л.д. 10).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 5, ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения.

Владелец рекламной конструкции - физическое или юридическое лицо либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Согласно разд. 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно с п. 6.2. ГОСТ Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.

В соответствии с п. 5.3. ГОСТ Р 52044-2003 Конструктивные элементы-жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки) должны быть закрыты декоративными элементами.

В связи с тем, что данная конструкция не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляною полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) составляет 635 мм ; на расстоянии 2835 мм oт пешеходного перехода, на расстоянии 7620 мм до перекрестка; высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 3742 мм; расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет 6900 мм, она создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части.

В силу содержания п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", случаев влечет нарушение общих требований к рекламе. В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе", которым предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены па обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан.

Согласно Приказа ФДС РФ от 02.11.1998 N 405 "О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений", наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна Дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; нижний край рекламного Щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4.5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 м, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы.

В указании МВД РФ от 14.09.1995 N 1/4377 "О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе" предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью - не менее 6 м.

В силу постановления от 22 декабря 2006 г. N 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 N 200, от 26.12.2008 N 1385, от 13.05.2009 N 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.

Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.

Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 N 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.

В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 г. N 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, размещение рекламной конструкции ООО «Ре-Марк» по адресу <адрес> угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц.

Несоответствия расположения рекламной конструкции требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003 создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу.

Статьей 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В связи с тем, что разрешение № на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003 было выдано в 2007 г. МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону», данное разрешение по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе», является недействительным.

Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, т.к. они законны, обоснованны, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Поскольку судом установлено, что рекламная конструкция ООО «Ре-Марк» по адресу <адрес> угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц, поскольку установлена с нарушением требованиям ГОСТ Р 52044-2003 и может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу, о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ООО «Ре –Марк» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 4 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным разрешение № на установку рекламной конструкции по адресу <адрес>, выданное ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону».

Обязать ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Рекламное агентство «Ре-Марк» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 26 ноября 2010 года.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200