по иск Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 10 декабря 2010 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.

с участием помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Бесединой Е.И.

с участием адвоката Чекарамит Е.В., представившей удостоверение № 4030 и ордер № 1024,

при секретаре Анохиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2116/10 по иску прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ИП Зятикову А.В., МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным, обязании демонтировать рекламную конструкцию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Зятикову А.В. о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным, обязании демонтировать рекламную конструкцию. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы. Проверкой, проведенной прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД ОВД по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, а также специалистом МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» установлено, что рекламная конструкция ИП Зятикова А.В. по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского (разрешение № 7140м) размещена с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003: нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3,7 метра от уровня поверхности тротуара (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальная высота 4,5 м); рекламная конструкция размещена на расстоянии 1.5 метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальное расстояние 5 м). Как указано в п. 20 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке. Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. По ул. Текучева осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Допущенные нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами. Истец просит суд признать разрешение № 7140м на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского, выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» ИП Зятикову А.В. недействительным и обязать ИП Зятикова А.В. демонтировать рекламную конструкцию -отдельно стоящий стенд 6x3м, размещенную по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского.

В судебное заседание явилась помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беседина Е.И., поддержала заявленные исковые требования, в обоснование своих доводов дала пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части, просила суд удовлетворить иск.

Ответчик ИП Зятиков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом по последнему известному месту жительства: г.Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, дом 59, кв. 8, однако согласно представленного рапорта УУМ ОМ-3 УВД по г. Ростову-на-Дону капитана милиции Лозового А.В. выходом в указанный адрес с целью вручения судебной повестки было установлено, что Зятиков А.В. по там не проживает, в данном адресе находится риэлтерская организация «Альфа-Дон» сотрудники которой от получения судебной повестки на имя Зятикова А.В. отказались. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в соответствии со ст. 50 ГПК РФ – Чекарамит Е.В., действующей на основании ордера, которая просила суд вынести решение в соответствии с законом.

Ответчик МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Дело в отсутствии МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора, адвоката, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании разрешения на установку рекламной конструкции № 7140м по адресу: г. Ростов-на-Дону, выданного МУ «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» ИП Зятиков А.В. осуществил установку стенда с рекламной информацией (рекламного щита) на ул. Текучева - пер. Доломановский в г. Ростове-на-Дону. Разрешение действительно с 03.09.2007 года по 03.09.2012 года.

В ходе проверки прокуратуры Ленинского района г. Ростова-на-Дону совместно с инспектором ОГИБДД ОВД по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, а также специалистом МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» установлено, что рекламная конструкция ИП Зятикова А.В. по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского (разрешение № 7140м) размещена с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003: нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3,7 метра от уровня поверхности тротуара (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальная высота 4,5 м); рекламная конструкция размещена на расстоянии 1.5 метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальное расстояние 5 м). Выявленные нарушения отражены в акте комиссионного обследования рекламной конструкции от 11.05.2010 года.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170-ст, в редакции изменений № 2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 № 170-ст о введении в действие указанного ГОСТа опубликован в ИУС «Национальные стандарты» № 9, 2005 г. и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5 за 2005 год. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». При этом первоначальный текст ГОСТ Р 52044-2003 опубликован в издании ИПК Издательство стандартов, 2003.

Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения (статья 1 «Область применения»).

Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

В соответствии со ст. 1 ГОСТ Р 52044-2003, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые на автомобильных дорогах территориях городских и сельских поселений.

Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (п. 6.1).

В соответствии с п. п. 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В нарушение указанных требований, рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 7140м на пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского (разрешение № 7140м) размещена следующим образом: нижний край рекламной конструкции и крепящих ее конструкций расположен на высоте 3,7 метра от уровня поверхности тротуара (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальная высота 4,5 м); рекламная конструкция размещена на расстоянии 1.5 метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (абз. 12 п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 - минимальное расстояние 5 м).

Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, состоящей из помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону, инспектора ОГИБДД ОВД по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, а также специалиста МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» и зафиксированы в акте, где установлено, что рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003.

В соответствии со ст. 1 и 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единство и укрепление законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Специалисты вышеуказанных органов, в чьи непосредственные обязанности входит осуществление контроля за безопасностью дорожного движения, произвели замеры и установили, что рекламная конструкция, установленная на основании разрешения № 7140м на пересечении ул. Текучева и пер. Доломановского в г. Ростове-на-Дону, размещена в нарушение требований ГОСТа Р 52044-2003. Оснований сомневаться в правильности произведенных замеров у суда не имеется.

Несоответствия расположения рекламной конструкции требованиям государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу постановления от 22 декабря 2006 года № 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 N 200, от 26.12.2008 N 1385, от 13.05.2009 N 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.

Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.

Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 № 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.

В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 года № 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года № 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт – ДТП, связанный с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.

Поскольку судом установлено, что рекламная конструкция на пересечении ул. Текучева и пер. Доломановского в г. Ростове-на-Дону, установлена ответчиком с нарушением требований ГОСТ Р 52044 – 2003, что создает угрозу безопасности дорожного движения, исковые требования прокурора о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным и обязании ответчика демонтировать рекламный объект в соответствие с ГОСТом 52044 - 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ИП Зятикова А.В. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 119, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать разрешение № 7140м на установку рекламной конструкции по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского, выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» ИП Зятикову А.В. - недействительным.

Обязать ИП Зятикова А.В. демонтировать рекламную конструкцию - отдельно стоящий стенд 6x3м, размещенную по адресу г. Ростов-на-Дону, пересечение ул. Текучева и пер. Доломановского.

Взыскать с ИП Зятикова А.В. государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 15 декабря 2010 года.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200