по иску Быкова В.В.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Шинкиной М.В.

при секретаре Чолакян К.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-665/11 (2-4382/10) по иску Быкова В.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, о признании незаконным действия (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области по отказу в удовлетворении заявления Быкова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области осуществить формирование земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес> и провести государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда,

УСТАНОВИЛ

Быков В.В. обратилась с иском к ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства. Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес> расположен на земельном участке кадастровый № общей площадью <данные изъяты> кв. м., находящемся в федеральной собственности и предоставленном Федеральному государственному образовательному учреждению «Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В.Рахманинова» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как собственник помещения (квартиры) в этом многоквартирном доме, Быков В.В. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка в составе общего имущества многоквартирного дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Территориальное управление фактически отказалось от исполнения Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку необходимый для формирования земельного участка многоквартирного дома раздел земельного участка кадастровый № невозможен без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок ФИО9 по основаниям и в порядке, установленных ст.ст. 45 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагая указанные действия (бездействия) Территориального управления незаконными Быков В.В. просит суд признать незаконными действия (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области по отказу в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области осуществить формирование земельного участка многоквартирного дома по адресу: <адрес> и провести государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Истец в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Лисицкая Т.С. по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим способом. Ответчик представил суду отзыв, в котором считает требования Быкова В.В. незаконными и необоснованными по следующим основаниям. На земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО «Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В.Рахманинова». В соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса. Заявления Консерватории об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком в Территориальное управление не поступало. Документы, подтверждающие завершение и ввод в эксплуатацию жилого дома по <адрес> представлены также не были.

Кроме того, в обоснование своей позиции ответчик ссылался на следующее.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Данный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ либо готовит проект договора купли-продажи или аренды.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что из норм действующего законодательства не следует, что выполнение работ по формированию земельного участка должен финансировать орган государственной власти либо орган местного самоуправления. В силу норм ЗК РФ работы по изготовлению схемы расположения земельного участка, кадастрового плана и вынос границ участка на местности выполняются за счет лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В судебное заседание явились представители третьего лица товарищества собственников жилья «Орфей» по доверенности Бир С.В. и Рудченко А.Ю. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица ФГОУ «Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В.Рахманинова» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим способом. Представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. В силу ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В департамент подобных заявлений от ФГОУ «Ростовская государственная консерватория (академия) имени С.В.Рахманинова» не поступало. В связи с этим ДИЗО г.Ростова-на-Дону просило в удовлетворении исковых требований отказать. В связи с невозможностью обеспечить явку представителя, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Быков В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с требованием о формировании земельного участка в составе общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> и проведении государственного кадастрового учета вновь сформированного земельного участка в установленном порядке. К заявлению были приложены нотариально удостоверенная копия свидетельства о гос. регистрации права собственности Быкова В.В. и копия проекта границ земельного участка, утв. Главным архитектором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Территориальное управление в ответе № сообщило Быкову В.В., что для рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером № необходимо предварительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Консерватории указанным земельным участком.

Вместе с тем, в ходе производства по данному делу судом установлено, что само право общей долевой собственности собственников помещения многоквартирного дома на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, ответчиком ТУ Росимущества в Ростовской области не оспаривается.

Суд установил, что спор возник вследствие разного толкования сторонами понятия «формирование земельного участка», в том числе, в отношении того, какие мероприятия осуществляются при формировании земельных участков, какие организации осуществляют работы по формированию земельных участков, и кто несет расходы, связанные с выполнением работ по формированию участков под многоквартирными жилыми домами.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", определяющим фактором включения земельного участка в общее имущество многоквартирного дома и, как следствие, возникновение права общей долевой собственности, является момент формирования земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана)., который в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пункт 7 статьи 36 Кодекса устанавливает, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивают изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждают проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 8 статьи 36 Кодекса орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании указанного проекта за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. ДД.ММ.ГГГГ Росземкадастром утверждены Правила оформления кадастрового плана земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 396, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с пунктом 7 Положения технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В подпункте "а" пункта 9 Положения определено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.

В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Как следует из материалов дела, Быков В.В., обращаясь в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области с требованием о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, не предоставил кадастровую карту, содержащую сведения о местоположении земельного участка.

Доказательства обращения Быкова В.В. в администрацию с заявлением в порядке пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации об изготовлении кадастровой карты участка и утверждения проекта его границ в материалах дела отсутствуют.

Учитывая, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка Быков В.В. не предоставил кадастровую карту и не обратились с заявлением о ее изготовлении, у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области отсутствовали правовые основания для проведения каких-либо мероприятий и принятия решения в отношении спорного земельного участка.

Между тем доводы заявителя при обращении в суд основаны на утверждении, что все работы по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом, администрация обязана финансировать за счет бюджета, что не предусмотрено приведенными нормативными актами.

Выступая в интересах всех собственников помещений в доме, Быков В.В. после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка должен на основании договора со специализированной организацией оплатить работы по определению границ объекта землеустройства, принять участие в мероприятиях по определению границ объекта землеустройства на местности и предоставить землеустроительную документацию для изготовления кадастровой карты. С момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Быкова В.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, о признании незаконным действия (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области по отказу в удовлетворении заявления Быкова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области осуществить формирование земельного участка многоквартирного дома по адресу: г.<адрес> и провести государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 02 февраля 2011 года.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200