РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.
при секретаре Анохиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/11 по иску Рыбалка А.В., Рыбалка В.И. к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Ростовской области, 3-е лицо отдел УПФ России в Неклиновском районе Ростовской области о предоставлении жилищного сертификата, перерасчете социальной выплаты, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам ссылаясь на то, что их семья состоит из трех человек: Рыбалка В.И., ее супруга Рыбалка В.Ф. и сына Рыбалка А.В. Они проживали в Республике Саха Якутия Оймяконский район, пос.Арпик. Рыбалка В.И. приехала проживать в данную местность в 1966 году, а сын родился в 1975 году, и проживал в районе Крайнего Севера в июне 1992 года. Первоначально они обратились за получением жилищного сертификата 16 июня 1991 года. Повторно 31 марта 2010 года Рыбалка В.И. было подано заявление о выделении жилищного сертификата в 2010 году, указав в качестве членов семьи своего супруга и сына. 16 апреля 2010 года истице был выдан жилищный сертификат, в котором сумма социальной выплаты была рассчитана с учетом 1 совместно проживающего человека, а также неправильно указан стаж Рыбалка В.И. который составляет не 22 года, а 29 лет 10 месяцев и 4 дня. По данному поводу истцы обратились в Администрацию Неклиновского района РО, указав, что допущена ошибка в оформлении ГЖС. Однако до настоящего времени ГЖС не заменен. Кроме того, в сертификате неправильно указана сумма социальной выплаты. Согласно ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Средняя рыночная стоимость указана в сертификате как 27300 рублей за квадратный метр. На норматив в 42 кв.м. сумма субсидии должна составлять 1031940 рублей, 90 % от рыночной стоимости квартиры. Однако в сертификате сумма, подлежащая выплате, составляет 974610 рублей. В соответствии со ст.1 указанного ФЗ, установить, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Истцы просят суд обязать Администрацию РО и Администрацию Неклиновского района РО предоставить Рыбалка В.И. государственный жилищный сертификат, включив в число членов семьи Рыбалка А.В. Обязать Администрацию РО и Администрацию Неклиновского района РО произвести перерасчет социальной выплаты предоставленной Рыбалка В.И. для приобретения жилого помещения на территории РО с учетом двух совместно проживающих лиц и стажем в размере 29 лет 10 месяцев 4 дня. Взыскать с Администрации РО и Администрации Неклиновского района РО в пользу Рыбалка В.И. моральный вред в сумме 20000 рублей. В последующем истцы уточнили требования с учетом трех совместно проживающих лиц.
В ходе рассмотрения гражданского дела Рыбалко В.И. в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличила исковые требования, просила суд обязать Администрацию Неклиновского района РО подтвердить стаж ее работы на Крайнем Севере Рыбалко В.И. включая данные о стаже с Пенсионного фонда села Покровское Неклиновского района Ростовской области.
В судебное заседание истцы не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, в отношении истцов дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истицы Рыбалко В.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Администрация Неклиновского района РО, Администрация РО, отдел УПФ России Неклиновского района РО, в судебное заседание своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В соответствие с актом обследования № 13 от 30.12.2010 года, заключением № 13 от 30.12.2010 года, распоряжения № 470 от 30.12.2010 года «О признании жилья непригодным для проживания, принадлежащее Рыбалка В.И. домовладение № по <адрес> РО» признано непригодным для проживания.
Как следует из утверждения истцов, что не оспаривается другими сторонами на момент рассмотрения спора, семья истцов состоит из трех человек: Рыбалка В.И., ее супруг - Рыбалка В.Ф. и сын Рыбалка А.В.
Истцы проживали в Республике Саха Якутия Оймяконский район, пос. Арпик. Рыбалка В.И. приехала проживать в данную местность в 1966 году. Рыбалка А.В. родился в 1975 году, и проживал в районе Крайнего Севера до июня 1992 года.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 4 указанного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из п.п. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет.
Согласно письма Заместителя Главы Администрации РО от 7 июня 2007 года (л.д.12) Рыбалка В.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в администрации Неклиновского района РО с 6 июня 1996 года и включен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следует из письма Администрации Неклиновского района РО от 8 ноября 2009 года № 1513 (л.д.13) Рыбалка В.И. включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.»
В соответствие с заявлением Рыбалка В.И. просила Главу Покровского сельского поселения выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории РО. Состав семьи Рыбалка В.И., Рыбалка В.Ф. - супруг и Рыбалка А.В. - сын.
Согласно ст.5 Федерального закона РФ от 25.10.2002 N 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из абз. 7 указанной статьи норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом: Остальные категории граждан, имеющих стаж работы свыше 35 лет – 100 процентов от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади; стаж от 30 до 35 лет – 95 процентов; от 25 до 30 лет –90 процентов; стаж от 20 до 25 лет – 85 процентов.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для получения государственного жилищного сертификата истицей являются факт проживания в районах Крайнего Севера, состав семьи, стаж работы.
В соответствие с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Сводный список граждан-участников подпрограммы на планируемый год формируется в соответствии с поданными списками органов муниципальных образований.
Как указывает ответчик в соответствие с п.24 Правил администрация Неклиновского района РО сформировала и предоставила в министерство строительства и жилищного хозяйства области сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010 год, в котором семья Рыбалка В.И. значилась с составом 2 человека (в состав семьи не был включен сын - Рыбалка А.В.). В соответствии с указанным списком был сформирован общеобластной список, в который Рыбалка В.И. включена под номером 6 в единый список граждан, находящихся на пенсии, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п. 29 министерством строительства и жилищного хозяйства Ростовской области был сформирован сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, в хронологической последовательности постановки на учет граждан-участников подпрограммы, в который Рыбалка В.И. включена также с составом семьи 2 человека.
Согласно распоряжению Администрации РО от 16.04.2010 № 101 муниципальным образованиям были распределены 5 государственных жилищных сертификатов для оформления и передачи их гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и для Рыбалка В.И. на состав семьи 2 человека (она и муж - Рыбалка В.Ф.).
Как следует из приказа Минрегиона РФ от 31.03.2010 N 145 "О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам РФ на II-й квартал 2010 года" средняя рыночная стоимость 1 кв.м. площади жилья в РО составляет 27300 рублей.
Как следует из материалов дела Рыбалка В.И. выдан государственный жилищный сертификат серия ПС № 320420 (л.д.58) общая сумма субсидии для Рыбалка В.И. составила 974610 рублей. Норматив общей площади жилого помещения определен в размере 42 кв.м.
Как следует из отзыва Администрации РО (л.д. 32-34), стаж работы Рыбалка В.И. дважды подтверждался администрацией Неклиновского района РО в размере 22 года, процент от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья - 85% при стаже работы в районах Крайнего Севера 22 года по состоянию на 1 февраля 2009 и 2010 гг. Соответственно общая сумма субсидии для Рыбалка В.И. была определена в размере 974610 рублей.
В соответствии с заявлением истца, и что не оспаривается другими сторонами по делу, семья Рыбалка В.И. отказалась от получения данного сертификата, написав заявление на увеличение суммы субсидии.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Истица правомерно отказалась от предоставленного сертификата, поскольку сумма не соответствовала положенному ей размеру, с учетом заниженного стажа и состава семьи.
Согласно п. 46 указанных правил при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
В соответствии с заявлением от 19 мая 2010 года (л.д.59) Рыбалка В.И. просила Заместителя главы Администрации Неклиновского района г.Ростова-на-Дону разъяснить ей на каком основании ее семье, состоящей из трех человек, выдан сертификат на двух человек и занижена сумма субсидии, указанная в сертификате.
Как следует из письма Администрации Неклиновского района г.Ростова-на-Дону от 27 мая 2010 года (л.д.62) истцам сообщено о том, что их семье выделен государственный жилищный сертификат на приобретение жилья с составом семьи 2 человека. В настоящее время в министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства РО направлено письмо с просьбой заменить государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи 3 человека.
В соответствии с абз. 2 п. 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные п.36 настоящих Правил.
Согласно письма Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства РО от 8 апреля 2010 года (л.д.20) истцам было сообщено о том, что замена бланка государственного жилищного сертификата с увеличением суммы социальной выплаты для Рыбалка В.И. в 2010 году невозможна, поскольку в соответствии с графиком распределения государственных жилищных сертификатов на 2010 год для участников подпрограммы предусмотрено выделение 4 сертификатов на общую сумму 5631,1 тыс. рублей, а в соответствии с распоряжением Администрации РО от 16 апреля 2010 года № 101 распределено 5 бланков государственных жилищных сертификатов на сумму 5593,77 тыс. рублей.
В соответствие с Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 3 декабря 2010 года (л.д. 109-112) в возбуждении уголовного дела по заявлению Рыбалка В.И. по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ было отказано.
Как следует из указанного постановления, специалистом администрации Покровского сельского поселения Скучиловой И.П. в администрацию Неклиновского района на 2010 год был направлен сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», где в графе «состав семьи», относящейся к Рыбалка В.И.. указан состав семьи - 3 человека, в соответствии с документами, имеющимися в учетном деле. Однако специалистом 1-й категории администрации Неклиновского района РО Поляковой И.В. в министерство территориального развития РО при заполнении сводного списка подпрограммы были неверно заполнены графы «состав семьи», относящийся к Рыбалка В.И., указан состав семьи – 2 человека, вместо фактического состава семьи – 3 человека, а также занижен стаж работы на крайнем севере, так фактический стаж работы Рыбалка В.И. составляет 28 лет 5 дней, однако в сводном списке указан стаж работы 22 года.
В соответствии с п.п. 35-36 названных правил государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с п.32 настоящих Правил.
Как следует из отзыва Администрации РО (л.д. 32-34) Рыбалка В.И. включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год с составом семьи 3 человека под номером 6 по категории: граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (пенсионеры). Выдача сертификата Рыбалка В.И. будет произведена в соответствии с объемом выделяемых на данные цели федеральных средств и при предоставлении обязательства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Рыбалка В.И. включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год с составом семьи 3 человека суд считает исковые требования в части обязания Администрацию Ростовской области и Администрацию Неклиновского района Ростовской области предоставить Рыбалка В.И. государственный жилищный сертификат включив в число членов семьи Рыбалка А.В. подлежащими отклонению, поскольку порядок выдачи сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и ей будет выдан сертификат в установленном законом порядке.
В соответствии со справкой № 37 от 12.11.2011 года, выданной отделом УПФ России в Неклиновском районе РО (л.д.134) стаж работы Рыбалка В.И. в районах Крайнего Севера составляет 28 лет 0 месяцев 6 дней.
Как следует из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 3 декабря 2010 года, занижение стажа работы истицы произошло из-за описки специалиста 1-й категории администрации Неклиновского района г.Ростова-на-Дону Поляковой И.В.
Таким образом, поскольку Рыбалка В.И. включена в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 год с составом семьи 3 человека, фактический стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составляет не 29 лет 10 месяцев и 4 дня, а 28 лет 0 месяцев 6 дней, а истицей заявлены также требования об обязании Администрацию Неклиновского района РО подтвердить стаж ее работы на Крайнем Севере, включая данные о стаже с Пенсионного фонда села Покровское Неклиновского района РО, то также подлежат отклонению исковые требования в части обязания Администрации РО и Администрации Неклиновского района РО произвести перерасчет социальной выплаты предоставленной Рыбалка В.И. для приобретения жилого помещения на территории РО с учетом трех совместно проживающих лиц и стажем в размере 29 лет 10 месяцев и 4 дня.
Как следует из ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ от стажа работы в районах Крайнего Севера зависит подлежащий выплате норматив жилищных субсидий (процентов от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья).
Как следует из отзыва ответчика (л.д. 32-34) стаж работы Рыбалка В.И. в районах Крайнего Севера дважды подтверждался администрацией Неклиновского района РО как 22 года при ежегодном мониторинге по состоянию на 1 февраля 2009 и 2010 гг.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что стаж работы Рыбалка В.И. в районах Крайнего Севера составляет 28 лет 0 месяцев 6 дней, и данные сведения обязана направлять администрация Неклиновского района РО, однако ранее направленные сведения не соответствовали действительности, подлежат удовлетворению исковые требования истицы в части обязания Администрации Неклиновского района РО подтвердить стаж работы на Крайнем Севере Рыбалко В.И. включая данные о стаже с Пенсионного фонда села Покровское Неклиновского района РО.
В соответствие со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 15.01.1998г. № 1) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
В судебном заседании истицы доказательств причинения им действиями ответчика нравственных или физических страданий суду не представили, при таких обстоятельствах, подлежат отклонению требования в части взыскания с ответчиков в их пользу компенсации морального вреда в сумме 20000 рублей.
Руководствуясь ст.12,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области подтвердить стаж работы на Крайнем Севере Рыбалко В.И. года рождения, включая данные о стаже с Пенсионного фонда села Покровское Неклиновского района Ростовской области, составляющий 29 лет 6 дней.
Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области направить сведения о стаже работы Рыбалко В.И. года рождения, в размере 29 лет 6 дней в Администрацию Ростовской области после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 февраля 2011 года.
СУДЬЯ: