по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МУ «Управление наружной рекламой», ООО «Дилайт» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Шинкиной М.В.

при секретаре Чолакян К.Л.

с участием прокурора Штрикер Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-809/11 по иску Прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дилайт-Медиа», Муниципальному учреждению «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дилайт Медиа», Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» (далее ответчики) о признании недействительным разрешения №м на установку рекламной конструкции, выданного ООО «Дилайт» Муниципальным учреждением «Управле­ние наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструк­ции по адресу: <адрес>. Обязать ООО «Дилайт» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещённой по адресу: <адрес>, <адрес> в те­чение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.

В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Дилайт», расположенная по адресу: <адрес>, возведена с нарушением п. п. 6.1, 6.2, 6.4, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003, а именно:

- расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по <адрес> составляет 4301 мм, до проезжей части дороги по <адрес> мм. (в то время как должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги - п. 6.1);

- расстояние до пешеходного перехода 5260 мм, до перекрестка 3268 мм (в то время как средство наружной рекламы не может быть размещено в пределах границ наземных пешеход­ных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одной уровне, а также на расстоянии менее 50 м в населенных пунктах - п. 6.1);

- высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 3574 мм (в соответствии с указанными нормами высота должна быть не менее 4,5 м -6.2);

- расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет 5260 мм( ГОСТ предусматривает расстояние не менее 60 м – п.п. 6.6)

- расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги рекламными конструкциями составляет 46000мм (допустимое расстояние 100м - п. 6.7.).

Разрешение №м па установку рекламной конструкции выдано Муници­пальным учреждением «Управление наружной рекламой <адрес>». Указанное разрешение выдано без учета нормативного расстояния до автомобильной дороги и от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), нормативной высоты конструкции от поверхности земли, расстоянии до пешеход­ного перехода, до линии электропередач и другой рекламной конструкции, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003.

Сложившаяся ситуация противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, признающим приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 169-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Представитель Прокуратуры Кировского района г. Ростова-на-Дону
- помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Штрикер Е.С.
в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Ответчик генеральный директор ООО «Дилайт Медиа» Михайлов Б.Г. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, что подтверждено материалами дела, не представил суду сведения об уважительности причин неявки.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, изучив отзывы ответчика, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы, в ходе которой было установлено, что управленческие функции, связанные с размещением рекламно-информационных элементов на территории города переданы муниципальным образованием муниципальному учреждению «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону». В соответствии с Уставом, управление осуществляет работы по оформлению разрешительной документации на размещение рекламно-информационных элементов, а также контроль за размещением рекламно-информационных элементов и их техническим состоянием. Управлением выдано разрешение рекламораспространителю - ООО «Дилайт №, на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес> в <адрес>.

Судом достоверно установлено, инженером по метрологии отдела поверки и калибровки геометрических средство измерения ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» с участием сотрудника ГИБДД, инженера, помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону, а также с участием свидетелей, произведена проверка осмотра места размещения ответчиком рекламных конструкций, которой установлено, что спорная рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст. Указанные нарушения зафиксированы в акте измерения размещения рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проведенных проверок прокурором заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным и демонтаже рекламной конструкции.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, прокурор в соответствии с про­цессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Неопределённый круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разре­шении дела.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе” законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из указанного Федерального закона.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 19 Ф3 “О рекламе”, все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством. размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства.

Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действия, направленных на получения разрешения, регулируется нормами ч. ч. 9, 11, 13. 14, 17, ст. 19 Ф3 “О рекламе”.

Часть 4 статьи 19 ФЗ “О рекламе” предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
На момент рассмотрения данного дела технический регламент, устанавливающий порядок размещения рекламных конструкций и требования к ним не принят.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044—2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений”, утвержденного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных: стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы (далее - средства наружной рекламы) и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа, при с согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы, является обязательным.

В силу п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений”, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размешены: - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; - ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств.

В соответствии с п. 6.6. названного ГОСТа, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть (в зависимости от разрешенной скорости движения по дороге) не менее 60 м.

Спорная рекламная конструкция, установленная на основании разрешения №м по адресу: <адрес> в <адрес>, расположена с нарушением указанных требований. Расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по <адрес> составляет 4301 мм, до проезжей части дороги по <адрес> мм. (в то время как должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги - п. 6.1); расстояние до пешеходного перехода 5260 мм, до перекрестка 3268 мм (в то время как средство наружной рекламы не может быть размещено в пределах границ наземных пешеход­ных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одной уровне, а также на расстоянии менее 50 м в населенных пунктах - п. 6.1); высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 3574 мм (в соответствии с указанными нормами высота должна быть не менее 4,5 м -6.2); расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет 5260 мм. ( ГОСТ предусматривает расстояние не менее 60 м – п.п. 6.6), расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги рекламными конструкциями составляет 46000мм (допустимое расстояние 100м - п. 6.7.).

Указанные обстоятельства были установлены при проведении замеров комиссией, и зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы ответчика о том, что со дня вступления в силу ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» вопросы безопасности зданий и сооружения рекламного щита регулирует именно этот Федеральный закон, а ГОСТ Р 52044-2003 не действует, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Исходя из положений данного ФЗ рекламный щит не подпадает под понятие сооружения, установленного данным Федеральным законом, поскольку не представляет собой строительную систему, предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Суд находит несостоятельными и доводы представитёля ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит применению, т.к. не зарегистрирован в Минюсте РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно пунктам 1,2,10 Правил, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие трава, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления от 29.11. 2007г. № разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений’, утвержденный Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем, в силу п. 15 Разъяснений, не подлежат представлению на государственную регистрацию. Кроме того, утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, в связи с чем, на регистрацию не должны представляться.

ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений, утвержденный Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст., устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст в соответствии положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».

В соответствии с п.3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего соответствующий технический регламент не принят.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ “О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции или связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Поскольку ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, не отменен, и продолжает действовать, он в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ РФ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения. и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

Несоответствия расположения рекламной конструкции, установленной по адресу: <адрес> в <адрес>, требованиям
государственного стандарта, создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Утверждения ответчика о том, что размещение рекламы с нарушением требования государственного стандарта не создает угрозу жизни и здоровью суд находит несостоятельными.

В подтверждение своих утверждений ответчик сослался на письма ГИБДД УВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии дорожно-транспортных происшествий и происшествий с участием пешеходов.

Однако отсутствие ДТП по указанной причине не является само по себе доказательством отсутствия угрозы безопасности жизни и здоровью участников дорожного движения.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий

То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с
нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт - дорожно-транспортное происшествие, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.

Согласно пункту 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителя законодательства Российской Федерации о рекламе - по исполнению антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - По иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции и на данном месте
схеме территориального планирования или генеральному плану;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся
застройки населения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных
актов но безопасности движения транспорта - но иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с
частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иск антимонопольного органа.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В силу ст. 19 ч.4 указанного закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Поскольку спорная рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешение на установку рекламной конструкции №м должно быть признано недействительным.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент подачи прокурором иска о признании разрешения недействительным истек трехгодичный срок исковой давности, поскольку первоначально разрешение выдавалось правопредшественнику ООО «Дилайт Медиа» ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку требования заявлены к ООО «Дилайт Медиа» на основании разрешения, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и данное разрешение на момент обращения в суд являлось действующим и действует до настоящего времени. Кроме того, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц по результатам проведенной в 2010 г. проверки, в ходе которой прокуратурой и были выявлены нарушения при установке рекламной конструкции. Соответственно о том, что разрешение выдано при несоответствии конструкции установленным требованиям и права неопределенного круга лиц нарушены, стало известно после проведения проверки.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Поскольку разрешение на установление рекламной конструкции признано недействительным решением суда, то ответчик обязан в установленный законом срок произвести демонтаж рекламной конструкции.

Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку они законны, обоснованны и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону удовлетворить.

Признать недействительным разрешение №м на установку рекламной конструкции, выданное ООО «Дилайт Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: <адрес>.

Обязать ООО «Дилайт Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 28 апреля 2011 г.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200