Дело № 2-1815/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2011 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Шинкиной М.В.
при секретаре Чолакян К.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1815/11 по иску Анциферова Ю.А. к Администрации Ростовской области, третье лицо – Управление образования Аксайского района (орган опеки и попечительства) о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ
Анциферов Ю.А. обратился с иском к ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Анциферов Ю.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать, Анциферова И.А., лишена родительских прав решением Тихорецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец, Анциферов А.Ю., умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим надо Анциферовым Ю.А., его братьями и сестрой была оформлена опека постановлением Главы Тихорецкого района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №. В июне 2004 года вместе с опекуном Анциферов Ю.А. переехали на постоянное место жительства в х. Камышеваха Аксайского района, где проживает по настоящее время.
Постановлением Главы Тихорецкого района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № за Анциферовым Ю.А. и его братьями и сестрой было закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было признано утратившим силу, так как закрепленное жилое помещение принадлежит на праве собственности его дедушке и опекуну Анциферову Ю.В..
ДД.ММ.ГГГГ Анциферов Ю.А. был поставлен на квартирный учет в х.Большой Лог, но при получении справки Крайтехинвентаризации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № выяснилось, что его мать имеет на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в результате чего Анциферову Ю.А. отказано было во включении его кандидатуры в общеобластной список претендентов на обеспечение льготным жильем за счет средств областного бюджета.
Опекун Анциферов Ю.В. обратился с письмом в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области за разъяснениями, но получил ответ, что в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, родители которых являются собственниками жилья, не имеют права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истец обратился в суд и просит признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включить в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение льготным жильем за счет средств областного бюджета.
Истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим способом. Суду представил отзыв, в котором исковые требования не признал. Свои возражения ответчик обосновал следующим. В соответствии с пунктом 1 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем. Соответственно для обеспечения лиц указанной категории граждан жилыми помещениями они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет. Однако до настоящего времени истец не обратился в орган, уполномоченный осуществлять постановку на квартирный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также представитель ответчика указал, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан возложена на органы местного самоуправления.
Представитель третьего лица Иванова Е.В., полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что Анциферов Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Анциферова И.А. Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав (л.д. 11), а отец, Анциферов А.Ю., умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Постановлением Главы Администрации Тихорецкого района от ДД.ММ.ГГГГ № над Анциферовым Ю.А. и его братьями и сестрами было установлено попечительство Анциферова Ю.В.. В июне 2004 года Анциферов Ю.А. вместе с попечителем переехали на постоянное место жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Анциферов Ю.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Постановлением Главы Тихорецкого района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № за Анциферовым Ю.А., его братьями и сестрой было закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> А (л.д. 22). Однако, ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление было признано утратившим силу, так как закрепленное жилое помещение принадлежит на праве собственности его дедушке и опекуну Анциферову Ю.В. (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ Анциферов Ю.А. Постановлением Главы Большелогского сельского поселения № был поставлен на квартирный учет в администрации Большелогского сельского поселения. Однако при получении справки Крайтехинвентаризации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № выяснилось, что его мать имеет на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с чем, Анциферову Ю.А. отказано было во включении его кандидатуры в общеобластной список претендентов на обеспечение льготным жильем за счет средств областного бюджета (л.д. 14-15).
Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Администрацией Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) №.
В соответствии с пунктом 1 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 № 384, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем.
В соответствии с пунктом 6 Положения в целях формирования областного бюджета на трехлетний период и расчета объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов обязанность формирования общеобластного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета по данным органов местного самоуправления возложена на Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.
Как следует из материалов дела, Анциферов Ю.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако ввиду наличия у его матери домовладения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> попечителю Анциферову Ю.В. было рекомендовано обратиться в суд для признания Анциферова Ю.А. нуждающемся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, жилое помещение Анциферовой И.А., матери Анциферова Ю.А., лишенной родительских прав, является непригодным для постоянного проживания. Так, в ходе обследования жилищных условий установлено и закреплено в акте от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом Анциферовой И.А. представляет собой одноэтажный саманный дом, комнаты темные, холодные, отопление печное, воды в доме нет, дом требует капитального ремонта, имеются трещины и дыры в стенах, деревянные балки на потолке прогнуты, фундамент просел, требует ремонта (л.д. 18). В настоящее время в доме проживают Анциферова И.А. и ее брат Косилков А.В.
Анциферов Ю.А. в указанном домовладении не проживает и прав собственности на него не имеет. Согласно сообщению УФРС по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за Анциферовой И.А. отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимости (л.д. 17). Согласно сообщению УФРС по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ за Анциферовым А.Ю. отсутствуют зарегистрированные права на объекты недвижимости (л.д. 16).
Согласно справке МУП АР «БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ Анциферов Ю.А. не имеет зарегистрированных на праве собственности объектов недвижимого имущества по <адрес> и <адрес>.
Согласно пояснениям Анциферова Ю.В., его внук Анциферов Ю,А. проживает вместе с ним в его доме в <адрес> на основании договора поднайма. Помимо Анциферова Ю.А. вместе с дедушкой Анциферовым Ю.В. и его супругой проживают еще шесть внуков, не имеющих собственного жилья.
Как установлено судом, Анциферов Ю.А. не имеет в собственности либо на ином праве закрепленного за ним жилого помещения, домовладение в котором проживает его мать, лишенная родительских прав, не пригодно для проживания, а, следовательно, заявитель подлежит признанию нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Ростовской области за счет средств бюджета Ростовской области в виде субвенций.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Анциферова Ю.А. удовлетворить.
Признать Анциферова Ю.А. нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лица из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Ростовской области включить Анциферова Ю.А. в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение льготным жильем за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 27 апреля 2011 года.
Судья