Дело № 2-2573/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2011 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Шинкиной М.В.
при секретаре Чолакян К.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гречишкиной А,В,, заинтересованное лицо – представительство президента РФ в ЮФО о признании незаконным факта нарушения ч. 6 ст. 8 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», признании незаконным лишения прав на всестороннее, объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан,
У С Т А Н О В И Л :
обращаясь в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, заявитель в обоснование своих требований указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в приёмную президента РФ по ЮФО заявителем было подано коллективное обвинение-требование.
Как указала заявитель, на день подачи в суд заявления ответа из обжалуемого органа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ не было предоставлено, что прямо противоречит ст. 12, п. 3 ст. 5 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Вместо исполнения ч. 1 ст. 10, ст. 14 ФЗ №, чиновники приёмной президента РФ по ЮФО направили коллективное заявление от ДД.ММ.ГГГГ в органы местного самоуправления - мэрию, то есть должностным лицам, чьи действия (бездействия) обжаловались в обвинении от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается полученной в апреле 2011 года отпиской № ЛЕ-7/13-11. Данное обстоятельство прямо и грубо противоречит ч. 6 ст. 8 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», что повлекло нарушение обжалуемым органом ч. 1 ст. 10 и ст. 14 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Заявитель считает, что направлением обвинения от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в органы местного самоуправления существенно нарушены ее права, законные интересы, гарантированные ст. 2, ст. 7, ст. 18, ст. 24, ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 5, 9, 10 и ст. 12 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», ч. 4 ст. 3, ст. 89, п. 3 ст. 95, ст. 106 ЖК РФ, а также нарушены ст. 3 Европейской Конвенции, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств заявитель просила в судебном порядке признать незаконным факт прямого и грубого нарушения ч. 6 ст. 8 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», повлёкшим нарушение права на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ и ч. 4 ст. 3, ст. 89, п. 3 ст. 95, ст. 106 ЖК РФ; признать незаконным лишения прав, гарантированных п. 3 ст. 5, ч. 1 ст.ст. 10, 12, 14 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» на всестороннее объективное и своевременное рассмотрение созданной заявителю проблеме по лишению ее жилищных и других конституционных прав и законных интересов.
В судебном заседании Гречишкина А.В. заявление поддержала, просила суд об его удовлетворении.
Представитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе Посохов А.Ю., действующий на основании доверенности, заявление полагал необоснованным, просил в его удовлетворении отказать. Суду представил возражение, в котором указал, что вопросы, затронутые в обращении Гречишкиной А.В., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» не входят в компетенцию аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. В связи с этим, на основании ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» руководителем приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Р.В.Найденовой ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение было направлено Мэру г.Ростова-на-Дону М.А.Чернышеву и поставлено на контроль.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что заявителем ДД.ММ.ГГГГ было подано в приемную Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе обращение – обвинение-требование о нарушении прав заявителя действиями органами местного самоуправления г.Ростова-на-Дону и в частности чиновниками администрации <адрес> (л.д. 6).
На основании ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» руководителем приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Р.В.Найденовой ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение было направлено Мэру г.Ростова-на-Дону М.А.Чернышеву и поставлено на контроль.
Посчитав, что направлением обращения от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в орган местного самоуправления, действия которого обжаловались в названном обращении, существенно нарушены права, законные интересы, гарантированные ст. 2, ст. 7, ст. 18, ст. 24, ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 5, 9, 10 и ст. 12 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», ч. 4 ст. 3, ст. 89, п. 3 ст. 95, ст. 106 ЖК РФ, а также нарушены ст. 3 Европейской Конвенции, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, заявитель подала заявление в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц…оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия либо бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) во-первых, нарушает права и свободы заявителя а во-вторых не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.
Исходя из постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении данной категории дел суд выясняет:
- имеет ли соответствующий орган полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решения (при этом о незаконности оспариваемого решения или действия свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения (действия) требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
При этом в силу ст. 249 ГПК РФ по делам данной категории бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
При рассмотрении дела по существу судом установлено, что действия приемной Президента Российской Федерации в <адрес> по рассмотрению обращения Гречишкиной А.В. осуществлены в пределах полномочий данного органа и с соблюдением установленной законом процедуры.
Деятельность приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе регламентирована «Положением о приёмной Президента Российской Федерации в федеральном округе», утверждённым распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,с а также «Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849.
Согласно Положению о приёмной Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждённому распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, приемная Президента Российской Федерации в федеральном округе организуется в целях обеспечения рассмотрения в пределах федерального округа устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации. Деятельность приемной Президента Российской Федерации обеспечивается аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
В своей деятельности приемная Президента Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также Положением о приёмной Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Приемная Президента Российской Федерации создается в целях содействия Президенту Российской Федерации:
а) в реализации его полномочий как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
б) в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в работе с обращениями граждан.
Основными задачами приемной Президента Российской Федерации являются:
а) обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители), поступивших в приемную Президента Российской Федерации и адресованных Президенту Российской Федерации;
б) осуществление информационно-справочной, методической и аналитической работы,связаннойсрассмотрениемобращений заявителей, адресованных Президенту Российской Федерации;
в) подготовканаосновеанализаиобобщениявопросов, поставленных в обращениях заявителей, соответствующих докладов, а также предложений по устранению причин,порождающих обоснованные жалобы заявителей;
г) участие в подготовке и проведении Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан личногоприемазаявителейврежиме видео-конференц-связиПрезидентомРоссийскойФедерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, его первым заместителем и заместителями, помощниками Президента РоссийскойФедерации,советникамиПрезидентаРоссийскойФедерацииируководителямисамостоятельныхподразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Основными функциями приемной Президента Российской Федерации являются:
- личный прием работниками приемной заявителей в день их обращения в приемную Президента Российской Федерации, осуществляемый в соответствии с утвержденным полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе режимом работы приемной Президента Российской Федерации;
- подготовка, организация и проведение не реже двух раз в год личного приема заявителей,втомчислеврежиме видео-конференц-связи,полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, его заместителями и помощниками;
- обработка(централизованныйучетирегистрацияв информационных системах УправленияиАдминистрации Президента РоссийскойФедерации) обращений заявителей, поступившихвприемнуюПрезидентаРоссийскойФедерациии адресованных Президенту Российской Федерации;
- своевременноерассмотрениеобращенийзаявителей, поступивших в приемную Президента Российской Федерации и адресованных Президенту Российской Федерации;
- направлениеобращенийзаявителей,поступившихв приемную Президента Российской Федерациииадресованных Президенту Российской Федерации, с поручением о решении по существупоставленныхвопросоввсоответствующие территориальные органыфедеральныхорганов исполнительной власти, размещенные в пределах федеральногоокруга,органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, находящиеся в пределах федерального округа, в соответствии с их компетенцией с уведомлением об этом заявителей;
- направлениеобращенийзаявителей,поступившихв приемнуюПрезидента Российской Федерации и адресованных Президенту Российской Федерации, которые содержат вопросы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и требующие их решения, а также внимания Президента Российской Федерации, в Управление с уведомлением об этом заявителей;
- формированиенаосновеобращенийзаявителей, поступивших в приемную Президента Российской Федерации и адресованных Президенту Российской Федерации, информационного фонда и обеспечение возможности его использования Управлением, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, размещенными в пределах федерального округа, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
- организация контроля за рассмотрением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, размещенными в пределах федерального округа, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, находящимися в пределах федерального округа, направленных в их адрес приемной Президента Российской Федерации поручений о рассмотрении обращений заявителей;
Должностное лицо, осуществляющее руководство деятельностью приемной Президента Российской Федерации, по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для работы документы и материалы от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размещенных в пределах федерального округа, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся в пределах федерального округа;
- направлять поступившие в приемную Президента Российской Федерациии адресованныеПрезидентуРоссийскойФедерации обращения заявителей на рассмотрение в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, размещенныев пределахфедеральногоокруга,органыгосударственнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, находящиеся впределахфедеральногоокруга, устанавливая сроки представления информации полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Гречишкина А.В. обратилась в приемную Президента РФ в Южном федеральном округе с обвинением-требованием, которое после изучения содержания было квалифицировано руководителем приемной как жалоба на действия администрации <адрес>-<адрес>.
Данное обращение было принято и зарегистрировано в установленном порядке.
Администрация Ленинского района г.Ростова-на-Дону в соответствии со ст. 51 Устава г.Ростова-на-Дону является территориальным исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
В связи с тем, что Мэр является вышестоящим органом в порядке подчиненности по отношению к администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, на основании ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» руководителем приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение было направлено Мэру г.Ростова-на-Дону М.А.Чернышеву и поставлено на контроль.
После перенаправления обращения, руководителем приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Гречишкиной А.В. было направлено уведомление о перенаправлении обращения на рассмотрение в рамках предоставленной компетенции Мэру г.Ростова-на-Дону.
Доводы заявителя о том, что уведомление было направлено по месту ее временного проживания по адресу: <адрес> (пункт временного пребывания), а должно было быть направлено по адресу ее регистрации: <адрес>, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Как видно из карточки личного приема граждан, при подаче обращения Гречишкиной А.В. был указан в качестве адреса проживания именно адрес: <адрес>.
Таким образом, направление уведомления по месту временного проживания заявителя не нарушает ее права, поскольку данный адрес заявитель сама указала при обращении в приемную Президента РФ в Южном федеральном округе и данный адрес зафиксирован в учетной карточке приема граждан № П-375 (1).
Доводы Гречишкиной А.В. о том, что администрацией пункта временного пребывания ей не было передано письмо из приемной Президента РФ в Южном федеральном округе с уведомлением о перенаправлении ее обращения, не могут повлечь за собой признание действий указанного органа незаконными, поскольку предусмотренная законом обязанность данным органом была выполнена и уведомление направлено именно по адресу, указанному заявителем. Кроме того, Гречишкина А.В. не лишена была возможности в любое удобное для нее время обратиться в приемную лично либо посредством телефонной связи и получить сведения о ходе рассмотрения ее обращения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по направлению обращения Гречишкиной А.В. на рассмотрение Мэру г.Ростова-на-Дону осуществлены в пределах компетенции данного органа и с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о приёмной Президента Российской Федерации в федеральном округе», утверждённым распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,с а также «Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 849.
В ч. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержится запрет на направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Заявитель утверждает, что именно эта норма была нарушена при направлении приемной Президента РФ в ЮФО обращения заявителя на рассмотрение Мэру г.Ростова-на-Дону. Однако как следует из обращения, поданного заявителем в приемную Президента РФ в ЮФО, в нем обжалуются действия администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону. Следовательно, направление обращения заявителя на рассмотрение Мэру г.Ростова-на-Дону, являющемуся вышестоящим органом по отношению к администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, не нарушает запрета, установленного законодательством и соответствует ч. 3 ст. 8 Закона и Положению о приёмной Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждённому распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного разбирательства также нашел свое подтверждение тот факт, что приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе было проконтролировано рассмотрение обращения Гречишкиной А.В. и других граждан. ДД.ММ.ГГГГ в приемную Президента поступил мотивированный ответ администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону № № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о рассмотрении данного обращения по существу изложенных вопросов.
Как видно из данного ответа, администрацией района был рассмотрен и разрешен вопрос, связанный с предоставлением временного жилья жителям дома по адресу: <адрес>, пострадавшим от пожара, а также предоставлением материальной помощи. В ответе подробно изложены все конкретные действия и решения администрации района, предпринятые в отношении жильцов, в том числе Гречишкиной А.В.
Таким образом, нарушения прав, свобод и законных интересов Гречишкиной А.В. в результате действий приемной Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, связанных с рассмотрением ее обращения, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Поскольку оспариваемые заявителем действия органа государственной власти осуществлены в соответствии с законом, в пределах компетенции осуществившего их органа, нарушений прав и свобод заявителя не установлено, соответственно предусмотренных ст. 258 ГПК РФ оснований для удовлетворения заявления, не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены. В связи с этим с заявителя подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение требования неимущественного характера в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления Гречишкиной А.В., заинтересованное лицо представительство Президента РФ в ЮФО, о признании незаконным факта нарушения ч. 6 ст. 8 ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», признании незаконным лишения прав на всесторонне, объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан, - отказать.
Взыскать с Гречишкиной А.В. государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2011 г.
Судья: