по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дилайт Медиа», МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обяза



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 мая 2011 года

Кировский суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ВЛАСОВОЙ А.С.

при секретаре СОКОЛОВОЙ О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1154/11 по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дилайт Медиа», МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района г.Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Дилайт Медиа».

В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ООО « Дилайт Медиа» установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003:

- расстояние от бордюрного камня до горизонтальной проекции 2 675мм.; - расстояние до дорожного знака 1562мм., до светофора 4 761мм., до пешеходного перехода 1562 мм.;

- высота опоры - 3 212мм.

Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ООО «Дилайт Медиа ».

Согласно свидетельству из ЕГРЮЛ ООО «Дилайт Медиа » зарегистрировано администрацией г. Ростова - на - Дону.

Разрешение № м на установку рекламной конструкции в 2007г. - выдано Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламы г.Ростова - на - Дону»., действительно до 05.02.2010г.

Разрешение № на установку указанной рекламной конструкции выдано МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» без учета нормативного расстояния до автомобильной дороги от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), нормативной высоты конструкции от поверхности земли, расстояния до пешеходного перехода, технических средств ОДД, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003 и является основанием к признанию размещения на установку рекламной конструкции недействительным.

Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому прокурором предъявлено настоящее исковое заявление в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с чем истец просит признать недействительным разрешение №м на установку рекламной конструкции <адрес>, выданное ООО « Дилайт Медиа » Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г.Ростова - на- Дону». Обязать ООО « Дилайт Медиа » осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по вышеуказанному адресу в г. Ростове -на - Дону в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Штрикер Е.С. в судебное заседание явилась, просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещен. Дело в отсутствии истца рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ООО «Дилайт Медиа» директор Михайлов Б.Г. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламы» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждено материалами дела, не представил суду сведения об уважительности причин неявки. Дело в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к обоснованности и законности завяленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Дилайт Медиа».

В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ООО « Дилайт Медиа» установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003:- расстояние от бордюрного камня до горизонтальной проекции 2 675мм.; - расстояние до дорожного знака 1562мм., до светофора 4 761мм., до пешеходного перехода 1562 мм.- высота опоры - 3 212мм.

Таким образом, установлено, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003.

Указанные обстоятельства подтверждены актом обследования рекламосодержащих конструкций, составленным комиссией в составе помощника прокурора Октябрьского района г. Ростова - на - Дону мл. советника юстиции Л.П. Айдиновой, государственного инспектора ОГИБДД УВД по г. Ростову — на - Дону ст. лейтенанта милиции Гостар А.А., государственного инспектора ОГИБДД УВД по г. Ростову — на — Дону ст. лейтенанта милиции Гормушко И.И., с участием специалистов ФГУ «Ростовский ЦСМ», с приложением в последующем подробной схемы произведенных промеров, не доверять которым у суд нет оснований, и что не было оспорено ответчиком в судебном заседании.

По результатам проведенных проверок, после выявления указанных нарушений, прокурором заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о признании разрешения на установку рекламной конструкции недействительным и демонтаже рекламной конструкции.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с про­цессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Неопределённый круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разре­шении дела. На основании изложенного, суд приходит к выводу о несостоятельности довода ответчика о том, что прокурор по указанному иску является ненадлежащим истцом, ввиду того, что это противоречит указанным нормам права.

В соответствии с п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе»), установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Владелец рекламной конструкции - физическое или юридическое лицо либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (п. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 5, ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ег. (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170-ст, в редакции изменений № 2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 № 170-ст о введении в действие указанного ГОСТа опубликован в МУС «Национальные стандарты» № 9, 2005 и в издании «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», № 5, 2005. Там же опубликованы и изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». При этом первоначальный текст ГОСТ Р 52044-2003 опубликован в издании ИНК Издательство стандартов, 2003.

В соответствии со ст. 1 ГОСТ Р 52044-2003, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые на автомобильных дорогах территориях городских и сельских поселений.

Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным; ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства; иметь сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или иного объекта; издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

Требования и правила относительно безопасности дорожного движения содержатся также в п. 5.6, ст. 6 ГОСТ.

Суд находит несостоятельными и доводы представитёля ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит применению, т.к. не зарегистрирован в Минюсте РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Согласно пунктам 1,2,10 Правил, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие трава, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 постановления от 29.11. 2007г. № 48 разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений’, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст. не носит нормативного характера, так как не затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем, в силу п. 15 Разъяснений, не подлежат представлению на государственную регистрацию. Кроме того, утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, в связи с чем, на регистрацию не должны представляться.

ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. № 124-ст., устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, был принят и введен в действие с 01.07.2003г. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. № 124-ст в соответствии положениями Закона РФ от 10.06.1993г. № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».

Таким образом, положения ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулируют вопросы безопасности участников дорожного движения, то есть, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а потому данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению, а не добровольному, как полагает ответчик.

Рекламная конструкция, установлена с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003 – п. 6.1, по адресу <адрес>, где осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «Дилайт Медиа», создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами. Ответ Главного Государственного Инспектора Безопасности Дорожного Движения УВД по г.Ростову-на-Дону за № Г8/529 от 03.04.2009г., о том, что с 1.01.2006г. по 1 квартал 2009г., дорожно транспортных происшествий, сопутствующими условиями совершения которых явилось наличие наружной рекламы не зарегистрировано, не свидетельствует об отсутствии реальной угрозы для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами- водителей, пассажиров, пешеходов, относительно спорной рекламной конструкции, расположенной по адресу <адрес>, так как отсутствие зафиксированных ДТП по указанной причине не является само по себе доказательством отсутствия угрозы безопасности жизни и здоровью участников дорожного движения.

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий

То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с
нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения. А свершившийся факт - дорожно-транспортное происшествие, связанное с неправомерным установлением рекламной конструкции, влечет гражданско-правовые обязательства по возмещению вреда.

Статьей 19 п. 20 ФЗ «О рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования, принимает во внимание нарушение при установке рекламной конструкции требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

В связи с тем, что судом установлено несоответствие рекламной конструкции по <адрес> требованиям ГОСТ Р 52044-2003, разрешение №м на установку рекламных конструкций, выданные МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» ООО «Дилайт Медиа», является недействительным, что влечет в силу закона обязанность владельца рекламной конструкции осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент подачи прокурором иска о признании разрешения недействительным истек трехгодичный срок исковой давности, поскольку первоначально разрешение выдавалось правопредшественнику ООО «Дилайт Медиа» 05.02.2007г., являются несостоятельными, поскольку требования заявлены к ООО «Дилайт Медиа на основании разрешения № м, продленного и действительного по 05.02.2012г., то есть действующего в настоящее время. Кроме того, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц по результатам проведенной в 2010 г. проверки, в ходе которой прокуратурой и были выявлены нарушения при установке рекламной конструкции. Соответственно о том, что разрешение выдано при несоответствии конструкции установленным требованиям и права неопределенного круга лиц нарушены, стало известно после проведения проверки.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков ООО «Дилайт Медиа», МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме по 200 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными разрешения №м на установку рекламной конструкции по <адрес>, выданное ООО « Дилайт Медиа » Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г.Ростова - на- Дону».

Обязать ООО « Дилайт Медиа » осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по вышеуказанному адресу в г. Ростове -на - Дону в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с ООО «Дилайт Медиа» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Взыскать с МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 16 мая 2011 года.

СУДЬЯ:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200