Дело № 2-1492\11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2011 г. г.Ростов-на-Дону Кировский районный суд г. Ростова -на -Дону в составе
Федерального судьи Миценко О.А.
при секретаре Головань Р.М.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Штрикер Е.С.,
Коробкиной О.Д., представителя по доверенности Дмитриевой Н.В.,
представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Потокиной М.В.
рассмотрев гражданское дело по иску Заместителя прокурора Ростовской области в интересах Коробкиной О.Д. к Администрации ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону, 3 лица Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектура и градостроительства Ростовской области, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» о понуждении обеспечить жилым помещением.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ростовской области (далее прокурор) в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Ростовской области, указав, что Коробкина О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Коробкина Э.Ю. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей - Коробкиной О.Д. и Коробкиной Ю.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Коробкина О.Д. была определена в детский дом № 1 г. Ростова-на-Дону. По окончании пребывания в детском доме в 2006 году в 16 лет Коробкина О.Д. продолжила обучение в ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону техникум кино и телевидения».
Прокурором также указано, что на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ директора ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону техникум кино и телевидения» Коробкина О.Д. была отчислена из образовательного учреждения, в связи с окончанием полного курса обучения по специальности 210313 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
Ссылаясь на ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областной Закон Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», ст. 1 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Областной закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Коробкиной О.Д. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, прокурор просит суд обязать Администрацию Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Коробкиной О.Д.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Штрикер Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить, дав пояснения в соответствии с доводами иска.
Коробкина О.Д. и ее представитель по доверенности Дмитриева Н.В. в судебное заседание явились, просят суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Потокина М.В. в судебном заседании показала, что Администрация г. Ростова-на-Дону не нарушала права и законные интересы Коробкиной О.Д., при этом не оспаривала право истицы на получение жилого помещения, указав, что обязанность по предоставлению Коробкиной О.Д. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, как сироте, наступает у Администрации г. Ростова-на-Дону после получения денежных средств из областного бюджета, конкретно предоставленных Администрацией Ростовской области для приобретения Коробкиной О.Д. жилого помещения.
Представитель Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, что подтверждено обратным почтовым уведомлением, представил отзыв, указав, что право Коробкиной О.Д. на получение жилого помещения во внеочередном порядке не нарушено и ей будет предоставлено жилое помещение в г. ростове-на-Дону.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Администрации Ростовской области в силу положений ст. 167 ГПК РФ.
3 лица Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектура и градостроительства Ростовской области, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития», привлеченный для участия в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, что подтверждено материалами дела.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в силу ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав прокурора Штрикер Е.С., Коробкину О.Д. и ее представителя, представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Потокину М.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что в прокуратуру Ростовской области обратилась Коробкина О.Д. с заявлением о защите её прав на жильё как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она не обеспечена жильем, проживает в общежитии техникума кино и телевидения.
Судом установлено, что Коробкина О.Д., 18.02.1990 года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из решения Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что мать Коробкиной О.Д. - Коробкина Э.Ю. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей - Коробкиной О.Д. и Коробкиной Ю.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом также установлено, что Постановлением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № Коробкина О.Д. была определена в детский дом № 1 г. Ростова-на-Дону, по окончании которого в ДД.ММ.ГГГГ году в 16 лет Коробкина О.Д. продолжила обучение в ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону техникум кино и телевидения».
На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ директора ФГОУ СПО «Ростовский-на-Дону техникум кино и телевидения» Коробкина О.Д. была отчислена из образовательного учреждения, в связи с окончанием полного курса обучения по специальности 210313 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, родители Коробкиной О.Д. собственного жилья не имели, и жилье за несовершеннолетней Коробкиной О.Д., согласно ч. 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей», не закреплялось.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» вставшие на льготный жилищный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета возрасте до 23-х лет.
Согласно ст. 1 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» принятие на учет детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, до момента достижения ими совершеннолетия осуществляется на основании заявления органа опеки и попечительства, поданного в орган местного самоуправления инее одного года по достижении ребенком возраста четырнадцати лет.
В силу требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Несмотря на указанные требования закона, администрацией детского дома, где воспитывалась Коробкина О.Д., а также администрацией Ростовского техникума кино и телевидения, своевременных мер к реализации льготного жилищного права Коробкиной О.Д. принято не было. Непринятие должных мер со стороны должностных лиц привело к нарушению права Коробкиной О.Д. на своевременную реализацию ее права на постановку на жилищный учет для внеочередного предоставления ей жилья.
В соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрацией Ленинского района в установленном рядке направлены соответствующие документы квартирного учета в адрес Администрации Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Коробкиной О.Д.
Коробкина О.Д. состоит в общеобластном списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ (порядковый номер в списке-1356), жилого помещения не имеет, в настоящее время Коробкина О.Д. проживает в общежитии указанного техникума по ул. Островского,ДД.ММ.ГГГГ-на-Дону.
Таким образом, судом установлено нарушение прав и законных интересов Коробкиной О.Д., поскольку в нарушение требований действующего законодательства органами исполнительной власти Коробкина О.Д. не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от нее обстоятельствам, денежные средства для приобретения жилого помещения для последующего предоставления Коробкиной О.Д. не выделены.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 148 СК РФ за детьми, находящимися под опекой, сохраняется право пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (ст. 71 ЖК РФ).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при превращении опеки (попечительства).
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального займа предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Конституция РФ и действующее жилищное законодательство возлагает на государство обязанность в предоставления жилья не только малоимущим, но и иным категориям граждан.
Таким образом, судом установлено право Коробкиной О.Д. как сироты, оставшейся без попечения родителей на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом, как следует из позиции Администрации города и Администрации Ростовской области, право Коробкиной О.Д. на получение благоустроенного жилого помещения по нормам, предусмотренным законодателем не оспаривается. Обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма у Администрации города возникнет после того, как в установленном законом порядке будут выделены средства в полном объеме Администрации г. Ростова-на-Дону для предоставления Коробкиной О.Д. жилого помещения
Согласно п.1 ст. 8 названного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Разрешение вопросов социальной поддержки детей- сирот, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях, соответственно, ч.4 ст.49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Эти положения закреплены в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, которым установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально представленных из бюджета субъекта РФ. Поэтому обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из областного бюджета расходы, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
В соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации города переданы государственные полномочия, порядок которых установлен нормативным правовым актом - Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот...». В Положении, утвержденном данным Постановлением, определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 5 Областного закона, финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Таким образом, орган исполнительной власти <адрес> добровольно принял на себя дополнительные обязательства по финансированию при предоставлении жилья указанной категории лиц.
В соответствии с п.3 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот...», утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением документов, на которых формируется учетное дело.
Обязанность по выделению средств для предоставления Коробкиной О.Д. жилого помещения возлагается на Администрацию Ростовской области.
На основании указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления обязаны предоставить Коробкиной О.Д. жилое помещение в соответствии действующим законодательством после компенсации расходов местного бюджета по предоставлению жилого помещения на органы исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, обязанность Администрации г. Ростова-на-Дону по предоставлению Коробкиной О.Д. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, как сироте - наступает после получения денежных средств из областного бюджета, конкретно предоставленных для приобретения жилого помещения Коробкиной О.Д., во исполнение государственных полномочий Администрацией Ростовской области. В настоящее время Коробкина О.Д. состоит в общеобластном списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, порядковый номер в списке -1356.
При этом, суд не может установить срок, в течение которого уполномоченные органы обязаны выделить средства для предоставления Коробкиной О.Д. жилое помещение по договору социального найма и предоставления ей жилого помещения, поскольку порядок выделения субвенций бюджетам муниципальных образований, перечисления им средств областного бюджета для исполнения государственного полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен нормативно.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию Ростовской области выделить средства в полном объеме Администрации г. Ростова-на-Дону для предоставления Коробкиной О.Д. жилое помещение по договору социального найма.
Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Коробкиной О.Д. по договору социального найма, расположенное в г.Ростове-на-Дону жилое помещение не ниже установленных социальных норм после получения денежных средств, выделенных из областного бюджета, специально предназначенных для приобретения жилого помещения для Коробкиной О.Д..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2011г.
Судья О.А. Миценко