по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Ростовской области к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области, третьи лица Территориальное управление федерального агентства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года

Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.

с участием прокурора Науменко И.В.

при секретаре Анохиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3931/11 по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Ростовской области к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области, третьи лица Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Департамент лесного хозяйства Ростовской области об обязании совершить действия, направленные на обеспечение надлежащего режима особой охраны памятника природы Ростовской области – «Сусарево»

У С Т А Н О В И Л :

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов Ростовской области, указав на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2010 года проведена проверка по обращению директора НП «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса Семикаракорского района» Хромых С.П. о нарушениях природоохранного законодательства на территории урочища «Сусарево» Семикаракорского района. В ходе проверки установлено, что урочище «Сусарево» является памятником природы Ростовской области, расположенным на землях лесною фонда в Семикаракорском районе. Доводы обращения о захламленности ее территории нашли свое подтверждение. В соответствии с представленной на требование Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры информацией (исх. от 22.1 1.2010 № 01/7423) Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации РО установлено, что только в настоящее время осуществляется работа по оформлению паспорта и охранного обязательства на данный памятник природы, подготовлены их проекты, то есть спустя 4 года после объявления урочища «Сусарево» памятником природы, а территорию занятую им - особо охраняемой природной территорией регионального значения. В целях устранения нарушений закона, в том числе связанных с не подготовкой паспорта и охранного обязательства на памятник природы - урочище «Сусарево», допущенных должностными лицами Комитета прокурором РО Главе администрации (Губернатору) Ростовской области в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» внесено представление (исх. от 02.03.201 1 № 7/2-13/38-2011). Рассмотрев указанное представление, заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Трифонов С.Ф. направил информацию (исх. от 05.04.201 1 № 7/458), в которой, в том числе не согласился и с доводом о необходимости составления паспорта на памятник природы области - урочище «Сусарево», ссылаясь на отсутствие законодательных или иных нормативно правовых актов РФ или Ростовской области, устанавливающих сроки, в течение которых должно быть произведено оформление паспортов и охранных обязательств, после объявления территории памятником природы регионального значения, а также на наличие паспорта памятника природы - урочище «Сусарево» и охранного обязательства, составленных Областным советом общества охраны природы в соответствии с решением Ростоблисполкома от 23.08.1985 № 313 «О государственных памятниках природы», действующих, по его мнению, в настоящее время и требующих только проведения корректировки границ памятника и внесения соответствующих изменений. Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с п. 42 Перечня памятников природы Ростовской области и Границ памятников природы РО, утвержденных Постановлением от 19.10.2006 № 418, Урочище "Сусарево" - пойменный лес естественного и искусственного происхождения с ассортиментом пород из ясеня, тополя, дуба, вяза и фрагментами лугов и болот. Уро­чище представляет комплекс типичной пойменной растительности долины Ниж­него Дона. Имеет просветительское, природоохранное, эстетическое значение, расположено на левом берегу р.Дон и правом берегу озера Старый Дон, севернее г.Семикаракорска. Занимает 31-й и 36-й кварталы Семикаракорского участкового лесничества Семикаракорского территориального отдела лесничества. Площадь памятника природы составляет 327,0 га. Вместе с тем, в ответе заместителя Главы Администрации РО Трифонова С.Ф. содержится довод о необходимости, в связи с произошедшими с 1985 года изменениями на территории урочища и в организа­циях, осуществляющих охрану, защиту и воспроизводство лесов, корректировки только границ памятника природы и внесения соответствующих изменений в пас­порт и охранное обязательство, то есть разработка и утверждение в соответствии с Постановлением от 19.10.2006 № 418 нового паспорта и охранного обязательства на данный памятник не требуется. Как указывает прокурор, с названной позицией заместителя Главы Администрации РО Трифонова С.Ф невозможно согласится. Урочище «Сусарево» объявлено памятником природы РО Постановление от 19.10.2006 № 418 без изъятия земель и занимает 31-й и 36-й кварталы Семикаракорского участкового лесничества Семикаракорского территориального отдела - лесничества. Согласно информации Департамента лесного хозяйства РРО (ДЛХ РО) до 2007 года, когда ФГУ «Лесхозы» осуществляли права владения землями лесного фонда, было возможно оформление соответствующих охранных обязательств. С 2007 года такими полномочиями учреждения лесного хозяйства не наделены, такими же полномочиями не наделен и ДЛХ РО. То есть ДЛХ РО и подведомственные ему учреждения не являются собственниками, владельцами и пользователями указанных лесных участков. ДЛХ РО осуществляет лишь отдельные полномочия, переданные РФ Ростовской области в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ. Так, в паспорте (форма которого утверждена постановлением Госплана РСФСР от 10.09.1982 № 193) на государственный памятник природы местного значения — урочище Сусарево, составленном 10.01.1986 указано, что он объявлен решением Ростовского облисполкома от 23.08.1985 г № 313. адрес «местонахождение) Ростовская область, Семикаракорский район, левый берег р. Дон, окраина г.Семикаракорска, расположен на землях мехлесхоза и занимает 328 га, взят на учет в областном совете общества охраны природы регистрационный № 76, приведено краткое описание государственного памятника природы, предусмотрен перечень мер, необходимых для сохранения памятника природы, запрещается всякая хозяйственная деятельность, наносящая вред памятнику. Учреждением, взявшим на себя обязательство по охране государственного памятника природы является Семикаракорский мехлесхоз. Директором Семикаракорского мехлесхоза Алтуховым В.Г. 10.01.1986г. подписано и получено охранное обязательство на государственный памятник природы местного значения - урочище «Сусарево», которое в настоящее время никем не исполняется, так как, ни ДЛХ РО, ни Семикаракорским ГАУ РО «Лес», находящимся в стадии, ликвидации, в соответствии с Постановлением Администрации РО от 24.02.2010 № 80, не обеспечивается надлежащий режим особой охраны памятника природы - урочище «Сусарево». Таким образом, без составления нового паспорта памятника природы - урочище «Сусарево», в котором, в том числе будет определен режим охраны, меры охраны, без передачи его под охрану непосредственно собственнику или, по согласованию с ним, иным физическим или юридическим лицам, не обеспечивается режим особо охраняемой природной территории - урочище «Сусарево», это может повлечь нарушение сохранности указанного памятника природы Ростовской области, чем будут нарушены интересы РО по сохранению уникальных и ценных природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд обязать Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области совершить действия, направленные на обеспечение надлежащего режима особой охраны памятника природы Ростовской области - урочище «Сусарево» посредством: оформления и утверждения паспорта на памятник природы РО - урочище «Сусарево»; передачи памятника природы РО - урочище «Сусарево» под охрану собственникам, владельцам, пользователям или арендаторам земель, занятых им, или по согласованию с ними, иным лицам путем оформления и подписания охранного обязательства.

Представитель истца на основании удостоверения ТО № 109045 от 22.06.2011 года помощник прокурора Науменко И.В., в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Ростоблкомприрода по доверенности от 11.01.2011 года Григорьчук А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Ростоблкомприрода по доверенности от 16.08.2011 года Огарев М.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель 3-его лица по доверенности Департамента лесного хозяйства Ростовской области Васильев Н.Е. в судебное заседание явился, пояснил суду, что паспорт на данный объект должен быть, также как и охранное обязательство, однако представитель 3-его лица пояснил суду, что не может оценить полномочия органа, который должен такое требование разработать и оформить.

3-е лицо Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области в судебное заседание своих представителей не направило, о слушании дела извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, и что не оспаривается сторонами по делу, Урочище «Сусарево» объявлено памятником природы Решением Ростоблисполкома от 23.08.1985 № 313 «О государственных памятниках природы».

На основании данного решения Областной совет общества охраны природы взял на учет данный памятник природы, составил паспорт и вручил 10.01.1986г. охранное обязательство, установленное постановлением Госплана РСФСР от 10.09.1982 года № 193, директору Семикаракорского мехлесхоза В.Г. Алтухову.

Постановлением администрации РО от 19.10.2006 № 418 «О памятниках природы Ростовской области» (далее Постановление от 19.10.2006 № 418) в соответствии с указанными положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33 - ФЗ Областного закона от 28.12.2005 № 434-ЗС памятниками природы Ростовской области объявлено 69 природных объектов и комплексов, а территории занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями областного значения без изъятия земель, также утверждены их границы и Положение о режиме охраны памятников природы Ростовской области.

В соответствии с п.42 Перечня памятников природы РО (Приложение №1) и Границ памятников природы РО (Приложение № 2), утвержденных Постановлением от 19.10.2006 № 418, указано Урочище "Сусарево" расположенное на левом берегу р. Дон и правом берегу озера Старый Дон, севернее г.Семикаракорска. Занимает 31-й и 36-й кварталы Семикаракорского участкового лесничества Семикаракорского территориального отдела -лесничества. Площадь памятника природы составляет 327,0 га.

Как следует из представления об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 9-14) прокуратурой области в ходе рассмотрения обращения директора НП «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса Семикаракорского района» Хромых С.Н. о нарушениях природоохранного законодательства на территории урочища «Сусарево» Семикаракорского района в деятельности Комитета выявлены нарушения закона об особо охраняемых природных территориях. Комитетом до настоящего времени работа по оформлению паспорта и охранного обязательства на данный памятник природы не проведена. Проекты соответствующих документов подготовлены только спустя 4 года после объявления урочища «Сусарево» памятником природы - особо охраняемой природной территорией области. При этом без своевременного составления паспорта памятника природы - урочище «Сусарево», в котором, в том числе определяется режим охраны, без передачи его под охрану непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, режим особо охраняемой природной территории урочища «Сусарево» не может быть обеспечен, что может повлечь возникновение пожаров и иных чрезвычайных ситуаций с причинением вреда памятнику природы.

Согласно положениям Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или час­тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Частью 3 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что особой охране подлежат, в том числе памятники природы. Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территорий, занятые, ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Частью 4 ст. 2 Областного закона РО от 28.12.2005 N 434-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области» установлено, что порядок определения (критерии отнесения) особо охраняемых природных территорий областного значения и их создания устанавливается Администрацией РО.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ особо охра­няемые территорий регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в велении органов государственной власти субъектов РФ.

В соот­ветствий ч. 1 ст. 7 Областного закона от 28.12.2005 № 434-ЗС особо охраняемые природные территорий областного значения являются государственной собственностью Ростовской области и находятся в ведении органа исполни тельной власти Ростовской области, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов.

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ предусмотрено, что государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионально-то значения осуществляются органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 9 Областного закона от 28.12.2005 № 434-ЗС государственное управление и государственный контроль в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов, который утверждает границы и определяет режим особой охраны территорий памятников природы областного значения, а также осуществляет передачу памятников природы областного значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов;

В соответствии с п. 2.40-2.42 Положения о Комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области, утвержденного Постановлением администрации Ростовской области от 29.12.2000 года № 511, Комитет осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; участвует в установленном порядке в формировании системы особо охраняемых природных территорий Ростовской области; подготавливает предложения по созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечивает их охрану.

Согласно пунктам 3-5 Положения о режиме охраны памятников природы РО, утвержденного Постановлением от 19.10.2006 № 418. режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков или, по согласованию с ними, иными физическими и юридическими лицами; при передаче памятника природы под охрану указанными лицами подписывается охранное обязательство; на каждый памятник природы Ростовской области заводится паспорт, оформляемый и утверждаемый Комитетом.

В соответствии с письмом председателя ликвидационной комиссии Семикаракорского ГАУ РО «Лес» Предоставить копию паспорта памятника природы урочища «Сусарево» и охранного обязательства, переданного 10.01.1986 года директору Семикаракорского мехлесхоза Алтухову В.Г. не представляется возможным по причине уничтожения пожаром. документов до 1992 года

Как следует из письма Департамента лесного хозяйства Ростовской области (ДЛХ РО) от 10.05.2011 года № 01-02.1/1830 (л.д.35) до 2007 года, когда ФГУ «Лесхозы» осуществляли права владе­ния землями лесного фонда, было возможно оформление соответствующих ох­ранных обязательств. С 2007 года такими полномочиями учреждения лесного хо­зяйства не наделены, такими же полномочиями не наделен и ДЛХ РО. ДЛХ РО и подведомственные ему учреждения не являются собст­венниками, владельцами и пользователями указанных лесных участков. ДЛХ РО осуществляет лишь отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией Ростовской области в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Суд считает необоснованной позицию представителя ответчика о том, что составление нового паспорта и охранного обязательства не требуется. Произошедшие с 1985 года изменения на территории урочища и в организациях, осуществляющих охрану, защиту и воспроизводство лесов, требуют проведения корректировки границ памятника и внесения соответствующих изменений в паспорт и охранное обязательство, поскольку с 2007 года ни ДЛХ РО, ни Семикаракорским ГАУ РО «Лес», находящимся в стадии, ликвидации, не обеспечивается надлежащий режим особой охраны памятника природы - урочище «Сусарево».

В соответствии с п.5 Положения о режиме охраны памятников природы РО, утвержденного Постановлением от 19.10.2006г. № 418 на каждый памятник природы РО заводится паспорт, оформленный и утвержденный комитетом по охране окружающей среды.

Также является обоснованным довод прокурора о том, что паспорта, принятые до издания вышеуказанного нормативно-правового акта утрачивают свою силу, поскольку Постановлением администрации РО от 19.10.2006г. № 418 Решение Ростоблисполкома от 23.08.1985 № 313 признано утратившим силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ собственники, владелиц» и пользователи земельных участков, па которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства но обеспечению режима особой охраны Памятников природы.

Пунктами 4 и 5.8 Постановления Правительства от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность, в том числе, через свои территориальные органы; а также осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием но назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представителем ответчика в судебном заседании указано суду, что новый паспорт урочище «Сусарево» будет разработан, в связи с чем, старый паспорт утратит свою силу, суд считает заявленные исковые требования в части обязания Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации РО совершить действия, направленные на обес­печение надлежащего режима особой охраны памятника природы РО - урочище «Сусарево» посредством: оформления и утверждения паспорта на памятник природы РО - урочище «Сусарево»; передачи памятника природы РО - урочище «Сусарево» под охрану собственникам, владельцам, пользователям или арендаторам земель, занятых им, пли. по согласованию с ними, иным лицам путем оформления и под­писания охранного обязательства. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подлежат отклонению довод представителя ответчика о том, что данное исковое заявление должно быть подано в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, который устанавливает порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, так как предметом спора является бездействие органа государственной власти.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из указанных норм с заявлением об оспаривании решения действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, может обратиться гражданин или организация.

В соответствии с п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Как следует из ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска явилось требование о совершении определенного действия: «оформления и утверждения паспорта на памятник природы Ростовской области - урочище «Сусарево»; передачи памятника природы Ростовской области …под охрану собственникам… путем оформления и подписания охранного обязательства».

При таких обстоятельствах расширительное толкование Пленумом Верховного Суда РФ статьи 255 ГПК РФ путем предоставления прокурору права обращения в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не является обстоятельством, обязывающим прокурора обращаться в суд с требованием о совершении определенного действия к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лица, государственным и муниципальным служащим только в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Тот факт, что в обоснование своего требования прокурор, ссылается на незаконность бездействия соответствующего органа, также не является препятствием для обращения прокурора в соответствии со ст. 4 и 134 ГПК РФ с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ст. 197 ГПК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

При таких обстоятельствах, поскольку рассматриваемое требование подано прокурором в порядке искового производства, довод ответчика о пропуске срока исковой давности является необоснованным и подлежит отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области совершить действия, направленные на обеспечение надлежащего режима особой охраны памятника природы Ростовской области - урочище «Сусарево» посредством:

- оформления и утверждения паспорта на памятник природы Ростовской области - урочище «Сусарево»;

- передачи памятника природы Ростовской области - урочище «Сусарево» под охрану собственникам, владельцам, пользователям или арендаторам земель, занятых им, или по согласованию с ними, иным лицам путем оформления и подписания охранного обязательства.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2011 года.

СУДЬЯ: