по иску Авраменко Станислава Сергеевича, Максутова Рушана Сабиржановича и др. к ООО «Управляющая организация ЖКХ», о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения, взыскании компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Ракуц В.С.

при секретаре Гончарь В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2678/11 по иску Авраменко С.С., Максутова Р.С.., Шишовой В.В., Алешукина А.В., Уколова И.Е.., Чапалыкиной В.Ф., Наразьян Н.Н., Сорокобаткиной М.А., Нестеровой О.Ю., Зайцевой Л.Е. Зинченко Т.И., Наумовой А.В., Кондрашева А.И., Шеховцовой О.В., Вязло Г.Н. к ООО «Управляющая организация ЖКХ», о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ подали заявление в ООО «Управляющая организация ЖКХ» (входящий ), в котором просили в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отредактировать счета-извещения, представленные в приложении к заявлению, в соответствии с действующим законодательством; провести мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес>; предложить собственникам помещений в жилом доме конкретные меры для снижения расходов, которые они несут в связи с нахождением в доме кафе «Рафинад»; представить собственникам помещений в жилом доме свои предложения по снижению размера платы по содержанию и ремонту жилья. Также в соответствии с 29 ст. Конституции РФ просили предоставить следующую информацию: Расчет дополнительно начисленных управляющей компаний сумм по каждому счету-извещению, заверенные копии договоров поставки или купли-продажи энергетических ресурсов, заключенных управляющей компанией с энергоснабжающими организациями, Заверенную копию Устава управляющей компании. На данное обращение граждан ООО «Управляющая организация ЖКХ» ничего не ответила. В соответствии с п. 3.1. Договора на управление многоквартирным домом собственник жилого помещения имеет право получать от управляющей компании всю необходимую информацию о работах и услугах, стоимости услуг, порядке их начисления, планах и мероприятиях на текущий год и прочую информацию в пределах его полномочий и возможностей; контролировать качество предоставляемых управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту общей собственности многоквартирного дома и коммунальных услуг; реализовывать иные права, предусмотренные действующим законодательством. В соответствии с п. 2.1.7. Договора на управление многоквартирным домом ООО «Управляющая организация ЖКХ» обязана предоставлять основные услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе «организовывать начисление оплаты за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами», «осуществлять прием и рассмотрение индивидуальных обращений граждан, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) и отвечать на них в установленный законом срок». В однотипных договорах с истцами ответчик не указал конкретный срок для предоставления письменного ответа, но определил, что обязан оказывать эту услугу «в установленный законом срок». Таким образом, ответчик при заключении договора знал, что законом установлен срок для рассмотрения обращений граждан и ответа на них и понимал, что нарушение этого срока является нарушением не только конкретного условия договора, но и нарушением закона. В п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) закреплено, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен. Таким образом, Правительством РФ был установлен срок получения информации истцами от ответчика информации о начислении оплаты за коммунальные услуги не позднее 5 рабочих дней. И этот же срок установлен для рассмотрения обращений граждан и ответа на них. так как эти действия также являются услугой по управлению многоквартирным домом. Все указанные в заявлении, поданном ДД.ММ.ГГГГ ответчику, вопросы касались предоставления информации для получения которой законом установлен срок не более 5 дней. В своем обращении истцы позволили ответчику исполнить свою обязанность установленную законом и договором в более длительный срок, предложив ему ответить на их обращение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчик не только не предоставил запрашиваемую в обращении информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, но и вообще не удостоил истцов ответа на их обращение.

На основании изложенного, истцы просят суд признать действия (бездействие) ООО «Управляющая организация ЖКХ», выразившиеся в не предоставлении письменного ответа по существу обращения граждан незаконными; обязать ООО «Управляющая организация ЖКХ» устранить допущенные нарушения; взыскать с ООО «Управляющая организация ЖКХ» сумму госпошлины 200 рублей; взыскать с ООО «Управляющая организация ЖКХ» понесенные истцами расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч рублей); взыскать с ООО «Управляющая организация ЖКХ» компенсацию морального вреда в размере 1000000 (один миллион рублей). Взысканную сумму перечислить на счет представителя для последующего распределения между истцами согласно условиям договора на представление интересов жильцов <адрес> районном суде <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание явился истец Авраменко А.С., исковые требования поддержал с учетом дополнений, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика Назарова Л.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Истцы- Максутова Р.С., Шишова В.В., Алешукин А.В., Уколова И.Е., Чапалыкина В.Ф., Наразьян Н.Н., Сорокобаткина М.А., Нестерова О.Ю., Зайцева Л.Е., Зинченко Т.И., Наумова А.В., Кондрашев А.И., Шеховцова О.В., Вязло Г.Н. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Кроме того, представили заявления, согласно которым просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истца Авраменко С.С., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы подали заявление в ООО «Управляющая организация ЖКХ» (входящий ) (л.д.143-146), в котором просили в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отредактировать счета-извещения, представленные в приложении к заявлению, в соответствии с действующим законодательством; провести мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес>; предложить собственникам помещений в жилом доме конкретные меры для снижения расходов, которые они несут в связи с нахождением в доме кафе «Рафинад»; представить собственникам помещений в жилом доме свои предложения по снижению размера платы по содержанию и ремонту жилья.

Кроме того, в соответствии с 29 ст. Конституции РФ просили предоставить следующую информацию: расчет дополнительно начисленных управляющей компаний сумм по каждому счету-извещению, заверенные копии договоров поставки или купли-продажи энергетических ресурсов, заключенных управляющей компанией с энергоснабжающими организациями, Заверенную копию Устава управляющей компании.

Однако, на данное обращение граждан со стороны ООО «Управляющая организация ЖКХ» ответа не последовало.

Судом установлено, что в соответствии с п. 3.1. Договора на управление многоквартирным домом собственник жилого помещения имеет право получать от управляющей компании всю необходимую информацию о работах и услугах, стоимости услуг, порядке их начисления, планах и мероприятиях на текущий год и прочую информацию в пределах его полномочий и возможностей; контролировать качество предоставляемых управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту общей собственности многоквартирного дома и коммунальных услуг; реализовывать иные права, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с п.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с п. 2.1.7. Договора на управление многоквартирным домом ООО «Управляющая организация ЖКХ» обязана предоставлять основные услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе «организовывать начисление оплаты за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами», «осуществлять прием и рассмотрение индивидуальных обращений граждан, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) и отвечать на них в установленный законом срок».

Таким образом, при заключении указанных однотипных договоров с истцами Управляющая компания согласилась с тем, что обязанность отвечать на обращение граждан, с которыми она заключила договор на управление многоквартирным домом, относится к услугам по управлению многоквартирным домом.

В однотипных договорах с истцами ответчик не указал конкретный срок для предоставления письменного ответа, но определил, что обязан оказывать эту услугу «в установленный законом срок».

Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) закреплено, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.

Таким образом, Постановление Правительства РФ был установлен срок получения информации истцами от ответчика не позднее 5 рабочих дней. И этот же срок установлен для рассмотрения обращений граждан и ответа на них, так как эти действия также являются услугой по управлению многоквартирным домом. Все указанные в заявлении, поданном ДД.ММ.ГГГГ ответчику, вопросы касались предоставления информации для получения которой законом установлен срок не более 5 дней.

Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не предоставил суду, каких либо доказательств опровергающих доводы истцов, не сослался ни на один нормативный акт, устанавливающий для него возможность проигнорировать обращение граждан либо ответить на него в более поздний срок.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования истцов о признании действий (бездействий) ООО Управляющая компания ЖКХ, выразившихся в не предоставлении письменного ответа по существу обращения граждан незаконными, обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления ответа на заявление истцов от ДД.ММ.ГГГГ, законны и обоснованы, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, следовательно, подлежат удовлетворению.

В тоже время не подлежат удовлетворению требования истцов о компенсации морального вреда.

Оценивая доводы истцов и возражения ответчика, суд учитывает, что в силу положений ст. 151 ГК РФ, моральный вред определяется как "физические или нравственные страдания". Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, в частности, на здоровье.

Обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии одновременно нескольких условий: претерпевание морального вреда (неправомерное действие причинителя вреда), причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом (вина причинителя вреда).

При разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо выяснение того, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим. Кроме того, взыскание морального вреда должно быть предусмотрено законодательными актами в зависимости существа требования.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования истцов о взыскании с ООО «Управляющая организация ЖКХ» компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством РФ по заявленными истцами требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Авраменко С.С., Максутова Р.С.., Шишовой В.В., Алешукина А.В., Уколова И.Е.., Чапалыкиной В.Ф., Наразьян Н.Н., Сорокобаткиной М.А., Нестеровой О.Ю., Зайцевой Л.Е., Зинченко Т.И., Наумовой А.В., Кондрашева А.И., Шеховцовой О.В., Вязло Г.Н. к ООО «Управляющая организация ЖКХ», о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать действия (бездействия) ООО к ООО «Управляющая организация ЖКХ» выразившиеся в не предоставлении письменного ответа по существу обращения граждан незаконными.

Обязать ООО «Управляющая организация ЖКХ» устранить нарушенные путем предоставления ответа Авраменко С.С., Максутову Р.С.., Шишовой В.В., Алешукину А.В., Уколову И.Е.., Чапалыкиной В.Ф., Наразьян Н.Н., Сорокобаткиной М.А., Нестеровой О.Ю. Зайцевой Л.Е., Зинченко Т.И., Наумовой А.В., Кондрашеву А.И., Шеховцовой О.В., Вязло Г.Н. на заявление от ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: