З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 декабря 2011 года Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Власовой А.С. при секретаре Григорян К.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5283/11 по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Зятикову Аркадию Владимировичу, МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ответчикам ИП Зятикову ФИО7, МУ Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону», о признании недействительным разрешения № №, выданного ИП Зятиков А.В. Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по <адрес> в г. Ростове - на - Дону, об обязании ИП Зятиков А.В. демонтировать объект наружной рекламы по <адрес> в г. Ростове - на - Дону, в течение месяца с момента со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес> в г. Ростове - на - Дону, принадлежащая ИП Зятикову А.В. установлена с нарушениями п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до горизонтальной проекции точки А рекламного щита 1755мм; - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части въезд во двор) до горизонтальной проекции точки Б рекламного щита 1323мм.; - расстояние (измеренное по диагонали) от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до точки А ближнего угла рекламного щита 5107мм; - расстояние (измеренное по диагонали) от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части (въезд во двор)) до точки 5 ближнего нижнего угла рекламного щита 5119мм; - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части (въезд во двор)) до опоры рекламной конструкции 3186 мм. - расстояние от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы до нижнего края рекламного щита 4708мм.; - расстояние от знака регулировки дорожного движения до горизонтальной проекции точки Б рекламного щита 8344мм. Разрешение № м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдано Муниципальным учреждением « Управление наружной рекламы г.Ростова - на - Дону». Размещение рекламной конструкции согласно данному разрешению противоречит требованиям Госстандарта. В соответствии с ч.9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с п.З ч. 4 ст. 5 указанного закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В силу ч. 4 ст. 19 этого закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и ( или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044 - 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона « О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В соответствии со ст. 5 закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ « О рекламе». В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что приводит к росту аварийности и создает угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому прокурором предъявлено настоящее исковое заявление. На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным разрешение 5286 м на размещение рекламной конструкции по <адрес> в г. Ростове - на – Дону, выданное МУ Управление наружной рекламы г. Ростова - на -Дону, обязать ИП Зятикова ФИО9 демонтировать объект наружной рекламы по вышеуказанному адресу в г. Ростове - на - Дону в течение 1 месяца с момента вынесения решения суда. Истец- помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Рожкова Л.О. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, не возражала против вынесения заочного решения. Ответчики в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили. Согласно ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Поскольку представитель истца не возражал на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.233 ГПК РФ. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова - на - Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы, в ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес> в г. Ростове - на – Дону, принадлежащая ИП Зятикову А.В. установлена с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003: - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до горизонтальной проекции точки А рекламного щита 1755мм; - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части въезд во двор) до горизонтальной проекции точки Б рекламного щита 1323мм.; - расстояние (измеренное по диагонали) от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до точки А ближнего угла рекламного щита 5107мм; - расстояние (измеренное по диагонали) от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части (въезд во двор)) до точки 5 ближнего нижнего угла рекламного щита 5119мм; - расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части (въезд во двор)) до опоры рекламной конструкции 3186 мм. - расстояние от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы до нижнего края рекламного щита 4708мм.; - расстояние от знака регулировки дорожного движения до горизонтальной проекции точки Б рекламного щита 8344мм. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридических лиц ИП Зятиков А.В. зарегистрирован в, качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Ростова - на - Дону и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Зятиков А.В. состоит на налоговом учете в ИМНС по Кировскому району г. Ростова - на -Дону (л.д. 14). Разрешение 5286 м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдал ответчик по делу Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону» (л.д. 11). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В соответствии с п.З ч. 4 ст. 5, ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Согласно разд. 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно с п. 6.2. ГОСТ Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м. В соответствии с п. 5.3. ГОСТ Р 52044-2003 Конструктивные элементы-жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки) должны быть закрыты декоративными элементами. В связи с тем, что данная конструкция не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», она создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части. В силу содержания п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", случаев влечет нарушение общих требований к рекламе. В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе", которым предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены па обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан. Согласно Приказа ФДС РФ от 02.11.1998 N 405 "О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений", наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна Дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; нижний край рекламного Щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4.5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 м, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы. В указании МВД РФ от 14.09.1995 № 1/4377 "О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе" предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью - не менее 6 м. В силу постановления от 22 декабря 2006 г. № 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 N 200, от 26.12.2008 № 1385, от 13.05.2009 № 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения. Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама. Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 № 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка. В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 г. N 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе». Таким образом, размещение рекламной конструкции ИП Зятиковым А.В. по адресу <адрес> - на – Дону угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц. В связи с тем, что несоответствие рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу. Статьей 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта. В связи с тем, что разрешение № 5894 м на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТ Р 52044-2003 было выдано в 2007 г. МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону», данное разрешение по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе», является недействительным. Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, т.к. они законны, обоснованны, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами. В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков ИП Зятиков А.А., МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 200 рублей. Однако, так как гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности взыскания судебных расходов в солидарном порядке, на ответчиков возлагается обязанность возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере в равных долях по 100 рублей с каждого. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198, 233-235 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать недействительным разрешение 5286 м на установку рекламной конструкции в г. Ростове-на-Дону, ул. Ленина, выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова - на - Дону» индивидуальному предпринимателю Зятикову ФИО10. Обязать индивидуального предпринимателя Зятикова ФИО11 произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ИП Зятикова ФИО12 государственную пошлину в доход государства в размере 100 рублей. Взыскать с МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» государственную пошлину в доход государства в размере 100 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. В окончательной форме решение изготовлено 16 декабря 2011 года. СУДЬЯ