Дело № 2-3517/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2011 года г. Ростов-на-Дону Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи ШИНКИНОЙ М.В. при секретаре Чолакян К.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3517/11 по заявлению Мкртчян М.Л., заинтересованные лица администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону, ДМИБ Кировского района г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным бездействия, связанного с отказом принять решение о предоставлении в МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» документов с заявлением Мкртчян М.Л. на проведение контроля и надзора за техническим состоянием жилого фонда дома по адресу: Богатяновский спуск, № 7 в г. Ростове-на-Дону, У С Т А Н О В И Л : обращаясь в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, заявитель в обоснование своих требований указала следующее. Мкртчян М.Л. проживает по договору социального найма с несовершеннолетним сыном Мкртчян Г. по адресу: <адрес>, <адрес>. Помещение, в котором проживает заявитель, как указано в заявлении, не соответствует санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, оно непригодно для проживания. Дом старой дореволюционной (1890 г) постройки, по капитальной стене проходит трещина, шириной 10 см, в этом же месте находится подводка газовой трубы. Трещины находятся по всему периметру дома от крыши до фундамента. Дом расположен у дороги, высокая вибрация от проезжающего транспорта, а также погодные условия и 100%-ный износ здания, способствуют резкому увеличению трещин, стены разрушаются, дом накренился и перекосился на один бок, просела крыша, что грозит обрушению дома. Проживание в помещении, находящемся в <адрес>, по мнению заявителя, представляет опасность для ее жизни и здоровья и ее несовершеннолетнего сына по причине его аварийного состояния. ДД.ММ.ГГГГ Мкртчян М.Л. обратилась с заявлением в администрацию г.Ростова-на-Дону, содержащим просьбу, в соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, а также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поручить городской Межведомственной комиссии по оценке пригодности жилых помещений для проживания граждан, провести оценку и признать дом № по Богатяновскому спуску непригодным для проживания, с включением Мкртчян М.Л. и несовершеннолетнего Мкртчян Г. в список граждан, подлежащих отселению из аварийных домов. После обращения в администрацию г. Ростова-на-Дону заявитель получила письмо от ДД.ММ.ГГГГ из администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, в котором, по мнению заявителя, отсутствовали конкретные ответы на изложенные в ее обращении вопросы. Оценка пригодности жилых помещений в <адрес> <адрес> для проживания граждан, проведена не была. Исходя из вышеизложенных обстоятельств заявитель первоначально просила в судебном порядке признать незаконным бездействие межведомственной комиссии и администрации г.Ростова-на-Дону по непринятию решений, связанных с признанием жилого помещения ( квартиры) №, коммунальная, состоящего из 1 комнаты, жилой площадью 16,1 кв.м расположенного на 2-м этаже 2-этажного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, непригодным для проживания. В судебном заседании представитель заявителя просил исключить из числа заинтересованных лиц администрацию г.Ростова-на-Дону, «Департамент ЖКХ и энергетики», Межведомственную комиссию по оценки пригодности жилых помещений для проживания граждан, и просил привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону, МУ «ДМИБ Кировского района г.Ростова-на-Дону» В ходе судебного разбирательства заявитель уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, связанное с отказом принять решение о представлении в МУ « Департамент жилищно - коммунального хозяйства и энергетики» документов в соответствии с перечнем, определенным действующим законодательством, с приложением заявления Мкртчян М.Л., нанимателя <адрес> <адрес> в <адрес> на проведение контроля и надзора за техническим состоянием жилого фонда <адрес> <адрес> в <адрес>. В судебном заседании Мкртчян М.Л. заявление поддержала, просила суд об его удовлетворении. Представитель заявителя Крат А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление поддержал. Представитель заинтересованного лица МУ «ДМИБ Кировского района г.Ростова-на-Дону» Поляничко Г.Н., действующая на основании доверенности, заявление полагала необоснованным, просила в его удовлетворении отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В ходе судебного разбирательства установлено, что заявителем ДД.ММ.ГГГГ было подано Мэру г.Ростова-на-Дону обращение, содержащее просьбу поручить городской межведомственной комиссии по оценке пригодности жилых помещений для проживания граждан провести оценку и признать <адрес> по Богатяновскому спуску непригодным для проживания с включением Мкртчян М.Л. и Мкртчян Г. в список граждан, подлежащих отселению из аварийных домов (л.д. 8). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № администрация Кировского района города Ростова-на-Дону, в ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, уведомила Мкртчян М.Л. о том, что проведение капитального ремонта зданий проводится по Программе предотвращения деформаций и ликвидации аварийных ситуаций за счет средств собственников помещений и бюджета (за муниципальные квартиры), Ответственность за техническое состояние дома распределяется пропорционально доле собственности каждого собственника помещений в общем имуществе многоквартирного дома. Обследования конструкций дома проектной организацией с выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации дома и проведению капитального ремонта с учетом софинансирования необходимо решить на общем собрании собственников дома. Решение собрания оформляется протоколом с подписями всех собственников. Если на общем собрании собственников будет принято решение о проведении следования и его софинансирования, то управляющей организацией будет заключен договор на обследование здания с проектной организацией, имеющей разрешение на выполнение этих работ. Объемы работ по ремонту дома будут включены в проект титульного списка многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту с целью предотвращения деформаций и ликвидации аварийных ситуаций в 2012 году и, при подтверждении финансированием, будут реализованы в установленном порядке. Посчитав, что бездействие администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, связанное с отказом принять решение о представлении в МУ « Департамент жилищно - коммунального хозяйства и энергетики» документов в соответствии с перечнем, определенным действующим законодательством, нарушает права, заявитель подала заявление в суд об оспаривании бездействия, связанного с ненадлежащим рассмотрением ее обращения в администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону, куда данное обращение было направлено из администрации г. Ростова-на-Дону. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц…оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия либо бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) во-первых, нарушает права и свободы заявителя а во-вторых не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту. По смыслу п. 4 ст. 258 ГПК РФ незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления. Исходя из постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении данной категории дел суд выясняет: - имеет ли соответствующий орган полномочия на принятие решения или совершение действия; - соблюден ли порядок принятия решения (при этом о незаконности оспариваемого решения или действия свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка); - соответствует ли содержание оспариваемого решения (действия) требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. При этом в силу ст. 249 ГПК РФ по делам данной категории бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. При рассмотрении дела по существу судом установлено, что действия администрации Кировского района города Ростова-на-Дону осуществлены в пределах полномочий данного органа, с соблюдением установленной законом процедуры рассмотрения обращений граждан и прав, свобод, а также законных интересов заявителя не нарушают. Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. ДД.ММ.ГГГГ Мкртчян М.Л. обратилась к Мэру г.Ростова-на-Дону с заявлением поручить городской Межведомственной комиссии по оценке пригодности жилых помещений для проживания граждан провести оценку и признать <адрес> <адрес> спуску непригодным для проживания. Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Согласно п. 3.2.1 Положения о комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ, процедура подготовки заседания комиссии включает в себя представление администрациями районов города, по месту нахождения соответствующих жилых (нежилых) помещений в МУ «Департамент ЖКХ и Энергетики» документов, в соответствии с перечнем, определенным действующим законодательством, с приложением заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) и заключения органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора за техническим состоянием жилого и нежилого фонда. В п. ДД.ММ.ГГГГ Устава МКУ «Дирекция муниципального имущества и благоустройства» Кировского района г.Ростова-на-Дону указано, что в предмет и цели деятельности МКУ относится сбор документов для работы городской МВК, участие в комиссии обследования аварийного жилищного фонда, ведение сводного реестра аварийного жилищного фонда. В связи с тем, что сбор документов для работы городской МВК относится к компетенции администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону, на основании ч.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление Мкртчян М.Л. было направлено в администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. «Об утверждении положения о признании положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержден порядок признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Комиссией помещение признается непригодным для проживания в следствии признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на основании результатов, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Указанные вопросы рассматриваются городской межведомственной комиссией, состав которой утверждается постановлением Администрации города. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным необходимо представить в комиссию вместе с заявлением следующие документы: -нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; - технический паспорт на строение; - заключение специализированной организации, по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций дома; -заключение Государственной жилищной инспекции. Проведение капитального ремонта зданий проводится по Программе предотвращения деформаций и ликвидации аварийных ситуаций за счет средств собственников помещений и бюджета (за муниципальные квартиры). Ответственность за техническое состояние дома распределяется пропорционально доле собственности каждого собственника помещений в общем имуществе многоквартирного дома. Обследования конструкций дома проектной организацией с выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации дома и проведению капитального ремонта с учетом софинансирования необходимо решать на общем собрании собственников дома. Решение собрания оформляется протоколом с подписями всех собственников. Администрацией Кировского района г.Ростова-на-Дону было установлено, что многоквартирный <адрес> <адрес> в городе Ростов-на-Дону, 1890 года постройки, кирпичный, 2-х этажный, состоит из 2-х коммунальных квартир, более 80% помещений принадлежит гражданам на праве собственности, основные несущие конструкции имеют значительный процент износа и подлежат капитальному ремонту. Квартира № - коммунальная на 5 семей (4 -жилых помещения находятся в собственности граждан - сдаются в поднайм, 1 помещение, которое занимает Мкртчян М.Л., - муниципальное), отопление газовое, водопровод, канализация от городских сетей. Таким образом, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> в городе Ростов-на-Дону только одно помещение, комната в коммунальной квартире, является муниципальным. Все остальные жилые помещения в этом многоквартирном доме принадлежат гражданам на праве собственности. Выходом на место управляющей организацией ООО «Атлант-Строй» установлено, о чем также было сообщено заявителю Мкртчян М.Л., что деформации прогрессирующего характера в жилых комнатах строения отсутствуют, наибольшие деформации конструкций наблюдаются в помещениях общего пользования (санузел, душевая) и связаны с систематическим замачиванием основания фундамента из помещений душевой, течи кровли и дворовых водонесущих коммуникаций. Указанные конструкции в соответствии со ст. 36 ЖК РФ относятся к общему имуществу многоквартирного дома. По инициативе ООО «Атлант-Строй» было проведено общее собрание собственников жилых помещений <адрес> по <адрес> в <адрес>, где было предложено собственникам принять участие в программе капитального ремонта. Собственники жилых помещений отказались от участия в муниципальной программе капитального ремонта. Для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным, подлежащим сносу, собственникам также были даны разъяснения, что необходимо принять решение о проведении за счёт долевого финансирования собственников обследования строений проектной организацией с оформлением технического заключения. Если техническое заключение будет рекомендовать признать дом аварийным, то в этом случае МУ «Дирекция муниципального имущества и благоустройства» Кировского района осуществит направит документы о признании строений аварийными в межведомственную комиссию администрации г. Ростова-на-Дону. Однако собственники помещений отказались от участия в финансировании проведения обследования строительных конструкций дома. В связи с этим администрацией Кировского района Мкртчян М.Л. были даны ответы (№ КРО254/111 от ДД.ММ.ГГГГ, № КРО299/311 от ДД.ММ.ГГГГ), в которых содержатся все необходимые разъяснения по поставленным вопросам и указаны документы, необходимые для направления в межведомственную комиссию по признанию дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом представитель заинтересованного лица МУ «ДМИБ Кировского района г.Ростова-на-Дону» в ходе судебного разбирательства также пояснил, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Богатяновский спуск, 7 в городе Ростов-на-Дону не обращались в Государственную жилищную инспекцию по вопросу составления акта о состоянии МКД не обращались, вопрос о составлении заключения специализированной организации по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций дома собственниками жилых помещений не разрешен. Муниципальным в данном доме является только одно жилое помещение, занимаемое заявителем, и МУ ДМИБ Кировского района г. Ростова-на-Дону не возражает принять участие в софинансировании затрат. Однако в любом случае данный вопрос должен решаться на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответы администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону на поданные Мкртчян М.Л. обращения, в частности, обращение в администрацию г. Ростова-на-Дону, даны в соответствии с требованиями ФЗот 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в пределах компетенции данного органа и с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, а также постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону № 577 от 26.05.2006 года «О комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав, свобод и законных интересов в результате действий (бездействия) администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону, и направления по результатам рассмотрения ее обращений ответов. Поскольку оспариваемые заявителем действия органа местного самоуправления осуществлены в соответствии с законом, в пределах компетенции осуществившего его органа, нарушений прав и свобод заявителя не установлено, соответственно предусмотренных ст. 258 ГПК РФ оснований для признания их незаконными, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : в удовлетворении заявления Мкртчян М.Л., заинтересованные лица администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону, ДМИБ Кировского района г. Ростова-на-Дону, о признании незаконным бездействия, связанного с отказом принять решение о предоставлении в МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» документов с заявлением Мкртчян М.Л. на проведение контроля и надзора за техническим состоянием жилого фонда дома по адресу: <адрес>, № в <адрес> -отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2011 г. Судья: