об обязании разработать проект



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

В составе председательствующего судьи Ракуц В.С.

С участием помощника прокурора Луценко Е.Б.

при секретаре Гончарь В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3376\12 по иску Заместителя прокурора РО в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры РО, Федеральному государственному унитарному эксплуатационному предприятию, третьи лица- Южное управление Министерства культуры РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РО об обязании разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и установить на него информационные надписи и обозначения

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора РО обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры РО, Федеральному государственному унитарному эксплуатационному предприятию, третьи лица- Южное управление Министерства культуры РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РО с требованиями об обязании разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и установить на него информационные надписи и обозначения. В обоснование заявленных исковых требования указал, что <адрес> проведена проверка законности использования и распоряжения земельным участком и зданиями (сооружениями), расположенными по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г». Установлено, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» утвержден представленный Правительством Российской Федерации перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который вошел комплекс экспортных зерновых складов XIX в., расположенный по адресам: <адрес>, 49, 51- а, б. После уточнения фактических почтовых адресов данному объекту культурного наследия присвоены следующие адреса: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г». Недвижимое имущество, расположенное по указанным адресам, является федеральной собственностью и распоряжением ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий» (далее - ФГУП «ФТ-Центр»), находящимся в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению государственным имуществом. До закрепления за ФГУП «ФТ-Центр» объекта культурного наследия указанный объект передан территориальным управлением Минимущества РФ по <адрес> в аренду на 15 лет ОАО «СТ Групп Регион» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ . Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор в связи с его ненадлежащим исполнением расторгнут. Данное решение оспорено ОАО «СТ Групп Регион» в судах апелляционной и кассационной инстанций. ДД.ММ.ГГГГП постановлением Федерального арбитражного суда <адрес> решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Распоряжением ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р указанное недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием. Этим же распоряжением прекращено право хозяйственного ведения ФГУП «ФТ-Центр». Согласно актам осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также справке ведущего специалиста-эксперта управления Роспотребнадзора по Ростовской"области общее техническое и санитарное состояние объекта культурного наследия, расположенного по адресам: <адрес>, 49, 54/неудовлетворительное и требует проведения комплексных ремонтно-реставрационньгх«и -бяагоустроительных работ. На территории данного объекта находятся в большом количестве бытовые и строительные отходы с образованием свалочных очагов, что не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест». Проверкой, проведенной прокуратурой области, установлено, что до настоящего времени на объект культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых складов, XIX в.» не разработан проект зон охраны объекта культурного наследия. Отсутствие на вышеуказанный объект культурного наследия проекта зон охраны препятствует утверждению границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, привело к его разрушению и может повлечь полную утрату, также свидетельствует о непринятии уполномоченными органами: государственной власти мер к сохранению объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего, поколения многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объект культурного наследия, расположенный по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», б 1 литеры «А, Б, В, Е, Г», отнесен к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный рееетр объектов, культурного наследия. На основании пунктов 3 и 4 ст. 48 Федерального закона 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного. Реестр, выявленного объекта культурного наследования несет собственник такого объекте учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия является важнейшим элементом их государственной охраны. Информационные надписи и обозначения содержат сведения о виде, категории, наименовании, времени возникновения, дате создания объекта и п<адрес> с тем на объекте культурного наследия федерального значения, расположенного по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г», отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

На основании изложенного, истец просит суд обязать министерство культуры <адрес> разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых складов XIX в.», расположенного по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г». Обязать Федеральное государственное унитарное эксплуатационное предприятие установить информационные надписи и обозначения на объект культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых кладов XIX в.», расположенный по адресам: <адрес> «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г».

В судебное заседание явился помощник прокурора <адрес> ФИО2, заявленные требования поддержала, просила удовлевторить.

В судебное заседание явилась представитель ответчика Министерства культуры РО по доверенности ФИО4исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель - Южного управления Министерства культуры РФ по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Представитель ответчика ФГУ «Эксплуатационное предприятие» по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, исковые требования признал, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РО, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившегося третьего лица рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

<адрес> проведена проверка законности использования и распоряжения земельным участком и зданиями (сооружениями), расположенными по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г».

Установлено, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» утвержден представленный Правительством Российской Федерации перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который вошел комплекс экспортных зерновых складов XIX в., расположенный по адресам: <адрес>, 49, 51- а, б. После уточнения фактических почтовых адресов данному объекту культурного наследия присвоены следующие адреса: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г».

Недвижимое имущество, расположенное по указанным адресам, является федеральной собственностью и распоряжением ТУ Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий» (далее - ФГУП «ФТ-Центр»), находящимся в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

До закрепления за ФГУП «ФТ-Центр» объекта культурного наследия указанный объект передан территориальным управлением Минимущества РФ по <адрес> в аренду на 15 лет ОАО «СТ Групп Регион» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор в связи с его ненадлежащим исполнением расторгнут. Данное решение оспорено ОАО «СТ Групп Регион» в судах апелляционной и кассационной инстанций.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Федерального арбитражного суда <адрес> решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Распоряжением ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р указанное недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием. Этим же распоряжением прекращено право хозяйственного ведения ФГУП «ФТ-Центр».

Согласно актам осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также справке ведущего специалиста-эксперта управления Роспотребнадзора по Ростовской"области общее техническое и санитарное состояние объекта культурного наследия, расположенного по адресам: <адрес>, 49, 54/неудовлетворительное и требует проведения комплексных ремонтно-реставрационньгх«и -бяагоустроительных работ. На территории данного объекта находятся в большом количестве бытовые и строительные отходы с образованием свалочных очагов, что не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ), которым гарантировано сохранность и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской

Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно статье 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия, необходимый состав которых определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и утверждения проектов зон, охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историка-, культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.

В силу части 1 статьи 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, в том числе и по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно пунктам 2, 13 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

В соответствии с пунктами 15,16 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает нормативным правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

В силу части 2 статьи 15 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в
<адрес>» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) границы зон охраны объектов
культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны
особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и
объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия),
режимы использования земель градостроительные регламенты в- границах данных
зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия
<адрес> по согласованию с федеральным органом
охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве культуры <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , министерство культуры <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным по исполнению части полномочий Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с п. 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков.

Проверкой, проведенной прокуратурой области, установлено, что до настоящего времени на объект культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых складов, XIX в.» не разработан проект зон охраны объекта культурного наследия. Отсутствие на вышеуказанный объект культурного наследия проекта зон охраны препятствует утверждению границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, привело к его разрушению и может повлечь полную утрату, также свидетельствует о непринятии уполномоченными органами: государственной власти мер к сохранению объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего, поколения многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объект культурного наследия, расположенный по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», б 1 литеры «А, Б, В, Е, Г», отнесен к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный рееетр объектов, культурного наследия. На основании пунктов 3 и 4 ст. 48 Федерального закона 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного. Реестр, выявленного объекта культурного наследования несет собственник такого объекте с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определен Инструкцией, утвержденной приказом Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу пункта 3 вышеуказанной Инструкции в случае, если объект культурного наследия находится в государственной собственности, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом государственной власти или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта.

Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия является важнейшим элементом их государственной охраны. Информационные надписи и обозначения содержат сведения о виде, категории, наименовании, времени возникновения, дате создания объекта и п<адрес> с тем на объекте культурного наследия федерального значения, расположенного по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г», отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

На основании изложенного суд полагает заявленные требования об обязании разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и установить на него информационные надписи и обозначения, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство культуры <адрес> разработать проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых складов XIX в.», расположенного по адресам: <адрес> литеры «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г».

Обязать Федеральное государственное унитарное эксплуатационное предприятие установить информационные надписи и обозначения на объект культурного наследия федерального значения «Комплекс экспортных зерновых кладов XIX в.», расположенный по адресам: <адрес> «А, Б», 49 литер «А», 51 литеры «А, Б, В, Е, Г».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: