о демонтаже рекламы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2012 года

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Власовой А.С.

с участием помощника Прокурора Кировского района г.Ростова -на- Дону Луценко Е.Б.

при секретаре Григорян К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ИП Киму ФИО8, МУ «Управление наружной рекламы» о демонтаже рекламной конструкции,

УСТАНОВИ Л:

Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ответчику, указав, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова - на - Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ИП Киму Р.В. установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ : расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, ва котором расположено средство размещения рекламы (L4) 4451мм.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита ( L1) 0мм.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес> ) до ближайшего нижнего угла рекламного щита tL2) 4515мм.; расстояние от края проезжай части, (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>), до опоры средства размещения рекламы (L3) 2320мм. Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик по настоящему делу. Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя он зарегистрирован Межрайонной ИФНС № 25 по РО в Кировском районе г.Ростова - на - Дону, где и состоит на налоговом учете. Разрешение м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдано Муниципальным учреждением « Управление наружной рекламы г.Ростова - на - Дону». Размещение рекламной конструкции согласно данному разрешению противоречит требованиям Госстандарта. В соответствии с ч.9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 5 указанного закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В силу ч. 4 ст. 19 этого закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и ( или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. Требования к средствам наружной рекламы и местам их расположения, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения установлены ГОСТ Р 52044 - 2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими з Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В соответствии со ст. 5 закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения з установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ - О техническом регулировании», со дня вступлению в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования ( включая) изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044 - 2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124 ст. ( в редакции изменений №1; утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170 - ст, в редакции изменений №2, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 № 117 ст., с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2 -ст.). Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044- 2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, т.е. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению. На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным разрешение м на установку рекламной конструкции по <адрес> в <адрес>, выданное ИП Киму ФИО9 Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г.Ростова - на -Дону», обязать ИП Кима Р. В. осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по вышеуказанному адресу в г. Ростове -на - Дону в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание явилась помощник Прокурора Кировского района г.Ростова -на — Дону Луценко Е.Б., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебное заседание явился ответчик, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика МУ «Управление наружной рекламы» в судебное заседание не явился, извещен.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика МУ «Управление наружной рекламы» в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова - на - Дону проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы.

В ходе проверки установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: <адрес> в <адрес>, принадлежащая ИП Киму Р.В. установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044 -2003: расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, ва котором расположено средство размещения рекламы (L4) 4451мм.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>) до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита ( L1) 0мм.; расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес> ) до ближайшего нижнего угла рекламного щита tL2) 4515мм.; расстояние от края проезжай части, (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части <адрес>), до опоры средства размещения рекламы (L3) 2320мм.

Владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является Ким Р.В.

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Ким Р.В. зарегистрирован Межрайонной ИФНС № 25 по РО в Кировском районе г.Ростова - на - Дону, где и состоит на налоговом учете.

Разрешение м на установку рекламной конструкции в 2007г. выдано Муниципальным учреждением « Управление наружной рекламы г.Ростова - на - Дону». Срок действия указанного разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ0г.

Размещение рекламной конструкции согласно данному разрешению противоречит требованиям Госстандарта.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с п.З ч. 4 ст. 5, ч.4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п.5 ч.З ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения.

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Согласно разд. 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно с п. 6.2. ГОСТ Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.

В соответствии с п. 5.3. ГОСТ Р 52044-2003 Конструктивные элементы-жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки) должны быть закрыты декоративными элементами.

В связи с тем, что данная конструкция не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», она создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части. В силу содержания п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", случаев влечет нарушение общих требований к рекламе. В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона "О рекламе", которым предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены па обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан.

Согласно Приказа ФДС РФ от 02.11.1998 N 405 "О введении в действие Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений", наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна Дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; нижний край рекламного Щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4.5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 м, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы.

В указании МВД РФ от 14.09.1995 № 1/4377 "О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе" предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью - не менее 6 м.

В силу постановления от 22 декабря 2006 г. № 1475 Об утверждении «Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ N 200, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.

Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.

Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от ДД.ММ.ГГГГ ) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства - киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.

В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании". В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 г. N 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ - О техническом регулировании», со дня вступлению в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования ( включая) изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044 - 2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ ст. (в редакции изменений ; утвержденных Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ - ст, в редакции изменений , утвержденных Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ ст., с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст.).

Кроме того, Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044- 2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Таким образом, учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 « Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» регулирует вопросы безопасности участников дорожного движения, т.е. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, данный ГОСТ подлежит обязательному исполнению.

Размещение рекламной конструкции ИП Ким Р. В. по адресу <адрес> угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц.

В связи с тем, что несоответствие рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу.

Таким образом, суд находит заявленные требования об обязании ИП Кима Р.В. осуществить демонтаж рекламной конструкции, подлежащими удовлетворению, так как они законны, обоснованны, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В удовлетворении требований о признании недействительным разрешения м на установку рекламной конструкции по <адрес> выданное ИП Киму ФИО10 Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г.Ростова - на -Дону», суд полагает необходимым отказать, так как указанное разрешение № действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно в настоящее время недействительно.

Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ИП Кима ФИО11 осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу <адрес> в <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.

Взыскать с ИП Кима ФИО12 государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2012г.

СУДЬЯ